«Барак» с резными наличниками. Старинный дом в Луге лишили статуса памятника
Старинный двухэтажный деревянный дом с белоснежными резными наличниками, который по праву считается местной достопримечательностью и важной деталью архитектурного наряда города Луги, назвали… бараком и исключили из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Обновленная экспертиза
Беда над дореволюционным деревянным домом на проспекте Кирова, 34, в Луге нависла еще два года назад. Однако тогда обошлось — областные власти в 2023 году не согласовали предоставленную владельцами дома экспертизу. Проводивший ее эксперт Алексей Хорликов посчитал, что дом с резными наличниками не что иное, как типовая постройка середины XX века — советский барак.
Узнав об этом, местные жители удивились, поскольку были уверены, что барак — это быстро возводимое и дешевое жилье, в большинстве случаев с общим коридором и без каких‑либо удобств, поскольку барачное строительство рассматривалось как временная мера. А тут… резные наличники. Эксперт, правда, отметил, что эти архитектурные элементы были добавлены в результате ремонта в 1990‑е годы, но в акте «Инспекции по охране и использованию памятников Ленинградской области» от 17 марта 1992 года, который был составлен еще до ремонта, указано: «Окна оформлены богатыми резными наличниками с использованием орнаментальных мотивов «скандинавского» типа. Декоративные элементы сохранились почти полностью».

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Прошло два года, и уже новый собственник дома представил обновленную экспертизу того же специалиста. На этот раз чиновники против выводов эксперта не возразили. Приказ об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия «Жилой дом по адресу: город Луга, пр. Кирова, д. 34» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ подписан 24 сентября 2025 года. Обоснование исключения объекта из перечня выявленных объектов культурного наследия — «отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы».
Десять памятников архитектуры в Петербурге и Кронштадте лишат статуса «особой ценности»Надо отметить, что это решение очень огорчило представителей активной общественности, которые переживают, что теперь Луга лишится достопримечательности, которую любят и ценят не только горожане, но и гости города. Неспроста же туристы и блогеры, не сговариваясь, отмечают этот симпатичный домик в своих постах и заметках, интуитивно чувствуя, что это здание с историей и душой.
И не ошибаются, поскольку оно упоминается в различных книгах и документах. Изначально этот дом был поставлен под охрану в 1986 году как «Жилой дом конца XIX — начала XX в.». В технической документации он тоже везде числится построенным до 1917 года. В историко-культурной экспертизе другого здания в Луге эксперт Максим Филипович приводит дом на Кирова, 34, как один из четырех адресов, «дающих представление об исторической городской застройке конца XVIII — начала XIX в.» и «не претерпевших изменений и сохранивших свои первоначальные архитектурные формы».
Искусствовед, краевед, автор ряда научных и проектных работ по Луге и Лужскому району Александр Носков в книге «Луга на почтовых открытках» описывает его следующим образом: «Деревянное в обшивке здание датируется 1900‑ми годами. Исторический декор главного и боковых фасадов дошел до нас в достаточно полном виде. Особенную красоту дому придают оконные наличники. Их резьба включает самые разнообразные мотивы, от «плетенок» до узоров, которые напоминают и традиционные для народной резьбы «солярные» (солнечные) знаки, и сказочный цветок, и павлиний хвост». А если обойти дом сзади, то на цоколе можно увидеть два кирпича с клеймами завода Александра Половцева, основателя Русского исторического общества, госсекретаря и друга Александра III.
Луга вообще была в свое время одним из центров курортно-дачного отдыха Санкт-Петербургской губернии. У одного из местных жителей, писателя Алексея Тихонова-Лугового, чье творчество приходилось на конец ХIХ и начало ХХ веков, есть такие строки:
«…Улицы-просеки в глухом лесу, это маленькие и большие дачи-виллы, густо окруженные высокими соснами и елями, эта песчаная колея, прорезывающая зеленый дерн, эта маленькая лесная поросль посреди не отдаленных, мало проездных улиц города, как все это своеобразно. Луга — не центр ее, не маленький старый город, а большая, новая дачная Луга — напоминает, скорее всего, курорт, русский Баден-Баден — в далеком, далеком будущем». Сам Тихонов-Луговой жил на Покровской улице, как назывался тогда проспект Кирова, и дом писателя (№ 14 – 16) сегодня тоже находится в забвении, хотя шли разговоры о том, чтобы организовать здесь мемориальный музей или хотя бы поместить на стене дома памятную доску.
