Борьба с «сигнальной» шваброй. Юристы начинают ревизию правовых актов советского времени
Выражение «регуляторная гильотина», согласитесь, звучит слегка пугающе. Впервые прозвучало оно в мае минувшего года на IX Санкт-Петербургском международном юридическом форуме из уст тогдашнего российского премьера Дмитрия Медведева. Столь решительная формулировка предполагала маленькую «юридическую революцию» - до 1 января 2021 года предстояло провести ревизию более 20 тысяч советских нормативных актов. И большую часть их отменить. Уже летом была создана 41 отраслевая рабочая группа по расчистке этих «авгиевых конюшен». А для получения экспертных заключений задействовали ведущие вузы страны. В том числе и наш СПбГУ.
РИСУНОК Леонида МЕЛЬНИКА
Туз «из рукава»
Разумеется, основная часть этой работы досталась юридическому факультету. Как пояснил его декан Сергей Белов, пришлось выделить 40 сотрудников (которых, кстати, от выполнения их обычных обязанностей никто не освобождал), а в помощь им призвать еще по десятку преподавателей с нескольких других факультетов. Масштаб и сложность поставленной задачи трудно было представить. Тем более что в готовом виде материал для исследования экспертам никто на стол не положил - все приходилось добывать самим из разных источников.
Но зато, как единодушно признали все исполнители работы, заниматься ею было безумно интересно. Ведь за сухими строчками нормативных актов вставала целая историческая эпоха - жизнь советского государства от первых дней его существования до распада.
Каждый закон, большой или малый, как известно, отражает вполне конкретные реалии текущего момента. В том числе и те, которые ныне давно и прочно забыты и ничего кроме удивления у современного человека вызвать не могут.
Но ведь формально все эти законы никто не отменял и они действовали десятилетиями. Даже после исчезновения СССР с карты мира - ведь Россия (в отличие от остальных союзных республик, начавших юридическую жизнь с чистого листа) официально осталась его правопреемником. Реформа законодательства началась после принятия Конституции 1993 года, но в какой-то момент остановилась.
И вот, с улыбкой сообщил Белов, в анналах нормативных актов до сих пор сохранился порядок передвижения автомобилей - впереди обязательно должен идти человек с красным флажком, чтобы предупреждать окружающих об опасности. Или СанПиН, которые предписывают во всех учреждениях общепита обязательно иметь ветошь. И ведь проверяющие реально могут это потребовать!
О подобном казусе рассказывала на форуме начальник юридического отдела Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева. Представители одного из надзорных ведомств, придя в музей, потребовали предъявить положенную по пожарным нормам швабру красного сигнального цвета. И таковую, представьте, нашли! Но вот соблюдение всех положенных по инструкциям требований безопасности (к примеру, наличие четырех выходов), призналась Цыгулева, обеспечить практически невозможно.
Для контролеров такое положение вещей - источник счастья. Извлекая «из рукава» очередную невыполнимую инструкцию, можно без труда поставить под угрозу закрытия любой объект - хоть тот же Эрмитаж. Надо ли говорить, что поле для коррупции здесь открывается бескрайнее. И, как можно догадываться, оно хорошо прокормило немало государевых людей.
Отдельный вопрос - откуда эти люди брали содержимое своих «рукавов»? Ведь многие нормативные акты советских лет сегодня практически недоступны. В те далекие времена не было никаких общих баз данных. Официальный документ мог быть опубликован один раз в каком-нибудь правительственном бюллетене, хранящемся сегодня в недрах гигантского архива. Ушлый юрист, умудрившийся его оттуда извлечь, уподоблялся карточному шулеру, получившему в руки «пятого туза». И с ним, по идее, должны считаться все, в том числе и судьи. Хотя Конституционный суд и высказался в том смысле, что «все недоступное не действует», но четких критериев доступности не предоставил. Формально каждый может прийти в архив, откопать тот самый бюллетень и ссылаться на него в любой официальной инстанции.
Рубить, но с умом
Что касается предпринимательской деятельности, то ситуация абсолютно абсурдная. В условиях рыночной экономики продолжают действовать нормы эпохи социализма! Правда, как признают сами юристы, суды чаще всего смотрят на них сквозь пальцы - никакой вменяемый служитель Фемиды не хочет становиться посмешищем. Однако иногда суды просто вынуждены прибегать к актам советского времени, потому что других просто нет. Само собой, наличие подобной юридической шизофрении назвать нормальным никак нельзя.
По замыслу идеологов предстоящей реформы (а к их числу принадлежит, к примеру, нынешний министр юстиции Константин Чуйченко), все нормативное «многоцветье» в конце концов должны заменить два закона - «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Первый будет описывать порядок проведения проверок, второй - их предмет. Разумеется, количество требований должно многократно уменьшиться. Что повлечет за собой ослабление нагрузки на бизнес и станет залогом его процветания.
Казалось бы, ну и славно - все эти «красные флажки» и «сигнальные швабры» можно не глядя выбросить на свалку истории и не занимать время массы дельных людей. Но оказалось, что не все так просто и очевидно - с мыльной водой можно выкинуть и младенца.
