Чего боятся шведы. Стокгольм прекратил расследование теракта на «Северных потоках»

В минувшую среду на сайте прокуратуры Швеции появилось сообщение, что Стокгольм прекращает расследование дела о взрывах на международных трубопроводах, поскольку оно не относится к юрисдикции государства. В России это решение расценили как боязнь скандинавской страны раскрыть правду об исполнителях и заказчиках теракта.

Чего боятся шведы. Стокгольм прекратил расследование теракта на «Северных потоках» | ФОТО CARTIST on Unsplash

ФОТО CARTIST on Unsplash

«Следствие пришло к заключению, что шведская юрисдикция неприменима, и потому расследование следует прекратить», — говорится в сообщении прокуратуры. Как следует из заявления следователей, их основной целью было установить, причастны ли к инциденту граждане Швеции и использовалась ли для его реализации территория страны, что могло бы нанести ущерб интересам или безопасности страны. По словам прокурора Матса Люнгквиста, расследование было систематическим и тщательным. Было проведено обширное изучение места преступления, а также несколько допросов. Отметим: в апреле 2023 года шведский прокурор допускал, что за диверсией стоит некий «государственный субъект». При этом он подчеркивал, что винов­ников подрыва трубопроводов будет сложно найти.

Как заявил шведский прокурор, расследование дела «о серьезном саботаже» на «Северных потоках» продолжат власти Германии. По его словам, Берлину были переданы материалы, которые могут быть использованы в качестве доказательств. «Немецкое расследование продолжается, и в силу секретности, которая преобладает в сфере международного правового парт­нерства, я не могу давать дальнейшие комментарии об имевшем место сотрудничестве. Я также не смогу дать какие‑то дальнейшие комментарии касательно выводов шведского расследования или подозреваемых в рамках этого расследования», — пояснил Люнгквист.

В Москве такое решение прокуратуры вызвало негативную реакцию, официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала фарсом шведское расследование. По ее словам, в Стокгольме изначально демонстрировали несерьезность своих намерений и боялись раскрыть правду о произошедшем. «Боязнь раскрыть правду не только как светлую истину, а конкретные детали найти и выявить — об исполнителях этого теракта и о заказчиках», — сказала она в ходе брифинга. Захарова также предположила, что Швеция, как и Германия с Данией, проводящие собственные расследования, находится под влиянием США, не заинтересованных в том, чтобы правда стала достоянием общественности. Официальный представитель МИД напомнила, что Россия ведет собственное расследование подрывов газопроводов. Из комментария следует, что его результаты будут обнародованы.

В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал позицию Стокгольма примечательной. Напомнив о том, что Моск­ва неоднократно и безрезультатно запрашивала у Швеции информацию о ходе следствия, он заключил, что в Стокгольме «сейчас предпочли просто свернуть это дело». А отвечая на вопрос, есть ли шанс, что Германия установит виновных по этому делу, призвал посмотреть, как в ФРГ отнесутся к проведению расследования. Песков напомнил, что немецкая сторона в результате этой террористической диверсии против критической инфраструктуры потеряла очень важный актив. Пресс-секретарь президента РФ подчеркнул: Берлин очень много потерял и от многого отказался из‑за этого теракта. «Страдают налогоплательщики в Германии, страдают немецкие фирмы, компании теряют свою конкурентоспособность, теряют свою рентабельность без этого газа. Интересно будет, насколько скрупулезно германские власти подойдут к этому расследованию», — добавил представитель Кремля.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, решение Швеции отказаться от проведения дальнейшего расследования говорит о том, что они перешли в стадию спускания дела на тормозах. «С одной стороны, они не могли не открыть расследование — все‑таки произошли теракты в европейской акватории (один взрыв — в шведской, второй — в датской), не завести уголовной дело в этой ситуации было бы странно. С другой стороны, никакого реального расследования, естественно, никто проводить и не собирался, иначе можно было бы выйти самим на себя. На то, что реально никто ничего не хотел расследовать, указывает тот факт, что европейцы не объединили свои дела — каждый проводил отдельное расследование: Германия — свое, Дания — свое, Швеция — свое», — считает эксперт.

По его словам, это было сделано, чтобы исключить утечки какой‑либо информации, если она у них вообще была. Расследование проводить им было нельзя — а что, если в реальности ты выйдешь на США или на какого‑то исполнителя, например, на поляков или британцев? «Поэтому Швеции нужно было открыть дело, а затем поэтапно его закрыть. Сейчас мы слышим оправдания и заявления об отсутствии подозреваемых, а дальше дело отправят в архив. Возможно, когда‑нибудь — через десятилетия — мы увидим возобновление расследования, засекречивание дела или признание вины кем‑то из стран Запада. Но сейчас никто в причастности ко взрывам признаваться не будет», — полагает Юшков.

Немецкий политолог экономист Айке Хамер назвал решение Швеции о прекращении расследования по взрывам на «Северных потоках» попыткой замять крупнейший теракт против Германии. «Остановка расследования означает, что Швеции больше не нужны новые сведения. В принципе Сеймур Херш очень детально описал все преступление, назвав преступника — ЦРУ или же американские спецподразделения при сотрудничестве НАТО. Вполне вероятно, что Швеция и Дания тоже причастны, да и немецкое правительство не кажется совсем безучастным», — сказал Хамер. По его мнению, на сегодняшний день ясно, что новых данных о расследовании диверсии на газопроводах ждать не приходится. «Если не будет никаких последствий, то есть не последует обвинение или какой‑либо процесс, то это станет абсолютным ударом ниже пояса по правовой государственности», — отмечает политолог.

По его словам, в таком случае крупнейший теракт против ФРГ и в целом Евросоюза окажется безнаказанным. Он также предположил, что вскоре расследования остановят и в самой Германии, где правовая государственность уже больше не играет никакой роли. Хамер также добавил: если все данные расследования журналиста Херша верны, а министр экономики ФРГ Роберт Хабек в преддверии теракта получил о нем сведения, то в скором времени власти ФРГ поручат прокуратуре прекратить расследование. «Это ситуация вопиющей преступной деятельности со стороны государства. Сеймур Херш подробно изложил весь состав преступления, а немецкие власти не приложили больших усилий для расследования положения дел или чтобы как‑то продвинуться в сторону уголовного преследования. У меня такое чувство, что хотят замять невиданное по своим масштабам преступление, возможно, крупнейший теракт против Германии в послевоенной истории», — сказал он. По мнению Хамера, ответственность за этот саботаж несут те, кто его устроил. А немецкое правительство сегодня действует в чужих интересах, а не в интересах граждан ФРГ.

В ТЕМУ 

В своей новой публикации на прошлой неделе Херш выразил мнение, что власти Дании и Швеции знали о проводившихся перед взрывом тренировочных погружениях, но предпочли скрыть это от общественности. Он также уверен, что главной целью теракта было «не допустить примирения России и Германии». Американцы опасались, что канцлер Олаф Шольц, который по требованию Вашингтона перекрыл поставку российского газа по трубопроводу «Северный поток-2», может передумать, столкнувшись с трудностями в энергетическом секторе. Взрыв магистралей отрезал Берлину все пути к сотрудничеству с Москвой и не оставил Германии никаких других вариантов, кроме как переориентироваться на покупку дорогого сжиженного газа из США.


#Швеция #расследование #«Северные потоки»

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (7601) от 12.02.2024 под заголовком «Чего боятся шведы ».


Комментарии