Азбуку проверит арифметика. За год полис ОСАГО подорожал на треть

Вам не кажется, что автомобиль из средства передвижения вновь переходит в разряд роскоши? Во всяком случае для многих граждан личные «колеса» становятся очередной дыркой в семейном бюджете. Их дорого купить, «кормить», обслуживать. А тут еще автогражданская ответственность сильно подросла в цене.

Азбуку проверит арифметика. За год полис ОСАГО подорожал на треть | ФОТО: Pixabay

ФОТО: Pixabay

Напомним, в сентябре прошлого года произошла внеплановая реформа ОСАГО. Тогда был существенно расширен коридор базовой ставки. Если раньше страховщики выбирали ее из диапазона 2224 – 5980 рублей, то теперь из 1646 – 7535 рублей. То есть максимальная ставка выросла сразу на 26 %.

Страховщики уверяли, что верхняя планка никак не коснется законопослушных водителей, а ударит по карману лишь тех, кто часто нарушает Правила дорожного движения. Однако увеличение стоимости полиса ­ОСАГО заметили практически все автомобилисты.

Лично мне при том же автомобиле и безаварийной езде полис обошелся на 2,5 тысячи рублей дороже. Одной моей знакомой на 2 тысячи, другой — на 900 руб­лей. И, судя по опросам «Авто.ру», еще никому даже из самых законопослушных и дисциплинированных водителей не рассчитали полис, исходя из нижней границы коридора.

Причина, как утверждают эксперты, в увеличении стоимости запчас­тей. Действительно, после введения против нашей страны экономических санкций она только за полгода выросла на 28 %. И вряд ли стоит ждать, что это временная тенденция: ценник будет ползти вверх и дальше. А с ней и стоимость автомобильной страховки.

Однако цены на запчасти лишь одно из слагаемых. Еще пару лет назад Минфин в рамках ОСАГО предложил увеличить лимит выплаты за вред жизни и здоровью с 500 тыс. до 2 млн рублей. Это предложение большинство автомобилистов поддержали, что называется, двумя руками.

Сейчас лимит 2 миллиона руб­лей действует для гражданских перевозчиков. И получается, что жизнь и травмы, например, пассажира автобуса вчетверо дороже, чем аналогичная беда пассажира или водителя частной легковушки. Согласитесь, несправедливо. Однако если предложение Минфина будет принято и лимиты уравняют, то часть финансовой нагрузки неизбежно ляжет на плечи тех же автомобилистов.

Как пояснили в РСА, увеличение размера страховой суммы не может обойтись без повышения стоимости услуги — это, мол, «азбука страхования». А вот каким окажется размер повышения — пока можно только гадать. Некоторые эксперты считают, что минимум 25 %.

Вспомним еще об одной инициативе. Есть большая вероятность того, что в этом году страховщики при начислении выплат перестанут учитывать износ авто.

Сегодня страховые компании либо сами организуют ремонт повреж­денного транспорта (не учитывая при этом износ), либо выплачивают автовладельцам возмещение (оно‑то как раз напрямую зависит от года выпуска машины).

Если учесть, что средний возраст автомобилей в России — почти 14 лет, то для очень многих авто­владельцев отказ учитывать износ просто бальзам на душу.

Но, господа, не торопитесь радоваться. Как вы думаете, чей кошелек от этого нововведения станет легче?

«Отказ от учета износа потребует дополнительного и, вероятно, значительного повышения тарифов ­ОСАГО. Рост стоимости услуги в свою очередь может снизить доступность такого полиса», — сообщили в Банке России.

Может быть, поэтому оба предложения (изменение лимитов и отмена учета износа) давно готовы, но весь 2022 год откладывались, чтобы не повышать финансовую нагрузку на граждан.

Удастся ли? Ведь страховые компании просят и узаконить ремонт по ОСАГО бывшими в употреблении запчастями. Например, если в ДТП у автомобиля пострадал бампер, страховые компании хотят добиться разрешения заменять его необязательно новым, а просто таким же, от другого авто той же марки и серии.

В РСА подчеркнули, что кризис автозапчастей в РФ длится не первый месяц и только нарастает, да и практика б/у ремонта уже давно опробована на Дальнем Востоке страны. Там все праворульные автомобили восстанавливают именно с помощью подержанных деталей, поскольку новых для них просто не найти.