- Необходимо провести анализ рисков при отмене каждого законодательного акта, - поясняет доцент юрфака руководитель Междисциплинарного центра исследований контрольно-надзорной деятельности в СПбГУ Екатерина Дмитрикова. - Все защищаемые ценности должны остаться под охраной закона. Например, СанПиН 1988 года «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в полном объеме отменять нельзя - он активно используется в работе Роспотребнадзора и содержит массу положений, обеспечивающих безопасность граждан.
Аналогичная ситуация - с трудовым законодательством. Вот уж где настоящее «минное поле»! Нормы трудового права, оставшиеся с советских времен, придется рассматривать буквально под микроскопом. Некоторые из них противоречат нынешнему Трудовому кодексу. Но если упразднение такого нормативного акта приведет к ухудшению прав трудящихся, его трогать не будут.
- Есть моменты, которые в нынешнем трудовом законодательстве просто не прописаны, - признает доцент кафедры трудового и социального права юрфака Марина Филиппова. - Например, порядок проведения аттестации. И при возникновении судебного спора по поводу увольнения сотрудника «в связи с несоответствием занимаемой должности» суд будет вынужден обратиться к старой советской норме. Разумеется, таковая будет сохранена. Без изменения останутся и положения, в которых указаны социальные гарантии, льготы (например, «северные» трудовые надбавки), а также акты, предусматривающие специальные правила расчета пенсионного стажа.
Некоторые нормативные акты регулируют реальные и до сих пор существующие отношения, но устарели в силу технологических причин. И отменять их можно, только приняв что-то взамен. Вот, к примеру, постановление Совмина РСФСР от 14 марта 1962 года «О нормах естественной убыли свежих фруктов, винограда, ягод и томатов при перевозке их воздушным транспортом».
- Разумеется, сегодня естественная убыль совершенно другая, - рассуждает заведующая кафедрой административного и финансового права юрфака Наталья Шевелева. - Почему же данный нормативный акт до сих пор действовал? Видимо, кому-то это было выгодно...
В настоящий момент, кстати, он уже отменен, но аналога ему пока нет. Хотя проблема «усушки-утруски» никуда не делась.
С бумаги - на цифру
Поразительно, но факт: оказалось, что около 30% исследуемых нормативных актов... уже были когда-то отменены. Но об этом почему-то забыли. О других, формально не отмененных, «забыли» явно намеренно. Например, введенные в 1964 году льготы на проезд в междугородных автобусах для школьников и учеников ПТУ в период зимних каникул действуют до сих пор. Но попробуйте ими воспользоваться!
В результате десятилетий законотворчества сложилось также немало ситуаций, когда один законодательный акт «наезжает» на другой или даже противоречит ему. Неудивительно, что судебная практика в таких случаях никакой разумной логике не поддается. Обычная история: человек предъявляет иск соседу по даче, требуя запретить ему ставить на его участке ульи для пчел. Один суд руководствуется при этом правилами содержания пчел 1974 года, другой - ветеринарными правилами для медицинских пчел. Нормы отличаются, но как определить, под какие из них подпадают именно данные пчелы, никто объяснить не может...
Работа по осмыслению и упорядочиванию «юридического хаоса» оказалась гораздо труднее, чем предполагалось. Тем не менее промежуточный финиш достигнут. 13 января нынешнего года, еще будучи премьер-министром, Дмитрий Медведев подписал постановление об отмене с 1 февраля 1259 устаревших правительственных актов РСФСР. Перестанут, например, действовать акты, связанные с советской антиалкогольной кампанией: в частности, постановление от 1985 года «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Уйдут в архив и нормы, регламентирующие порядок принудительного трудоустройства: в частности, постановление 1970 года «О порядке трудоустройства на территории РСФСР лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда». Упразднены постановления о льготах участникам Гражданской войны, а также законы, касающиеся союзных республик, ныне ставших независимыми государствами.
А 12 февраля уже новый премьер Михаил Мишустин подписал постановление правительства, отменяющее действие 3621 акта СССР и их отдельных положений. В перечень на 348 страницах вошли нормы советского периода, содержащие устаревшее регулирование или все еще формально действующие, но на практике давно не применяющиеся.
Удастся ли, как планировалось, до конца года перелопатить все 20 тысяч документов? Совсем не факт. А ведь это только правительственные правовые акты. Но есть еще около 40 тысяч ведомственных. С ними явно будет гораздо сложнее - они лежат не в государственных архивах, а в «кладовых» отдельных ведомств, многие из которых изменили организационно-правовую форму или название, а то и вовсе исчезли. В последнем случае надо будет иметь дело с правопреемником, на которого данные акты вполне могут распространяться.
И уж совсем глобальная задача - привести все законодательство России (а всего у нас действует около 2 миллионов нормативных актов разного уровня) к единому электронному стандарту. Ведь сейчас это фантастический конгломерат текстов, запечатленных на всех возможных носителях и в тысячах разных форматов. По сути, оперативно и полноценно пользоваться этим богатством стало невозможно. В идеале должна возникнуть единая общедоступная законодательная база, где уже не будет ничего лишнего. А если оно вдруг обнаружится, его легко выявят и уберут. В рабочем порядке, без привлечения дополнительного «интеллектуального десанта».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (6627) от 18.02.2020 под заголовком «Борьба с «сигнальной» шваброй».
Комментарии