Через Якутию к океану. Стартовали работы по международному коридору «Мохэ — Найба»

В России начались работы, связанные с созданием международного транспортного коридора «Мохэ — Найба». Проект по формированию этой линии, которая свяжет порты Северного Ледовитого океана и Китая посредством автодорог и стальных магистралей, представил недавно Айсен Николаев, глава Республики Саха — Якутия.

Через Якутию к океану. Стартовали работы по международному коридору «Мохэ — Найба» | ФОТО dmitriy severni on Unsplash

ФОТО dmitriy severni on Unsplash

Этот крупный международный проект он презентовал на VI Северном форуме по устойчивому развитию (СФУР), который прошел в столице республики Якутске при поддержке Северо-Восточного федерального университета. А незадолго до этого помощник главы нашего государства, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев объявил о том, что работы по созданию нового транспортного коридора фактически уже стартовали.

Речь идет о бесшовной транспортной системе длиной около 4 тыс. км, по которой планируется перевозить грузы между арктическими морскими портами РФ и Китая. По словам Айсена Николаева, в нее войдет значительный комплекс объектов, включая портовые терминалы, сервисные центры и логистические узлы, связанные с железнодорожными и автомобильными магистралями. Для реализации проекта потребуется существенно обновить речной флот, обеспечивающий судоходство на реке Лене. А на берегу моря Лаптевых, в селе Найба, предстоит построить глубоковод­ный порт, который сможет принимать крупные сухогрузы, контейнеровозы и танкеры. Первый этап строительных работ должен завершиться к 2030 году.

Железнодорожные ветки и автомагистрали соединят новый транспортный хаб с самым северным китайским городом Мохэ, который расположен на берегу реки Амур, недалеко от границы с Россией. Намечается также расширить пункт пропуска «Джалинда», действующий около этого города, реконструировать железнодорожный участок Рейново — Сковородино и возвести через Амур новую переправу.

Другой большой мост планируется перекинуть через сибирскую реку Лену на стыке трех федеральных и пяти региональных автодорог. А возле поселка Нижний Бес­тях (он находится в 15 км от Якутска) появится мультимодальный логистический узел, рассчитанный на разные виды транспорта.

Преимущества этого проекта очевидны, полагают специалисты. Выход к Северному морскому пути по реке Лене составит в таком случае 3,1 тыс. км. То есть он будет значительно короче самого большого участка Трансарктического транспортного коридора (около 8 тыс. км), связывающего порты Тикси и Владивосток. Российские производители смогут быстрее и с меньшими затратами выходить на мировые рынки. Перевозка контейнеров станет гораздо дешевле, вырастет скорость доставки грузов.

Основная часть этой инфраструктуры уже фрагментарно имеется, подчеркнул глава Саха — Якутии. Инициаторы проекта работают в настоящее время с Амурской областью и китайской провинцией Хэйлунцзян. Проект предусматривает также тесное сотрудничество с РЖД и госкорпорацией «Росатом», выступающей инфраструктурным оператором Севморпути.

Объединив усилия, участники этого мегапроекта смогут запус­тить важный для России и Китая транспортный коридор уже в ближайшие годы. Грузопоток по нему будет стремительно расти и через десять лет может достичь 20 млн тонн в год, сообщил Айсен Николаев.

Для решения этих масштабных задач, требующих значительного объема финансовых средств и других ресурсов, потребуется использовать разные формы государственно-частного партнерства и инструменты фондового рынка. Планируется также активно вовлекать в проект ведущие инфраструктурные компании, имеющие опыт реализации крупных проектов, отметил Патрушев.

Читайте также:

Плоды партнёрства. В Пекине состоялся Российско-китайский энергетический бизнес-форум

Визит Владимира Путина в Индию: новый импульс стратегическому партнёрству


#Китай #транспортный коридор #СФУР

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (8047) от 02.12.2025 под заголовком «Коридор длиной тысячи верст».


Комментарии