Петербургский Политех принял участие в Арктической конференции в Мурманске

Кроме российских ученых в IV международной научной конференции «Арктика: история и современность» приняли участие эксперты по освоению полярного края из Скандинавии, США, Германии, Франции, Польши, Италии и других стран. Примечательно, что в этом году она прошла на двух площадках: начавшись в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ), форум «переехала» в Мурманский государственный технический университет.

Петербургский Политех принял участие в Арктической конференции в Мурманске | Photo by Anders Jildén on Unsplash

Photo by Anders Jildén on Unsplash

Вряд ли найдется такая научная сфера, связанная с развитием арктической зоны, где бы ни заявили о себе петербургские политехники. Мало того, если копнуть историю, окажется, что этот университет стоял у истоков многих исследовательских направлений по той же тематике.

Разработкой судов для Арктики с 1902 года занимались сотрудники его кораблестроительного отделения, на базе которого была создана знаменитая Корабелка (ныне Петербургский государственный морской технический университет). «Портовая» кафедра вуза внесла ощутимую лепту в сооружение инфраструктуры по всему Северному морскому пути. Она же вместе с другими кафедрами участвовала в проектировании первых советских платформ для освоения шельфа арктических морей. Ну а выпускник Политеха Василий Неганов был главным конструктором первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Словом, неудивительно, что на базе этого вуза с 2016 года проходят «полярные» форумы, по итогам которых на свет появляются работы, включенные в мировые индексы цитирования научных статей. Как отметил на открытии последней такой конференции один из ее идеологов научный руководитель СПбПУ академик РАН Юрий Васильев (10 апреля ему исполнилось 90 лет), это лишний раз подтверждает высокий статус петербургской арктической науки.

Причем свой форум политехники вывели за рамки узких технических дисциплин. По словам директора Гуманитарного института СПбПУ профессора Надежды Алмазовой, завершилась пора, когда Арктику рассматривали в основном с точки зрения ее хозяйственного освоения. Теперь в изучение этого края ученые погружаются на основе междисциплинарного подхода.

Отсюда такое разнообразие тематики (18 направлений - от истории и культурного наследия до материаловедения и робототехники) политехнического симпозиума. Некоторые из этих научных пластов ученые СПбПУ обсудят нынче, отправившись в Заполярье, где форум продолжится. Что тоже закономерно, считает профессор Сергей Кулик, директор Высшей школы общественных наук этого вуза, заместитель председателя оргкомитета конференции «Арктика: история и современность».

«Да, ее формат необычен, но мы исходили из того, что обсуждение арктической проблематики нужно в прямом смысле приближать к этой значимой территории, - говорит он. - Дополнительной площадкой форума выбрали Мурманск, и не случайно. Ученые, работающие на Кольском полуострове, сильны в областях знаний, имеющих отношение к судостроению и морской логистике. Эти вопросы волнуют и финнов, которые строят крупные высокоширотные хабы, и представителей других стран, входящих в Арктический совет».

Затем к форуму присоединятся, как ожидается, архангельские вузы, которые разрабатывают как раз гуманитарные аспекты исследования арктической зоны. После чего он поочередно отметится, расширяя «перекличку» ученых, в других вузовско-академических центрах Крайнего Севера.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виталий СЕРГЕЕВ, проректор по научной работе СПбПУ,
председатель оргкомитета IV международной научной конференции «Арктика: история и современность:

«По многим направлениям исследований, связанным с освоением Арктики, Политех занимает передовые позиции. Назову только некоторые из пунктов такой обширной научно-технической программы, работа по которым завершена или находится на заключительной стадии.

Это создание энергокомплекса на базе модульных ветро-дизельных электростанций и новых конструкционных хладостойких материалов. Проект «Антарктические сани», который мы реализуем в кооперации с заводом имени «Комсомольской правды», и проект «Айсберг», в рамках которого вместе с Курчатовским институтом разрабатываем модель автономного подводного и подледного бурового комплекса (его разработчик - ЦКБ МТ «Рубин»).

В этой связи нужно упомянуть и исследования, касающиеся моделирования движения судов по Севморпути, строительства дорог и жилых зданий в условиях вечной мерзлоты, ликвидации в Арктике тяжелого экологического наследия и т. д. Отдельные виды комплектующих наш вуз создает для крупных нефтегазовых компаний по программе импортозамещения, а одна из лабораторий подготовила программный продукт, позволяющий распознавать аэрофотоснимки и оптимизировать проводку судов в тяжелой ледовой обстановке.

Стоит также добавить, что на V международном форуме «Арктика - территория диалога» отмечалось, что СПбПУ вместе с Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН подготовил концепцию комплексного развития инфраструктуры жизнеобеспечения в этом важнейшем регионе России».

Читайте также о том, что бизнес подводит итоги Арктического форума.

#Арктика #Арктический форум #Политех #Мурманск

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (6428) от 24.04.2019 под заголовком «Арктическая перекличка ученых».


Комментарии