Что же касается «отказного» домика № 34, то он составляет парный ансамбль с соседним зданием на Кирова, 36. Другой такой архитектурной пары в Луге больше и не сохранилось. Напротив этих архитектурных братьев с резными наличниками до недавнего времени стоял красивый двухэтажный дом (пр. Кирова, 51) — уникальный образец деревянного модерна. Но сейчас на месте дома-памятника пустырь.
Кануло в Лету и старое деревянное здание на пр. Кирова, 59, известное как дом Череменецкого монастыря. Его настоятель игумен Антоний, в миру Алексей Бочков (1803 – 1872), — очень интересная личность. Сын купца, владельца знаменитых в Петербурге «бочковских» бань, занимался живописью, музыкой и литературным творчеством. После смерти любимой жены стал монахом, был настоятелем Череменецкого монастыря (1862 – 1868). Дом пережил революционный хаос и Вторую мировую войну, но уже в XXI веке сгорел и был полностью снесен около десяти лет назад.
К сожалению, список утраченных старинных домов регулярно пополняется, поэтому и беспокоятся лужане о снятом с охраны домике, тем более что он еще находится в удовлетворительном состоянии. «Дом крепкий, стоит ровно», — описывают его местные жители. К тому же в нем находятся действующие магазины.
Дьявол кроется в мелочах
Как же получилось, что хорошо сохранившийся старинный дом не был признан исторической и культурной ценностью? Ответ чиновников на этот вопрос можно найти в социальной сети на официальной странице соответствующего ведомства: «Решение об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия «Жилой дом по адресу: Ленинградская область, Лужский район, г. Луга, пр. Кирова, д. 34» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ принято комитетом по сохранению культурного наследия Ленинградской области на основании государственной историко-культурной экспертизы (далее — ГИКЭ), выполненной аттестованным экспертом, в соответствии с требованиями постановления правительства РФ от 25.04.2024 № 530 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе». В период проведения общественного обсуждения ГИКЭ замечаний либо предложений в адрес комитета не поступало».
Почему же похожая экспертиза была отклонена двумя годами ранее? Активисты, защищающие здание, уверены, что экспертизы 2023 и 2025 годов практически одинаковы, как и представленные в них фото. На этот счет чиновники сообщают: «Данная экспертиза не соответствовала действующему на дату рассмотрения законодательству в области государственной охраны объектов культурного наследия (постановление правительства РФ от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»), также в рамках общественных обсуждений ГИКЭ в комитет поступили замечания, которые были направлены аттестованному эксперту на ознакомление и учета (при условии обоснованности данных замечаний) при доработке ГИКЭ».
Разбираясь в трудночитаемом бюрократическом стиле, витиеватом, как наличники у дома, можно сделать вывод, что в нынешнем году все сложилось в пользу собственника в том числе и потому, что «в период проведения общественного обсуждения ГИКЭ замечаний либо предложений в адрес комитета не поступало».
«Да, мы пропустили эту экспертизу и не направили к ней своевременно замечания», — сокрушаются активисты, но сдаваться не собираются и уже отправили соответствующее обращение в прокуратуру.
Тревожные перспективы
Как сложится судьба дома № 34 по проспекту Кирова в Луге, пока непонятно, да и планы его нынешних собственников, заказчиков экспертизы, неизвестны. Тем не менее, как показывает практика, вывод памятников и объектов наследия из охранного реестра зачастую предпринимается для их более широкого использования и может повлечь за собой банальный снос — исчезновение уникального архитектурного объекта.
Ситуация, сложившаяся вокруг лужского домика, еще раз напоминает про важность защиты культурного наследия и про необходимость более вдумчивого подхода к экспертизам исторических объектов, какими бы сертифицированными экспертами они ни составлялись.
Читайте также:
Особняк Нестора Кайгородова на проспекте Тореза, 29, может остаться под охраной
Приспособить, чтобы сохранить. Итоги конкурса на лучший проект возрождения деревянного здания
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (8022) от 27.10.2025 под заголовком «Барак с резными наличниками».




Комментарии