Что они натворят? Креативные индустрии ждут, когда их по‑настоящему «узаконят»

Платформа «Нетфликс» из России ушла, а российские фильмы и сериалы, купленные ею до ухода, по сей день собирают недурные просмотры в мире: «Лучше, чем люди», «Эпидемия», «Майор Гром». Это пример того, как работают креативные индустрии. Госдума пока только в первом чтении приняла законопроект, регулирующий эту сферу. Но Росстат уже определился, что к ней причислять, и подсчитал ее вклад в экономику страны.

Что они натворят? Креативные индустрии ждут, когда их по‑настоящему «узаконят» | ФОТО Denise Jans on Unsplash

ФОТО Denise Jans on Unsplash

Не по стандартам, а по‑новому

Креативные (или творческие) индустрии — это сфера экономики, построенная на использовании интеллектуальной собственности. В ней зарабатываешь, трудясь не по прописанным стандартам и планам, а придумывая что‑то новое. Но вот четко определить, что именно к этой области относится, нелегко. К примеру, гастрономия: авторские рецепты — да, наверное, а массовый общепит вряд ли.

Однако определиться с индустриями надо, чтобы понимать, какой вклад они вносят в ВВП страны. Вклад этот в мире растет, в некоторых государствах достиг 8 %. Власти это поощряют. Например, мировое молодежное помешательство на южнокорейских музыкальных группах — один из результатов тамошней господдержки творческого сектора.

В России есть Концепция развития креативных индустрий, в планах правительства РФ довести их вклад в ВВП до 6 % к 2030 году. Но из‑за неопределенности (что причислять к сфере?) в 2022 году этот вклад оценивали по‑разному: от 2,64 до 3,2 %. Сейчас Росстат отнес к креативным индустриям кино и анимацию, архитектуру и урбанистику, дизайн, моду, музыку и саунд-дизайн, гастрономию, отрасли культурно-зрелищную и литературно-издательскую, изобразительное и визуальное искусство, программное обеспечение, игры и игрушки, рекламу и коммуникации, медиа, журналистику.

За 2023 год Росстат «креативный» вклад еще не подсчитал, а по данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), он был уже 4,87 % — получается, до намеченной цели рукой подать. Однако, признают эксперты, в регионах ситуация очень разная. Хорошо обстоят дела в Петербурге, в экономику Москвы «креативщики» уже вносят больше 9 %, а в 49 регионах вклад низкий, отмечает АСИ.

Между тем и глобальная, и российская креативные экономики в последние три года пережили несколько шоков. Так говорят авторы исследования «Перспективные направления развития креативной экономики России в среднесрочном периоде». Среднесрочное — это на пять — десять лет. Авторы — Федерация креативных индустрий и Институт национальных проектов при участии экспертов экономического факультета МГУ.

Первым шоком стала пандемия: из‑за нее в мире стал бойко развиваться онлайн — и резко просели офлайн-развлечения.

Потом намного быстрее ожидаемого набрали обороты технологии искусственного интеллекта (ИИ). Насколько это шок, можно судить, например, по многомесячной забастовке голливудских кинодеятелей: если сценарий может написать нейросеть, зачем платить сценаристам? А можно судить и по «депрофессионализации», которую эксперты отмечают в творческих индустриях. Например, чтобы «дизайнить», вроде уже и не требуется соответствующее образование — поможет рисующая нейросеть.

Наконец, уже конкретно в России творческую отрасль наряду с другими затронули санкции: ушли иностранные игроки, уехали часть специалистов.

За первое полугодие 2023 года экспорт российских креативных услуг (из них лидировали айтишные) снизился на 53 % по сравнению с таким же периодом 2022 года. Впрочем, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев предполагает: российское креативное сообщество адаптировалось и на самом деле в глобальном мире присутствует. Просто переход через границу прав интеллектуальной собственности (в отличие от денег и товаров) не проследить. Возможно, российские творческие услуги просочились в другие страны и генерируют выручку там.

Где наши пути расходятся

После пережитых стрессов мировая креативная экономика в чем‑то изменит направление развития. Причем глобальная и российская начинают двигаться по несколько разным траекториям, отмечает ведущий специалист Института национальных проектов Виктор Брызгалин.

Например, в мировых творческих индустриях прогнозируют уклон в глобализированность, экологичность, безопасность. В России растет интерес к национальным и локальным продуктам.

