Что посмотреть во Владивостоке? Опыт бывалого туриста
Пожалуй, для нас главный стереотип о Владивостоке - его расстояние от столицы России. Неделю поездом или больше восьми часов самолетом. В моем случае посещение столицы Приморья оказалось скорее вынужденным, чем сильно желанным. И, увы, всего на один день. А ведь не так я хотел сюда приехать. Не так.
Шестиполосному Золотому мосту не грозят землетрясения до 8 баллов и швальные ветры. ФОТО АВТОРА
От стелы к стеле
Много лет назад, ожидая какой-то поезд на Ярославском вокзале в Москве, я случайно наткнулся на стелу «Нулевой километр Транссиба». Отсюда стартует самая длинная железная дорога в мире, тянется через всю Россию и заканчивается во Владивостоке. Конечно, авантюрная мысль семь дней прожить в вагоне появилась моментально. Особенно когда узнал, что на том конце пути есть точно такая же стела с числом 9288 км. Сфотографироваться с обеими - такое желание засело во мне на несколько лет.
В итоге я сделал это. Только вот на поезде не ехал. И вообще оказался во Владивостоке «пролетом» из Гонконга в Новосибирск. Пересадка в 14 часов позволила и мечту исполнить, и по городу погулять, и даже попробовать знаменитое «примороженое» - веселое сочетание двух слов: «приморский» и «мороженое».
Раннее туманное утро, впереди весь день на изучение Владивостока. На поиски стелы (а находится она прямо на платформе между поездами) и фотографирование уходит ровно 5 минут. В принципе ничего особенного - серая, невзрачная. Не знал бы про нее, не обратил бы внимания. Проходящий мимо мужчина даже поинтересовался, что мы так старательно фотографируем. Он не знает про стелу. Зато показывает нам дорогу к своему любимому месту в городе - ротонде на Набережной улице.
Ротонда, пян-се и чифаньки
Ротонда - это несколько изящных колонн, практически свисающих над Спортивной гаванью. Отсюда, с Набережной улицы, сквозь туман мы пытаемся разглядеть другой берег, но кроме вод Амурского залива (который в свою очередь - часть Японского моря) ничего не видно. Постепенно туман рассеивается и появляются очертания порта и верфей, частных катеров и грузовых кораблей, словно плывущих в небесах.
У ротонды любят сидеть влюбленные парочки, сюда часто приезжают молодожены (не случайно здесь поблизости открыли Музей эротики, строго 18+). Несмотря на очевидную необходимость подштукатурить трещинки и подкрасить колонны, ротонда - одно из самых популярных мест среди горожан.
Став первыми покупателями знаменитого «примороженого» у только что начавшего рабочий день киоска, мы двигаемся дальше. Всего 5 минут до самого международного места Владивостока - сквера городов-побратимов. 11 довольно крупных П-образных конструкций с названиями зарубежных «партнеров» из Азиатско-Тихоокеанского региона: японская Акита и американский Сан-Диего, корейский Пусан и китайский Далянь. Отношения есть даже с Эквадором и Малайзией. Оставлено место и под новые арки.
Глухие стены соседних зданий тоже облагорожены рисунками на аналогичную тему. Граффити с молекулами ДНК символизирует единство людей, красивый иероглиф переводится почти так же - «связь между людьми». Самым понятным для нас оказывается большая голова амурского тигра, вокруг которой четыре руки, сцепленные в замок. Американский художник, автор этого рисунка, назвал Владивосток «неоднозначным регионом, расположенным между Россией, Китаем и Японией», а хищника - символом города.
Азиатская часть города начинается здесь же - на улице Фокина, в народе называемой «Дальневосточным Арбатом». Количество вывесок и табличек с иероглифами тут если не большее, то наравне с кириллицей. Меню большинства кафе продублировано на китайский и корейский языки. А полуподвальных магазинов с продуктами «из-за бугра» примерно столько же, сколько у нас в Петербурге финских. Здесь очень популярна кисло-сладкая кухня Северного Китая и корейское лакомство пян-се - паровые пирожки с начинкой из капусты или мяса. И если, дойдя до Москвы, они стали крайне модным деликатесом, то на владивостокских улицах все это выглядит довольно кустарно - их продают в обогреваемых ящичках обычные бабушки.
Сами горожане любят питаться в чифаньках (они же «китайки»). Это небольшие кафешки в стиле «дешево и сердито»: низкие цены, не совсем чисто и, как обязательный элемент, аляповатые русифицированные названия со звездочкой вместо буквы Ж. Комические ошибки в меню давно перестали быть объектом насмешек. Сейчас всевозможные «жареные луки с говядиной» читаются с улыбкой. А когда выходцы из соседних стран представляются Геной, Толиком или Наташей, становится ясно, как нужно адаптировать себя под условия новой жизни.
Восточная Миллионка
Мы входим в так называемую Миллионку - район компактного проживания китайцев во Владивостоке на рубеже XIX - XX веков. Сейчас это несколько улочек с ветхими домами без удобств. Увы, кое-где здесь до сих пор живут люди. Раньше Миллионка считалась городом в городе с массой публичных домов, кальянных и казино, преступными группировками и фальшивомонетчиками, русскими контрабандистами и китайскими разбойниками, скрывающимися от закона. Последние годы по кварталу водят экскурсии и воодушевляют туристов легендами о знаменитом золоте Колчака, спрятанном где-то здесь, и подземных коридорах, по которым можно добраться даже до Китая.
Сейчас в некоторых домах района периодически организуют творческие встречи и художественные выставки, концерты камерной музыки и квесты по поискам таинственных кладов. Миллионку частично реставрируют. И обновленные здания из красного кирпича очень напоминают отреставрированные склады Северного страхового общества на Лиговском, 50.
Гуляя по «азиатской» части Владивостока, конечно, нельзя сказать, что это очередной Чайна-таун или район Маленькая Япония. Ничего общего с подобными местами в американских мегаполисах. Хлынувшие сюда в начале 1990-х жители Поднебесной не смогли мощно ассимилироваться и со временем вернулись домой.
Основные туристы - соседи
Всего три часа езды от Владивостока до китайской границы. Почти столько же - до корейской. Неудивительно, что основные туристы в портовом городе именно из этих стран. За весь день мы не встретили ни одной русской группы. Зато азиатских не менее десяти точно. Около знаменитой субмарины, переделанной в музей, восточных гостей встречает румяная девушка в красно-золотом сарафане и кокошнике а-ля рус. Это экскурсовод. С намеренно выделяющимся славянским акцентом она на полуанглийском-полукитайском рассказывает историю подводной лодки и приглашает внутрь. Там несколько отсеков-кают с артефактами ее участия в боевых действиях времен Отечественной войны.
Мы быстрым шагом проходим музейные отсеки и машинное отделение, по пути встречая еще несколько азиатских групп, пытаемся что-то разглядеть в недействующий перископ и выбираемся на свободу с другого конца субмарины. Желаем ей обзавестись как минимум одним кондиционером. А нам пора в дальнюю дорогу.
Отъезжаем с вокзала в аэропорт. В окне на секунду мелькает стела, ради которой я рвался на этот край России. Позади остается холмистый Владивосток, который в середине прошлого века Хрущев стремился превратить в «русский Сан-Франциско». А по правую руку - знаменитый пляж Шамора, воспетый «Мумий Троллем» на одноименной пластинке, городская мусорная свалка, закатанная в асфальт, оздоровительный детский центр и казино...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6439) от 16.05.2019 под заголовком «9288 километров от Москвы».
Комментарии