Ароматы в собственном флаконе. Как в России развивают производство парфюмерии
Долгое время парфюмерно-косметическая отрасль в России имела ярлык «бесперспективной» и тихо пыталась выживать на задворках экономики, занимая около 2% от мирового оборота парфюмерии и косметики. Однако в прошлом году правительство РФ повернулось лицом к этой отрасли. Министерство промышленности и торговли даже представило Стратегию развития парфюмерно-косметической промышленности РФ на период до 2030 года, направленную на проведение системной работы по развитию отрасли.
Ароматы качественного парфюма приковывают внимание каждого, кто когда-либо покупал флакон духов. ФОТО Валерия МАТИЦЫНА/ТАСС
И один в поле воин
Начнем с истории. Крестными российской парфюмерии были французские специалисты, которые в XIX веке целыми артелями прибывали в нашу страну за лучшей жизнью, спасаясь от жесткой конкуренции на берегах Сены. Итогом этого процесса стала стремительно развивающаяся отрасль, занявшая достойное место на международном рынке.
Основные парфюмерные производства находились в Москве и Петербурге. В частности, северная столица славилась продукцией двух крупных предприятий. Это «Петербургская химическая лаборатория», которую основал в 1860 году провизор и купец 1-й гильдии Федор Каль, а также «Санкт-Петербургская техно-химическая лаборатория» провизора и купца 2-й гильдии Рафаила Эльяшева.
Сырье для изготовления продукции, как правило, привозилось из-за границы. Зато производство флакончиков для духов было на высоте. Отечественные стеклоделы не уступали европейским мастерам. Более того, к созданию некоторых флаконов были причастны знаменитые ювелирные фирмы, например Фаберже. А к работе над этикетками и футлярами привлекались известные художники.
К сожалению, весь этот парфюмерный рай уничтожила революция. Парфюмерные фабрики и товарищества были национализированы, многие из них закрылись. Складские запасы изящных флаконов варварски уничтожались, так как на них были запечатлены имена и товарные знаки старых хозяев, а также царская символика.
После революции единственным из парфюмеров-иностранцев в России остался Август Мишель, который стал знаменитым в 1900 году, сочинив легендарную композицию русской парфюмерии «Любимый букет императрицы», позже ставшую «Красной Москвой». Так мастер-одиночка заложил основу советской парфюмерии. Увы, в 1934 году он был арестован, а традиция ремесла прервана.
Но даже в таких сложных условиях отечественная парфюмерия продолжала развиваться. В СССР работало порядка двух десятков предприятий, выпускающих парфюмерию и косметику. Была сохранена старинная технология изготовления упаковки. Объемные клееные коробочки с шелковой драпировкой внутри и фигурным «гнездышком» для флакона до конца 1960-х были отличительной чертой советского стиля.
Почему предпочитают ширпотреб
К сожалению, то, что не уничтожила революция, добили перестройка и развал народного хозяйства. Хлынувший на внутренний российский рынок поток зарубежных брендов (в основном подделок) похоронил отечественную парфюмерию.
Подобная ситуация сложилась с этой отраслью на всем постсоветском пространстве. Самый яркий пример - банкротство рижской фабрики «Дзинтарс», затянувшееся на долгие годы. Предприятие спасти не удалось, возможно, найдутся предприниматели, которые заинтересуются бездействующими торговыми марками некогда легендарной фабрики.
Но речь сейчас о другом. Если спросить современных россиян, существует ли в нашей стране парфюмерная отрасль, то 90% опрошенных ответят отрицательно. Они предпочтут отечественным духам в неказистой упаковке, выставленным не на эффектных витринах модных бутиков, а на полках магазинов бытовой химии или гипермаркетов, импортный ширпотреб.
О настоящей российской парфюмерии знают лишь в Москве и Петербурге, где силами энтузиастов, объединившихся в Гильдию парфюмеров, отрасль возрождается из руин. «За последние пять лет мы добились многого, - говорит президент гильдии Оксана Чернышова. - И я могу с уверенностью сказать, что в России есть талантливые профессиональные специалисты, которые в силу возможностей развивают элитную парфюмерию, ориентированную на узкий круг состоятельных ценителей. И если государство наконец обратило внимание на парфюмерно-косметическую отрасль, надежда на ее возрождение есть».