В мире видят угрозу со стороны искусственного интеллекта — дескать, отнимет рабочие места. В России, наоборот, на него надеются: возьмет на себя часть задач при ожидаемом дефиците кадров.

Этот дефицит — еще одна российская «особенность». В мире творческая экономика считается этаким прибежищем для избыточных кад­ров из других отраслей. Условно: человека сократили в фирме — а он взялся писать сценарии для свадеб и юбилеев. В России в ближайшие годы «некреативные» отрасли будут вытягивать кадры из креативных. Скажем, кто‑нибудь закроет свое агентство по организации семейных праздников и пойдет на предприятие, за надежным заработком.

Нехватка кадров будет ощущаться в ближайшие 5 – 10 лет даже сильнее, чем проблемы с финансированием, считают эксперты.

— Креативная индустрия — это не про какую‑то отрасль, а про перспективы для России, — формулирует Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ.

Экономический рост, который был зафиксирован в конце 2023 года, объясняется в основном государственными вложениями, но есть и технологические успехи компаний: к примеру, Сбер и «Яндекс» создали свои GPT — генеративные языковые модели, создающие тексты (нейросеть от «Яндекса» вообще вошла в топ-20 мировых, говорит Аузан).

В российских «Основах государственной культурной политики» субъектам РФ предписано присмотреться, что у них есть многообещающего среди «креативного» — и это поддержать, чтобы извлечь выгоду.

— Меры поддержки не должны быть «общими». Необходима дифференцированная стратегия, — уверен Виктор Брызгалин.

К примеру, если в регионе неплохо идет местный туризм, следует поддерживать его — и не ломать пока голову над тем, как помочь экспорту. Или, допустим, в регионе собрались крепкие айтишные бизнесы — им как раз можно помочь продвинуться по меньшей мере в «дружественные страны».

Есть и компромиссные индустрии, их называют «глокальные»: «глобальный» + «локальный», то есть ориентированные и на местный рынок, и на мировой. В качестве примера Сергей Матвеев приводит гастрономию: через франшизы можно распространять кафе со своими особыми рецептами по миру.

— Еще лет десять назад считалось: малый бизнес — для локального рынка, средний — для национального, большой — для глобального, — напоминает Александр Аузан. — С появлением цифровых платформ это не так: малый бизнес выходит сразу на все рынки.

Интеллектуальная собственность как валюта

Сергей Матвеев, наблюдая за регионами, отмечает некоторые «гениально выбранные приоритеты». Ханты-Мансийский округ, к примеру, просто посмотрел, в каких региональных отраслях есть деньги (в ХМАО это лес и нефтянка) — и поддержал то креативное, что как‑то с этой сырьевой промышленностью сопрягается. Лес подтянул за собой экологичное северное домостроение и архитектуру, а нефть — промышленный дизайн предметов интерьера из материалов нефтепереработки.

Экономист Аузан приводит в пример Республику Саха (Якутия): она первой в стране, еще в 2018 году, запустила поддержку креативщиков. В результате именно там возник сервис перевозок InDrive (вполне себе конкурент «Яндекс-такси») и именно там видеоигровая индустрия так окрепла, что якутский кейс ставят другим регионам в пример.

А в Иркутске, на берегу Ангары, создан жилой кластер «Патроны Клуб»: коттеджи, детсад, школа, спортплощадки, кафе и все такое — но главное: на жилье там можно претендовать под залог интеллектуальной собственности, говорит Эльвира Доржиева, директор Байкальского агентства креативных индустрий (оно действует на территории Иркутской области и Бурятии). По словам Доржиевой, это предложение для людей, «которые готовы приехать к нам в Иркутскую область и развивать креативную экономику в регионе». Причем с замахом на национальный масштаб, а то и на заграницу: регион соседствует с Монголией и Китаем.

— Интеллектуальная собственность начинает становиться свое­образной валютой, — считает Игорь Намаконов, гендиректор Федерации креативных индустрий.

Сейчас в стране два десятка законов регулируют отдельные творческие сферы. Готовящийся закон о развитии креативных индустрий, как говорят эксперты, должен унифицировать правовое регулирование в этой сфере. Он не только закрепит само понятие «креативные индустрии», но и, в частности, определит меры для их государственной поддержки.


#КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ #РАЗВИТИЕ #ЭКОНОМИКА

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7587) от 23.01.2024 под заголовком «Что они натворят».


Комментарии