Большинство россиян предпочитают не изучать квитанции ЖКХ
Московская айтишная компания «Домиленд» никаких Америк открывать не собиралась, а просто опробовала свой новый цифровой продукт в помощь гражданам, которые предпочитают оплачивать услуги ЖКХ с помощью виртуальных ресурсов. Не собиралась, но — практически открыла. Компьютерщики выяснили, как граждане вообще относятся к счетам «за квартиру».
ФОТО Натальи ОРЛОВОЙ
Вероятно, исследование не может претендовать на полноценные социологические выкладки, но картинку оно рисует вполне отчетливую.
Из трех тысяч плательщиков, которые ответили на вопросы, менее тысячи внимательно изучают свои квитанции и контролируют счета — 29 %. Остальные участники опроса не проявляют такой заинтересованности.
16 % опрошенных вообще не понимают, откуда берутся суммы в счетах.
11 % признались, что понимают и могут проконтролировать лишь отдельные строчки, но большинство цифири в счетах им непонятно. 7 % разбираются лишь в половине платежей.
13 % в глаза не видели квитанций, поскольку за платежи отвечают другие члены семьи. Как ответил один из опрошенных: «Этим жена занимается, я в ее дела не вникаю». Более четверти (27 %) и впредь не планируют вникать, а просто подключают автоплатеж, и деньги «улетают» сами. Плательщики из этой группы отметили, что не собираются ничего изучать, так как от их знаний «все равно ничего не зависит». «Сколько насчитают, столько и заставят заплатить. Без вариантов!» — таково мнение представителей этой точки зрения.
Треть опрошенных (33 %) ответили, что самостоятельно снимают показания и затем проверяют, те ли данные содержатся в квитанции. Но при этом 28 % выразили уверенность, что существенно переплачивают за коммунальные услуги. Есть надежда, что две эти группы респондентов не пересекаются. Иначе можно было бы подумать, что многие граждане не верят то ли приборам, то ли себе.
Что касается способа оплаты счетов ЖКУ, то чаще всего россияне предпочитают кассы своих управляющих компаний (в Петербурге эта практика давно забыта). Так ответили 32 % респондентов. На втором месте по популярности находятся платежи через личные кабинеты или приложения банков (26 %). Около 16 % респондентов продолжают пользоваться услугами почты. И далее с небольшим отставанием друг от друга следуют: платежи через портал госуслуг (11 %), через терминалы и банкоматы (9 %), в личных кабинетах на интернет-ресурсах управляющих компаний или поставщиков коммунальных услуг (6 %).
Таким образом, напрашивается вывод: многие в России пока не готовы применять современные цифровые технологии при расчетах за квартиру — по старинке пользуются кассами в бухгалтериях или почтовыми отделениями. А это в свою очередь означает, что ответственность за решение вопросов ЖКХ во многих семьях лежит на представителях старшего поколения, многие из которых знать не знают (а многие и не хотят знать) о новых современных способах оплаты. Также возможно, что зрелые граждане в курсе таких способов, но не доверяют им.
Между тем
По данным Минстроя РФ, задолженность потребителей в сфере ЖКХ в целом по России к концу 2021 года достигла почти 1,5 триллиона рублей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (7217) от 25.07.2022 под заголовком ««Не знаю и знать не хочу!»».
Комментарии