Бензин уходит в прошлое? Электромобили набирают популярность в России

В Петербурге состоялась первая автомобильная выставка в Европе после начала пандемии - Петербургский международный автосалон-2021. Его центральной темой стали электромобили, которые даже на российских дорогах постепенно перестают быть экзотикой.

Бензин уходит в прошлое? Электромобили набирают популярность в России | ФОТО Максима СТУЛОВА/Ведомости/ТАСС

ФОТО Максима СТУЛОВА/Ведомости/ТАСС

Догнать и перегнать Норвегию

У электромобилей есть свои плюсы и минусы, однако никто не может отрицать: будущее за этим транспортом. В России, правда, речь о будущем отдаленном и светлом - мы вообще не всегда быстро подхватываем общемировые тренды, а здесь еще относительно дешевый бензин никак не подталкивает к переходу на другие виды топлива.

По данным ГИБДД, в России зарегистрировано 39,3 тыс. легковых автомобилей с электродвигателями, из которых 31,8 тыс. - гибриды. Для почти 150-миллионной страны это, конечно, капля в море. Зато налицо ускоренный рост: по данным аналитического агентства «Автостат», за прошлый год российский парк электрокаров вырос на 70%, чему способствовала отмена ввозных пошлин на этот вид транспорта для стран Таможенного союза.

В начале нынешнего года по российским дорогам ездили 18 моделей 14 различных марок. Из них 83% электромобилей приходится на относительно дешевый Nissan Leaf (около 9 тысяч машин), более 6% всех электрокаров в РФ - это Tesla (700 единиц), около 4% - Mitsubishi (400 единиц). Кроме них свыше ста транспортных средств на электротяге имеют Jaguar и Audi. Больше всего новых электрокаров прописывается в Москве (за 2020 год этот показатель составил 240 единиц). Петербург в этом рейтинге занимает почетное второе место (69 электрокаров).

Что до общемировых рейтингов, то здесь радоваться нечему. По данным голландской аудиторской компании KPMG, за 2020 год Россия занимает 23-е место в мире по готовности к полномасштабной эксплуатации электромобилей. На первых строчках рейтинга расположились Нидерланды, Швеция и Норвегия.

На зарядку становись

И все-таки быстрый рост есть, а параллельно растет и отечественный рынок зарядной инфраструктуры. На сегодняшний день количество зарядных станций для электромобилей в России, по разным оценкам, составляет от 600 до 1000 штук, и постоянно открываются все новые и новые.

«В Петербурге около сотни электрозаправок, из которых почти 70 принадлежат «Ленэнерго», а остальные - частные, - говорит председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. - Появление на рынке частных ЭЗС - это основное изменение, которое произошло на рынке за последние два года. Если раньше в этот бизнес никто инвестировать не хотел, то сегодня предприниматели активно вкладывают в него деньги, занимая самые «вкусные» места. Стоимость зарядной станции зависит от многих факторов. Медленная зарядная установка, которая заряжает машину от 3 до 5 часов, в зависимости от начинки и мощности стоит от 50 до 250 тысяч рублей. Ценовой диапазон быстрых зарядных станций, которые заряжают машину за полчаса, при мощности 50 - 60 кВт - от 1,5 до 2,5 миллиона рублей. Если мощность оборудования больше, то и стоимость выше».

В Петербурге делают ставку на скорость.

«Особенность петербургского рынка в том, что на нем в основном устанавливают быстрые зарядные станции, - подтверждает Ия Гордеева. - Для сравнения, в Москве 90% зарядных станций - медленные. На мой взгляд, в общественной инфраструктуре будущее за быстрыми станциями, потому что медленными мы можем пользоваться дома».

В 2019 году, заявляя свою программу «30/30», предназначенную для развития зарядной инфраструктуры для электромобилей, представители холдинга «Россети» обещали до 2024 года в 30 крупных городах России и на более чем 

30 магистралях создать сеть из 1000 ЭЗС. На первом этапе предполагался охват городов-миллионников, а на втором этапе - города с населением от 500 тысяч до 1 млн жителей.

На этом фоне становится больше и производителей зарядных станции для электромобилей. В России таких компаний около 20, в Петербурге - 6 - 7. Какие-то предприятия ограничивают свой бизнес тем, что вкладывают в отечественный корпус импортную начинку, но есть и производители, которые стараются собирать станции преимущественно из отечественных деталей. Правда, отечественных комплектующих мало, а конкурировать по цене с китайскими аналогами им сложно, во всяком случае без дополнительного ценового регулирования со стороны властей.

Впрочем, в ближайшее время здесь возможны изменения. Так, правительство РФ готовится выбрать критерии, определяющие принадлежность зарядной станции к продукции российского производства. Вероятно, собственные производители получат определенные льготы.

Барьеров все меньше

По словам Ии Гордеевой, сегодня многие препоны, которые тормозили развитие рынка автокаров, постепенно устраняются. Благодаря изменениям в законе «Об электроэнергетике» теперь деятельность по зарядке электроэнергией аккумуляторных батарей, в том числе транспортных средств с электродвигателями, не является энергосбытовой. Следовательно, для строительства и открытия ЭЗС уже не надо получать лицензию на оптовую и розничную «торговлю» электрической энергией. Это уже не «продажа электроэнергии», а оказание услуг.

В ОКВЭД добавились «услуги по зарядке аккумуляторных батарей транспортных средств с электродвигателями» и «деятельность по зарядке аккумуляторных батарей транспортных средств с электродвигателями».

Также в России вступили в силу новые стандарты, касающиеся дорожных знаков и разметки. Новые таблички «Вид транспортного средства» и «Кроме вида транспортного средства» со стилизованным изображением электромобиля разработаны с целью организации движения автомобилей с электродвигателем. А МЧС разработало проект новых правил по требованиям к пожарной безопасности на территории автостоянок, согласно которым в российских подземных паркингах можно будет размещать электрозаправки.

Дешевые электрокилометры

Барьером для массового перехода на электромобили остается их цена, но есть и обратная сторона медали: как в один голос утверждают их приверженцы, в эксплуатации такие авто значительно дешевле бензиновых. Особенно это касается машин стоимостью до 3 млн рублей. К слову, в Петербурге на сегодняшний день услуги зарядных станций «Ленэнерго» вообще бесплатные. На коммерческих станциях можно зарядиться по цене от 9 до 15 рублей за кВт-ч, при этом расходы в пересчете на километр составят порядка 50 копеек. Даже самые экономичные бензиновые авто обходятся на порядок дороже - 3 - 4 рубля за километр.

Вполне вероятно, что в скором времени подешевеют и сами машины. Во всяком случае эксперты обещают, что стоимость батареи (самого дорогого элемента электрокара) с каждым годом будет снижаться. Речь, конечно, идет о себестоимости, а не о рыночной цене. Если автозаводы начнут массово переходить на выпуск электромобилей (что отчасти уже происходит), то за счет высокого спроса и цены на батареи, а также на материалы для их производства (кобальт, никель, литий) могут подрасти.

Но это уже детали, как и проблема утилизации аккумуляторов. А сам тренд на переход от бензиновых к электрическим авто набирает силу настолько стремительно, что можно говорить о глобальных изменениях. Не исключено, что лет через пятнадцать экзотикой на городских улицах станут уже привычные нам машины с двигателями внутреннего сгорания...

#электромобиль #транспорт #экология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (6903) от 14.04.2021 под заголовком «А я сяду в электрокар».


Комментарии