Чем чреваты признания Манафорта и Коэна для Дональда Трампа

Вторник минувшей недели стал поистине черным для американского президента. Бывший личный адвокат дал против него показания под присягой, а экс-глава предвыборного штаба был признан виновным в финансовых преступлениях.

Чем чреваты признания Манафорта и Коэна для Дональда Трампа | ФОТО Manczurov/shutterstock

ФОТО Manczurov/shutterstock

Пол Манафорт, который возглавлял предвыборный штаб Трампа в течение пяти месяцев в 2016 году, был признан виновным в совершении восьми финансовых преступлений. По оставшимся 10 обвинениям, выдвинутым против Манафорта, присяжные не смогли прийти к единодушному заключению, и председательствующий судья объявил судебное разбирательство по этим пунктам неправосудным.

Личный адвокат Трампа Майкл Коэн заключил сделку о сотрудничестве с судом Южного округа Нью-Йорка и дал под присягой показания, в которых он признал себя виновным по восьми пунктам обвинения. Он признал, что заплатил за молчание двум женщинам, утверждавшим, что у них была интимная связь с Трампом, чтобы они не разглашали компрометирующую информацию — «по согласованию с и по указанию кандидата на федеральный пост». Этим кандидатом, хотя Коэн и не назвал его имени, несомненно, был Трамп.

Интересно, что сцена с вынесением обоих вердиктов смотрелась, как будто ее заказал голливудский продюсер. С разницей две минуты. Сначала в зале федерального суда в Нью-Йорке Майкл Коэн признал свою вину, а потом федеральный суд в Александрии, штат Вирджиния, признал виновным Пола Манафорта — и тоже по восьми пунктам.

Реакция главы Белого дома на оба события была адекватна, но, по своей сути, различна. На вердикт Манафорту Трамп спокойно заявил, что расследование в отношении бывшего политтехнолога было начато на почве скандала вокруг приписываемых ему связей с Россией, теперь же его судят по делу о финансовых махинациях на Украине, и к подозрениям касаемо мнимого сговора с Москвой это уже не имеет никакого отношения. При этом президент добавил, что он опечален и сочувствует Манафорту.

А вот по поводу обвинений в свой адрес со стороны бывшего личного адвоката Трамп пространно распространяться не стал, а всего лишь отшутился, написав в Twitter: «Если кто-то ищет адвоката, я бы настойчиво рекомендовал не пользоваться услугами Майкла Коэна».

Такая разница в реакции Трампа на эти два решения не случайна. В этом сходятся и мировые СМИ, и международные эксперты. Они считают, что доказательства в обоих делах не связаны с расследованием существования заговора с Россией во время выборов, которое и дало ход этим судебным преследованиям. Об этом дружно пишут колумнисты таких влиятельных мировых изданий, как Wall Street Journal, Bild, ВВС и даже главный, по мнению Трампа, «американский фейк» CNN.

Обозреватель британской BBC Джон Сопел полагает, что реакция Трампа на эти два приговора наглядно показывает их различную степень опасности для его будущего. «Преступления Манафорта относятся к периоду, предшествовавшему его сотрудничеству с Трампом, и они не доставят хлопот главе Белого дома. А вот признания Коэна куда более токсичны. Из них следует, что он нарушил законы о выборах с ведома, а то и по прямому указанию кандидата на высший пост. Он недвусмысленно дает понять, что был в сговоре с Трампом. И это как минимум несмываемое пятно. Или все же царапина? Нынешний американский президент обладает удивительной способностью выходить сухим из скандалов, которые других уже давно потопили бы», — заключает Сопел.

В целом согласен с мнением ВВС и профессор Университета Джорджа Вашингтона Джонатан Терли, который прокомментировал эти два судебных вердикта американскому информационному каналу Fox News. «Это плохие новости. Все просто. Если они решат, что показания правдивы, что Коэну приказали сделать эти платежи, а это явное нарушение закона о финансировании избирательных кампаний, тогда президент превращается в сообщника, против которого пока не выдвинуты обвинения. Это понятно любому адвокату в Белом доме. Это куда опаснее, чем дело Манафорта, тут президент прав, это его вообще не касается. В отличие от дела Коэна», — подчеркивает эксперт.

А вот американское агентство Bloomberg полагает, что судебное решение по Полу Манафорту также наносит сильный удар по позициям Дональда Трампа, прежде всего потому, что данное дело стало первым, которое в суд передала именно команда спецпрокурора Роберта Мюллера, ведущая расследование «вмешательства» России в американские выборы в 2016 году. В середине сентября в Вашингтоне начнется второй процесс, по сведениям агентства, он полностью будет посвящен России и контактам бывшего главы избирательного штаба Трампа с российской властью. Bloomberg рассматривает нынешний вердикт как прелюдию к более выигрышному для противников Трампа сентябрьскому разбирательству.

Российские эксперты больше внимания уделяют возможным последствиям «черного вторника» для американского президента и считают, что при всех негативных вариантах импичмент главе Белого дома не грозит. По мнению эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, Трамп достаточно защищен в юридическом плане, но у него могут возникнуть проблемы с точки зрения общеполитической ситуации в США и моральных принципов. «Очевидно, что, если преступление было совершено, его совершал сам Коэн, а не Трамп. Что касается поощрений, уговоров, то Трамп это отрицает, а против него — только свидетельство самого Коэна. История для него крайне неприятная, но на импичмент это не тянет», — полагает аналитик.

В свою очередь эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин также сомневается, что судебные процессы против экс-сотрудников Трампа могут привести к импичменту действующего лидера США. При этом Манафорт, которого судят в большей степени за финансовые преступления, связанные с лоббизмом, по оценке аналитика, стал козлом отпущения. «Мюллеру нужно отчитываться по работе, которая идет больше 13 месяцев, нужны конкретные результаты, а их нет. Это инструмент дисциплинирования Трампа, чтобы держать его в мейнстримовских рамках, показывающий, что, если он станет проводить свою суверенную линию, то истеблишмент будет напоминать, что за ним числятся грязные делишки. Также не думаю, что дело Коэна может привести к импичменту. Он возможен, если будет полный консенсус в американской элите в отношении Трампа, а его нет», — резюмирует Блохин.

#США #Трамп #политика #суд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (6256) от 28.08.2018 под заголовком ««Черный вторник» Трампа».


Комментарии