Эта идея восторга уже не вызвала. Ни у автомобилистов, ни у экспертов отрасли, которые уверены, что использование б/у деталей повышает риск последующих технических неисправностей автомобиля. И неизбежен резонный вопрос — откуда аккредитованные в РСА ремонтные станции будут брать запчасти секонд-хенд? С разборок? Простите, но у нас их не так много. А если учесть, что цены на новые автомобили, мягко говоря, кусаются, то скоро их и вовсе не будет.

Как считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, разрешение использовать для ремонта по ­ОСАГО подержанных деталей способно привести к всплеску угонов автомобилей для последующей продажи по частям. Кроме того, в стране не существует критериев оценки качества восстановленных деталей. В отличие от Европы, где есть институт ребилдинга, то есть восстановления изношенных запчастей и их продажи с гарантией.

Инициативу категорически не поддерживает и Банк России. «Предложения разрешить ремонт бывшими в употреблении запчастями действительно есть, но реализовать их можно только через изменения закона, — говорится в сообщении ведомства. — Главная причина — отсутствие какой‑либо сертификации для таких запчастей, что делает невозможным проведение качественного ремонта».

И, наконец, еще одно нововведение, связанное с ОСАГО. За езду без такого полиса комплексы фотовидеофиксации с начала этого года стали «выписывать» автовладельцам штрафы. Пока такое правонарушение стоит от 500 до 800 рублей. Первый вариант — это когда полис есть, но он просрочен. Второй предусмотрен на случай полного отсутствия полиса.

Так вот, депутаты Законодательного собрания Петербурга предлагают увеличить эти штрафы до 3500 – 5000 рублей, соответственно. Такая инициатива возникла не случайно. По данным РСА, без ОСАГО по нашим дорогам колесят примерно 6 миллионов водителей. То есть приличное количество недобросовестных автовладельцев предпочитают заплатить мелкий административный штраф, вместо того чтобы оформлять дорогую, на их взгляд, автогражданку.

Кстати, таких хитрых граждан действительно стоит наказывать рублем. Выезжая на дорогу без страховки, они подставляют не только себя, но и других участников движения.

Вот случай, который произошел с моей коллегой. Она попала в ДТП, причем не по своей вине. У водителя, который разбил ей машину, не оказалось страховки. Он слезно умолял ее не обращаться в ГИБДД и клятвенно обещал выплатить всю сумму за ремонт. Коллега пожалела уже немолодого человека, поверила его словам — и, как оказалось, зря. В итоге после многократных напоминаний человек заплатил ей весьма скромную сумму, остальные же десятки тысяч рублей ей пришлось выкладывать из своего кармана.

Кстати, предложение петербургских парламентариев уже поддержали в РСА, где напомнили, что наказание за отсутствие полиса никак не ужесточалось более 18 лет.

…В конечном итоге всю «азбуку страхования» проверит арифметика. Какой окажется цена полиса в случае принятия всех вышеперечисленных нововведений? Не станет ли она для многих неподъемной? Однако садиться за руль без этого документа я бы не советовала. Иначе реальностью для всех нас станут уже забытые анекдоты из 1990‑х — про деда на «Запорожце», битый «Мерседес» и братков с битами… Помните?

Между тем 

До сих пор при упрощенном оформлении аварии (по европротоколу) и создании электронного извещения о ДТП схему происшествия нужно было изобразить на бумаге, а потом сфотографировать. Теперь же схему можно нарисовать в бесплатном мобильном приложении «Помощник ОСАГО» — и она сразу же окажется в автоматизированной информационной системе ОСАГО. Если авария оформлена таким способом и между участниками нет разногласий в обстоятельствах происшествия, пострадавший может рассчитывать на максимальную выплату в пределах 400 тысяч рублей.

Кроме того, депутаты Госдумы предлагают ввести обязательное или добровольное страхование для тех, кто использует средства индивидуальной мобильности (СИМ) в условиях городской среды. А почему бы нет? Только за прошлый год в России было зафиксировано около 700 аварий с участием самокатчиков. При этом лихачи на двух колесах нанесли ущерб не только себе или пешеходам, но и владельцам авто. Взыскать же компенсацию с человека, у которого нет ни прав, ни страховки, практически нереально.

Парламентарии обозначили лимит ответственности владельца СИМ — в пределах 500 тысяч рублей, по аналогии с ОСАГО. А это означает, что стоимость годового полиса для владельца электросамоката может варьироваться в диапазоне от 7 до 15 тысяч рублей. Правда, как подчеркивают эксперты, такая «автогражданка», скорее всего, вопрос недалекого будущего.

#автомобиль #ОСАГО #деньги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (7363) от 27.02.2023 под заголовком «Азбуку проверит арифметика».


Комментарии