Бум дистанционки. Какие сервисы оказались не готовы к работе «онлайн»?
На днях позвонила классная руководительница дочки, чтобы узнать о «наличии технических средств для дистанционного обучения». От моих слов о том, что с техсредствами дела обстоят отлично, она испытала явное облегчение. Класс-то выпускной, времени до ЕГЭ осталось всего ничего, и совершенно непонятно, как наши дети сумеют подготовиться самостоятельно, не выходя из квартиры. Хорошо хоть с гаджетами это поколение уже дружит давно. В отличие от многих взрослых...
Фото: Pixabay / janeb13
Неопытными учениками, попавшими в малознакомые условия, почувствовали себя в эти «самоизолированные» недели и многие родители, и абсолютное большинство бабушек-дедушек наших школьников.
Оптимисты утверждают: коронавирус в конечном итоге станет «спусковым крючком» для резкой информационной трансформации экономики города, а также общественного сознания и каждого из нас в отдельности. Он заставит увидеть колоссальную пользу новых технологий во всех сторонах повседневной жизни, приведет ко всеобщему переходу граждан на удаленку и буму дистанционных услуг даже после окончания всех карантинов.
Может быть, мы к этому действительно придем. А пока... Вот лишь несколько наблюдений из серии «проверено на себе» о том, как работают уже существующие сложившиеся дистанционные системы в нашей жизни.
Надо заметить: автор этих строк относится к категории «IT-скептиков», предпочитающих набирать корзину продуктов в супермаркете своими руками, приобретать бытовую технику, посоветовавшись с умным профессиональным консультантом в магазине, погашать кредит в банке через живого оператора, платить за квартиру, свет и газ привычным способом, придя в ближайшее отделение «Петроэлектросбыта», а также пользоваться услугами давно знакомого менеджера по страхованию в дилерском центре, где была куплена машина.
В одночасье все эти простые действия стали недоступными - и пришлось-таки набираться смелости и выходить на просторы онлайн-платежей. Иной раз, кстати, совсем немалых...
Сразу скажу: коронавирусные ограничения практически не испортили систем доставки из интернет-магазинов бытовой техники, электроники и цветов, а также еды из популярных общепитовских сетей. В этом позволили убедиться пара выпавших на дни карантина семейных праздников и внезапно испустивший дух старый пылесос, потребовавший срочной замены.
Цветочники порадовали снижением цен на букеты и несколько разочаровали сокращением ассортимента (по крайней мере по сравнению с тем, что выставлено на сайтах), но в целом сработали четко. Пылесос курьер привез также точно в срок, сам был экипирован в защитную маску и перчатки и постарался максимально сократить время сдачи-приемки товара. То же самое - с пиццей, суши и праздничным меню из одного вкусного грузинского ресторанчика - все доставлялось горячим, вовремя, по обычным для данных заведений ценам и со средствами защиты.
А вот попытка дистанционно запастись продуктами в супермаркете через сервис доставки потерпела фиаско. После долгого и нудного заполнения «корзины» на сайте сделать заказ не получилось - приложение безнадежно зависло на этапе выбора времени доставки. А когда все же удалось пробиться, оказалось, что ждать покупки придется аж шесть дней - к такому семья из шести человек точно была не готова! К тому же из отзывов опытных клиентов сервиса узнаем: высока вероятность, что не все заказанное окажется в наличии, по крайней мере в части выбранных наименований и марок... В общем, пришлось отложить этот теоретически нехлопотный, но практически не так легко реализуемый способ заполнения холодильника до лучших времен.
Относя себя к категории ответственных и дисциплинированных граждан, решила во что бы то ни стало вовремя оплатить услуги ЖКХ, газовщиков, «Петроэлектросбыта» и продлить полис ОСАГО. Признаюсь: ухлопала на «бодания» с соответствующими сайтами несколько часов рабочего дня. И не везде достигла успеха.
Например, попытка завести личный кабинет в «Петроэлектросбыте» не удалась из-за того, что я неправильно указала поставщика («Петербургская сбытовая компания», как написано в квитанции). При забивании в окошко первых цифр абонентского номера в поле внезапно возникал обратный значок «слеш», после чего появлялась надпись «абонентский номер не существует». При этом дозвониться до предприятия в тот день, 10 апреля, не получилось. Судя по всему, эта моя неудача - случайность вследствие недопонимания и невозможности получить разъяснение от живого человека - консультанта. Ведь, как нам рассказали в «Петроэлектросбыте», личными кабинетами сегодня с успехом пользуются уже более 1 млн горожан...
Отступив от этой затеи, заплатила за электричество напрямую через сайт сбытовой компании, без личного кабинета. Банковское уведомление о том, что деньги ушли, получила на электронную почту тотчас, а вот подтверждающую квитанцию от поставщика коммунальных услуг жду до сих пор...
Заплатить за газ на портале «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» оказалось просто, быстро, и выписка по операции поступила моментально. В расчетном центре ВЦКП с заведением личного кабинета трудностей также не возникло - сайт в целом понятный и все работает.
Неприятно удивила позиция страховщиков, отказавшихся удаленно продлевать полис ОСАГО. Менеджер компании, в которой я прежде страховала и свою гражданскую ответственность, и автомобиль по КАСКО, предложила оформить полисы и даже доставить их на дом только в случае аналогичного пакетного страхования. С одним ОСАГО у девушки почему-то «никак не получалось» сделать это удаленно (даже когда речь шла об электронном полисе, без доставки), и мне вежливо предложили самостоятельно оформить его через сайт компании. Что, заметим, тоже оказалось небыстро и непросто - даже для человека, имеющего дома компьютер и навыки обращения с ним.
А каково в суровых «дистанционных» условиях тем самым бабушкам и дедушкам, не имеющим как опыта ориентации в онлайн-пространстве, так и поддержки со стороны поставщиков услуг? Ведь совершенно очевидно: перейдя на удаленку, все эти компании прежде всего должны были бы направить немалые дополнительные силы на консультирование клиентов по телефону и «техподдержку» всех, кто пользуется автоматическими сервисами...
Пока же начинающим онлайн-клиентам старшего поколения остается рассчитывать лишь на помощь внуков.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 066 (6664) от 20.04.2020 под заголовком «Бум дистанционки».
Комментарии