2Vtzqv4Hz9U

Больше не пешеход. Электросамокаты приравняли к мопедам

Верховный суд разрешил приравнивать электросамокаты к мопедам.

Больше не пешеход. Электросамокаты приравняли к мопедам | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

На петербургских улицах еще не сошел снег, а любители двухколесного транспорта уже оседлали своих коней. Не верите? Зря. Сама на днях еле увернулась от летящего мне прямо в лоб электрического самоката. И это, так скажем, только первая ­ласточка. Боюсь представить, какие дорожные войны развернутся между пешеходами и современными наездниками весной. 

Напомним, электросамокаты, моноколеса, сегвеи и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ) уже давно с ветерком гоняют по петербургским тротуарам, опасно маневрируя между людьми. Найти управу на такие средства передвижения достаточно сложно. Как показала практика, к новомодным гаджетам оказались не готовы не только участники дорожного движения, но и законодательство.

Оказалось, что человек, со свистом летящий по тротуару, не обязан знать, например, правила обгона или выезда на встречную полосу. Потому что, согласно ПДД, он всего лишь пешеход и максимум, за что может схлопотать, маневрируя в транспортном потоке, — за «переход улицы в неположенном месте».

Не один год специалисты различных ведомств предлагали приравнять мощные электросамокаты к транспортным средствам. В частности, к мопедам. Тогда для езды на них необходимо будет получать права категории М, соблюдать Правила дорожного движения, ездить строго в шлеме и без пассажиров. И такая инициатива не лишена здравого смысла. Иногда лишь только «кнут» способен держать излишне ретивых водителей электросамокатов в разумных рамках. Но долгое время все эти предложения повисали в воздухе.

Теперь, похоже, лед тронулся. Вчера Верховный суд РФ признал законным положение Правил дорожного движения, которое позволяет отнести электросамокаты к транспортным средствам. Это следует из материалов дела, опубликованных на официальном сайте ведомства.

Поводом для разбирательства стал иск автомобилиста, который, поворачивая налево, не уступил дорогу самокатчику. В результате ДТП «двухколесный пешеход» погиб. 

В отношении водителя возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ («нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека»). Мужчине грозило наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

В документах дела указано, что погибший ехал на электросамокате с максимальной скоростью до 85 км/час. Судебная экспертиза оценила СИМ как транспортное средство. А раз так, то случившееся — ДТП с участием двух транспортных средств. Водитель потребовал исключить этот пункт из экспертизы, но получил отказ.

Верховный суд постановил, что «источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека».

Данная норма не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности. Исчерпывающего перечня средств передвижения в РФ тоже нет. А значит, по решению суда, электросамокат может быть признан транспортным средством, если подпадает под описание требований к таковым, говорится в постановлении ведомства. 

Проще говоря, если самокат похож по характеристикам на транспортное средство, его можно признать таковым. То есть стать участником ДТП может человек, не имеющий прав.

Что ж, возможно, решение Верховного суда поможет ускорить процесс принятия новых Правил дорожного движения.

#электросамокаты #Верховный суд #ПДД

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7140) от 31.03.2022 под заголовком «Больше не пешеход».


Комментарии