Что интересного можно увидеть в городе Чаплыгин?
Когда‑то в прошлом город Ломоносов, что под Петербургом, и липецкий Чаплыгин имели схожие названия — Ораниенбаум и Ораниенбург. Их сочинил сам Петр I в честь своего кумира. А владел обоими городами Меншиков. Сегодня «дом-музей» князя и парк на месте его резиденции — главные туристические объекты Чаплыгина.
Дом хлебного торговца Казьмина на Советской за необычное оформление фасада чаплыгинцы называют Домом со скульптурами / ФОТО автора
Топонимических легенд о связи того или иного города с Петром I не счесть. В той же Липецкой области найдется город Грязи, где император во время дождя якобы попал на своей коляске в чернозем — и повелел присвоить месту такое не слишком благозвучное название. В случае же с двумя «оранжевыми» городами ситуация иная. В 1702 году самодержец лично заложил в селе Слободском крепость по голландскому образцу и дал название Ораниенбург, что в переводе с немецкого означает «крепость Оранского». Дело в том, что правитель Нидерландов, а позже король Англии и Шотландии Вильгельм III Оранский был кумиром Петра. Чуть позже, в 1710 году, династию Оранских царь увековечил и в названии нового города под Петербургом — Ораниенбаума.
Любопытно, что на гербах двух городов изображены разные деревья. Ораниенбаум померанцевым (апельсиновым) деревом хранит память о гербе династии Оранских. А на ораниенбургском гербе с XVIII века изображены «ветви с плодами яблоннаго дерева».
Владельцем крепости с момента ее основания был ближайший сподвижник Петра Александр Меншиков. Он создал тут свое поместье на берегу Ягодной Рясы. По воспоминаниям современников, это было «громадное прекрасное строение, похожее на увеселительный дом, с красивым кабинетом наверху, в виде фонаря (бельведера. — Прим. автора)». Они же писали, что «и дом, и крепостца окружены одним и тем же земляным валом, или стеною».
Сама усадьба не сохранилась, хотя многие по ошибке причисляют к ней «старинные палаты» в городском парке, в которых квартирует Чаплыгинский краеведческий музей. На самом деле это лишь стилизация под начало XVIII века: здание было построено в 2004 году на месте исторических руин. В самом музее можно на макете рассмотреть, какой была крепость, а еще взглянуть на чудом уцелевшие кусочки усадебных изразцов.
Небольшую часть крепостной стены можно увидеть в местном парке: это остатки двух прясел и двух бастионов, на одном из них сооружен фонтан. Еще один привет из современности в прошлое — конный памятник Петру I и Меншикову, установленный чуть больше десяти лет назад при входе в парк.
Расти город стал уже после смерти основателей. В 1778 году за ним закрепили упрощенное народное название — Раненбург. Спустя почти полвека была выстроена главная доминанта — Троицкий собор. К облику храма приложил руку губернский архитектор Рязани Николай Воронихин, племянник автора петербургского Казанского собора Андрея Воронихина: он спроектировал колокольню, завершенную шпилем. Собор расположился на Хлебной площади, ведь к тому времени Раненбург стал важным зерновым городом. Особенно славилась местная гречиха. Хлеба город поставлял на российские рынки до 1,5 млн пудов.
Крепости давно нет, а вот ее пятигранная форма нашла отражение в геометрии сетки улиц. Историческая купеческая застройка с одно-двухэтажными домами сохранилась в первую очередь на ближайшей к фортеции Советской улице, бывшей Козловской. Видно, что чаплыгинцы уделяют внимание внешнему облику: зданьица выглядят если не отремонтированными, то хотя бы свежеокрашенными. Правда, не все. На углу с улицей Максима Горького не первый год стоит заброшенный особнячок. Некоторое время назад его лишили позднего (видимо, советского) второго этажа, но на этом работы остановились. Памятник академику Сергею Чаплыгину, уроженцу города, в честь которого Раненбург переименовали в 1948 году, тоже стоит на фоне разрухи. Что печально, этим фоном является дом, где Чаплыгин родился. На других улочках можно наткнуться на деревянные резные дома. Дворянское собрание, дом Никитиных, дом Иловайского…
А под Чаплыгином, в поселке Рощинском, есть еще одна важная достопримечательность — Петропавловская пустынь. Этот мужской монастырь был создан по инициативе Меншикова в первые годы существования города. В советское время обитель подверглась разору: был взорван Петропавловский собор, разрушена колокольня с храмом Александра Невского, обустроенный в Успенской церкви клуб обрушился. Территорию и постройки монастыря использовали сперва под колонию для несовершеннолетних, а затем — для нужд свиносовхоза. После возвращения церкви территория вновь вернула себе прежнюю функцию, а оба храма постепенно восстанавливаются.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7673) от 30.05.2024 под заголовком «Апельсиновое Черноземье».
Комментарии