Бренд из ветоши: тряпки лучше не выбрасывать, а утилизировать

По информации «Российского экологического оператора» (главная госкорпорация в отрасли утилизации мусора в стране), швейная промышленность занимает второе после нефтехимической место среди главных загрязнителей планеты. В России ежегодно на мусорные полигоны отправляют до двух миллионов тонн тряпок. В том числе пропитанных различными маслами. Эти отходы разлагаются долго, выбрасывая в атмосферу метан, формальдегиды и, конечно, диоксид углерода. Так что тряпки лучше не выбрасывать, а утилизировать экологически правильно.

Бренд из ветоши: тряпки лучше не выбрасывать, а утилизировать | ФОТО Gary Chan on Unsplash

ФОТО Gary Chan on Unsplash

Сейчас коммерсанты предпринимают очередную попытку сделать сбор вторсырья привлекательным с точки зрения бизнеса. Пока это, увы, мало кому удавалось. Весомый доход получают лишь крупные предприятия, которые по договору с офисными центрами и крупными сетями забирают у них на переработку картон, бумагу или остатки упаковки — крупными партиями и по стабильному графику. Это обеспечивает ритмичность работы перерабатывающего предприятия.

Ну а граждане не могут гарантировать ни постоянных объемов, ни постоянного графика. Поэтому они с их эпизодическим экоэнтузиазмом вообще остаются вне подобного бизнеса. Нужно как минимум придумать стимул, чтобы сдача вторсырья была для человека делом не только чести и хорошего воспитания, но и кошелька. Хотя бы в небольшой степени.

Именно с такими идеями одна из российских компаний и начала реализацию своего проекта. В его основе — боксы-фандоматы для приема вторсырья: банок, бутылок… А теперь еще и текстиля: ненужной одежды, постельного белья, штор, полотенец. В общем — старых тряпок. Это направление деятельности в компании назвали «Не просто вещь».

Человек, который намерен приносить старые вещи к боксу, должен скачать мобильное приложение компании (https://ecoplatform.ru), которое будет учитывать каждый сданный килограмм и начислять соответствующие бонусы. Их можно будет предъявлять в магазинах или в иных заведениях, которые стали (или еще станут) участниками проекта. И получать скидки или подарки.

В компании придумали алгоритм учета бонусов. То, что хочется сдать, нужно сложить в пакет и получить у сотрудника учреждения или магазина, где установлен бокс, стикер с QR-кодом. Его следует отсканировать, в результате откроется «окошко», куда нужно ввести номер своего телефона и бокса. Таким образом, приложение «узнает», чей это мешок. После чего поместить его в бокс. И следить за накоплением бонусов. Их сейчас можно использовать уже в 20 супермаркетах, магазинах косметики, кафе и даже при оплате жилищных услуг (пока в одной управляющей компании в городе).

Число участников проекта постоянно растет. За актуальным списком и информацией о скидках — все в то же приложение. Подобное оборудование уже работает в Казани, Красноярске, Московской области. А теперь и в Петербурге. Правда, пока лишь в гипермаркетах по трем адресам: ул. Бабушкина, 125; ул. Симонова, 13, корп. 2; и Гостилицкое шоссе, 58. В целом по стране установлено уже более тысячи боксов «Не просто вещь».

Собранный текстиль по мере накопления отправляется на пункт ручной переработки, расположенный в Московской области. Сначала в «тряпках» копаются представители компаний, создающих брендовую одежду из… да, из выброшенных вещей. Надо признать, одежда эта весьма причудлива, креативна и… вовсе не так дешева, как, возможно, многие ожидают. Стоимость джинсов, собранных из кусков текстильного вторсырья, доходит до 30 тысяч рублей. И даже больше, если шил их уже известный в мире апсайклинга мастер. Апсайклингом именуют превращение выброшенных вещей во что‑то новое, полезное, красивое и востребованное. Очень модное ныне направление.

Все, что не приглянулось апсайклингерам, забирают компании из Иванова, где буквально пару месяцев назад открылось первое в России предприятие полного цикла переработки текстильного вторсырья: от его разделения на волокна и производства новой ткани до изготовления особо прочных рабочих перчаток.

Справедливости ради стоит сказать, что ивановский комбинат не может жить на одном лишь текстиле, сданном в боксы. Сырьевая основа — это все же оптовые поступления обрезков ткани со швейных фабрик и из крупных ателье. Посудите сами: ежемесячно «перчаточный» комбинат, который пока и работает‑то в половину своей мощности, производит 400 тонн продукции, а все боксы страны за два года реализации проекта «Не просто вещь» суммарно собрали около 530 тонн.

Похоже, пока бизнес на сырье, сдаваемом гражданами, все‑таки невозможен, если он не является частью иного бизнеса, более масштабного.

Читайте также:

Свыше 160 тонн опасных отходов собрали в Северной столице за прошедшее лето

Сотрудники областного комитета экологического надзора провели рейд в Кировском районе Ленобласти


#экология #утилизация #тряпки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7769) от 14.10.2024 под заголовком «Бренд из ветоши».


Комментарии