Стоит уточнить, что партии нишевой парфюмерии небольшие - от 10 до 100 флаконов, но ее главное преимущество - акцент на уникальное содержание.
«У нас есть формулы, которые мы готовы предложить фабрикам, - говорит Оксана Чернышова. - Но предприятия нас не замечают. По установившейся традиции, они предпочитают брать разработки зарубежных парфюмеров, так легче наладить серийное производство. Но и нам есть что показывать на известных парфюмерных выставках за рубежом. Однако в этом случае нужна очень серьезная спонсорская поддержка».
Сейчас отрасль развивается самостоятельно, пытаясь найти ориентиры в рыночном море. Программа-минимум - заявить о себе дома и доказать своим соотечественникам, что духи современных московских и петербургских парфюмеров во многом лучше французского масс-маркета, который производится цистернами.
Формулы успеха
Действительно, в последние годы в Москве и Петербурге стали появляться парфюмерные ателье, интересные образовательные и выставочные мероприятия. К примеру, сейчас в петербургском особняке Румянцева работает постоянная экспозиция, организованная Гильдией парфюмеров. Она демонстрирует реконструкцию духов, которые выпускались в России в дореволюционное время.
«Это довольно сложный процесс, - рассказывает Оксана Чернышова. - Сначала надо найти парфюмерные формулы, которые держались в секрете. Затем их расшифровать и подобрать компоненты».
В поиске формул парфюмерам помог восстановленный «Сборник технохимических рецептов», составленный известным специалистом по эфирным маслам магистром химии Александром Клинге. А вот при подборе необходимых компонентов пришлось поломать голову. Дело в том, что множество ароматных ингредиентов, которые были в арсенале парфюмеров прошлых веков, в настоящее время оказались труднодоступными. Так, у современных мастеров практически нет доступа к натуральной китовой амбре, ее запасы сегодня исчерпаны.
Парфюмерные химики пытаются найти заменитель этому веществу, но пока безрезультатно. Попали в Красную книгу и виверровые зверьки, из мускусных желез которых добывали натуральный мускус. Некоторые вещества, активно использовавшиеся в парфюмерии ранее, со временем были запрещены, поскольку многие из них являются аллергенами. Часть веществ изменили свои свойства под влиянием климатических факторов.
Парфюмер без цистерны
Проблема современной российской парфюмерии не только в дефиците редких ингредиентов, а в том, что она на 95% зависит от импортного сырья. Отечественные сырьевые фирмы можно пересчитать по пальцам, но и они в основном занимаются первичной переработкой материалов. Компаний, которые специализируются на их глубокой переработке, практически нет. Более того, в России выпускается меньше десятка эфирных масел. Для сравнения: во времена СССР только в одном Никитском ботаническом саду Крыма были разработаны технологии выращивания и переработки 40 эфироносов.
«Сейчас появляются инвесторы, которые пытаются возрождать данное направление отрасли, - отмечает Оксана Чернышова. - Однако сырье, производимое в России, пока годится лишь для создания кремов, массажных масел, ароматических ламп и свечей. До уровня качества, которого требует парфюмерия, эта продукция, увы, недотягивает».
Кроме того, в стране нет своей химической посуды, лабораторного оборудования, химреактивов. Серьезная проблема с упаковкой и флаконами, которые приходится заказывать в Европе, Китае или Индии.
Игрокам косметического рынка остается надеяться, что новая политика государства в отношении отрасли даст положительный результат. С одной стороны, Минпромторг России уже разработал Правила маркировки духов и туалетной воды. Возможно, это поможет очистить рынок от контрафакта. Но, с другой стороны, есть опасения, что в ближайшей перспективе духов на полках магазинов станет меньше. Какая-то продукция полностью исчезнет, а то, что останется, подорожает. Если такое случится, то и петербургские производители парфюма окажутся в одной упряжке с некогда бывшими законодателями мод из стран Балтии.
Статистика, однако, неумолима. По данным исследовательской компании GfK, за последний год россияне купили на 12% меньше упаковок духов и другой парфюмерии. В денежном выражении продажи снизились на 13%. Вряд ли это можно назвать базисом развития принципиально новой отрасли, по которой соскучились отечественные потребители.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6581) от 04.12.2019 под заголовком «Ароматы в собственном флаконе».
Комментарии