Бензин уходит в прошлое? Электромобили набирают популярность в России

В Петербурге состоялась первая автомобильная выставка в Европе после начала пандемии - Петербургский международный автосалон-2021. Его центральной темой стали электромобили, которые даже на российских дорогах постепенно перестают быть экзотикой.

Бензин уходит в прошлое? Электромобили набирают популярность в России | ФОТО Максима СТУЛОВА/Ведомости/ТАСС

ФОТО Максима СТУЛОВА/Ведомости/ТАСС

Догнать и перегнать Норвегию

У электромобилей есть свои плюсы и минусы, однако никто не может отрицать: будущее за этим транспортом. В России, правда, речь о будущем отдаленном и светлом - мы вообще не всегда быстро подхватываем общемировые тренды, а здесь еще относительно дешевый бензин никак не подталкивает к переходу на другие виды топлива.

По данным ГИБДД, в России зарегистрировано 39,3 тыс. легковых автомобилей с электродвигателями, из которых 31,8 тыс. - гибриды. Для почти 150-миллионной страны это, конечно, капля в море. Зато налицо ускоренный рост: по данным аналитического агентства «Автостат», за прошлый год российский парк электрокаров вырос на 70%, чему способствовала отмена ввозных пошлин на этот вид транспорта для стран Таможенного союза.

В начале нынешнего года по российским дорогам ездили 18 моделей 14 различных марок. Из них 83% электромобилей приходится на относительно дешевый Nissan Leaf (около 9 тысяч машин), более 6% всех электрокаров в РФ - это Tesla (700 единиц), около 4% - Mitsubishi (400 единиц). Кроме них свыше ста транспортных средств на электротяге имеют Jaguar и Audi. Больше всего новых электрокаров прописывается в Москве (за 2020 год этот показатель составил 240 единиц). Петербург в этом рейтинге занимает почетное второе место (69 электрокаров).

Что до общемировых рейтингов, то здесь радоваться нечему. По данным голландской аудиторской компании KPMG, за 2020 год Россия занимает 23-е место в мире по готовности к полномасштабной эксплуатации электромобилей. На первых строчках рейтинга расположились Нидерланды, Швеция и Норвегия.

На зарядку становись

И все-таки быстрый рост есть, а параллельно растет и отечественный рынок зарядной инфраструктуры. На сегодняшний день количество зарядных станций для электромобилей в России, по разным оценкам, составляет от 600 до 1000 штук, и постоянно открываются все новые и новые.

«В Петербурге около сотни электрозаправок, из которых почти 70 принадлежат «Ленэнерго», а остальные - частные, - говорит председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. - Появление на рынке частных ЭЗС - это основное изменение, которое произошло на рынке за последние два года. Если раньше в этот бизнес никто инвестировать не хотел, то сегодня предприниматели активно вкладывают в него деньги, занимая самые «вкусные» места. Стоимость зарядной станции зависит от многих факторов. Медленная зарядная установка, которая заряжает машину от 3 до 5 часов, в зависимости от начинки и мощности стоит от 50 до 250 тысяч рублей. Ценовой диапазон быстрых зарядных станций, которые заряжают машину за полчаса, при мощности 50 - 60 кВт - от 1,5 до 2,5 миллиона рублей. Если мощность оборудования больше, то и стоимость выше».

В Петербурге делают ставку на скорость.

«Особенность петербургского рынка в том, что на нем в основном устанавливают быстрые зарядные станции, - подтверждает Ия Гордеева. - Для сравнения, в Москве 90% зарядных станций - медленные. На мой взгляд, в общественной инфраструктуре будущее за быстрыми станциями, потому что медленными мы можем пользоваться дома».

В 2019 году, заявляя свою программу «30/30», предназначенную для развития зарядной инфраструктуры для электромобилей, представители холдинга «Россети» обещали до 2024 года в 30 крупных городах России и на более чем 

30 магистралях создать сеть из 1000 ЭЗС. На первом этапе предполагался охват городов-миллионников, а на втором этапе - города с населением от 500 тысяч до 1 млн жителей.

На этом фоне становится больше и производителей зарядных станции для электромобилей. В России таких компаний около 20, в Петербурге - 6 - 7. Какие-то предприятия ограничивают свой бизнес тем, что вкладывают в отечественный корпус импортную начинку, но есть и производители, которые стараются собирать станции преимущественно из отечественных деталей. Правда, отечественных комплектующих мало, а конкурировать по цене с китайскими аналогами им сложно, во всяком случае без дополнительного ценового регулирования со стороны властей.

Впрочем, в ближайшее время здесь возможны изменения. Так, правительство РФ готовится выбрать критерии, определяющие принадлежность зарядной станции к продукции российского производства. Вероятно, собственные производители получат определенные льготы.

Барьеров все меньше

По словам Ии Гордеевой, сегодня многие препоны, которые тормозили развитие рынка автокаров, постепенно устраняются. Благодаря изменениям в законе «Об электроэнергетике» теперь деятельность по зарядке электроэнергией аккумуляторных батарей, в том числе транспортных средств с электродвигателями, не является энергосбытовой. Следовательно, для строительства и открытия ЭЗС уже не надо получать лицензию на оптовую и розничную «торговлю» электрической энергией. Это уже не «продажа электроэнергии», а оказание услуг.

В ОКВЭД добавились «услуги по зарядке аккумуляторных батарей транспортных средств с электродвигателями» и «деятельность по зарядке аккумуляторных батарей транспортных средств с электродвигателями».

Также в России вступили в силу новые стандарты, касающиеся дорожных знаков и разметки. Новые таблички «Вид транспортного средства» и «Кроме вида транспортного средства» со стилизованным изображением электромобиля разработаны с целью организации движения автомобилей с электродвигателем. А МЧС разработало проект новых правил по требованиям к пожарной безопасности на территории автостоянок, согласно которым в российских подземных паркингах можно будет размещать электрозаправки.

Дешевые электрокилометры

Барьером для массового перехода на электромобили остается их цена, но есть и обратная сторона медали: как в один голос утверждают их приверженцы, в эксплуатации такие авто значительно дешевле бензиновых. Особенно это касается машин стоимостью до 3 млн рублей. К слову, в Петербурге на сегодняшний день услуги зарядных станций «Ленэнерго» вообще бесплатные. На коммерческих станциях можно зарядиться по цене от 9 до 15 рублей за кВт-ч, при этом расходы в пересчете на километр составят порядка 50 копеек. Даже самые экономичные бензиновые авто обходятся на порядок дороже - 3 - 4 рубля за километр.

Вполне вероятно, что в скором времени подешевеют и сами машины. Во всяком случае эксперты обещают, что стоимость батареи (самого дорогого элемента электрокара) с каждым годом будет снижаться. Речь, конечно, идет о себестоимости, а не о рыночной цене. Если автозаводы начнут массово переходить на выпуск электромобилей (что отчасти уже происходит), то за счет высокого спроса и цены на батареи, а также на материалы для их производства (кобальт, никель, литий) могут подрасти.

Но это уже детали, как и проблема утилизации аккумуляторов. А сам тренд на переход от бензиновых к электрическим авто набирает силу настолько стремительно, что можно говорить о глобальных изменениях. Не исключено, что лет через пятнадцать экзотикой на городских улицах станут уже привычные нам машины с двигателями внутреннего сгорания...

#электромобиль #транспорт #экология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (6903) от 14.04.2021 под заголовком «А я сяду в электрокар».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.