Агрохимия в чайной кружке и другие новости продовольственного рынка
В середине октября мир в очередной раз отмечал День хлеба. Праздник этот был придуман Международным союзом пекарей и кондитеров без малого двадцать лет назад. Тогда же огласили и главную просветительскую цель этого необычного дня: напомнить миру о важности хлеба, поддержать уважение к труду пекарей, хлеборобов, мукомолов и всех, кто участвует в создании продукта «от поля до прилавка».
РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА
Король хлебной полки
Хлеб и хлебобулочные изделия — важнейшая часть нашей продуктовой корзины. Среднестатистический едок в России потребляет 114 килограммов хлебных продуктов в год. А ежегодный объем выпуска этих продуктов составляет более 6 миллионов тонн.
Интересные тенденции развития рынок демонстрирует в нынешнем году. Среди них — заметный рост спроса на бездрожжевой хлеб. Причем соцопросы потребительских аудиторий показали особые предпочтения потенциальных едоков: покупателям нравятся сложные вкусы с легкой кислинкой и ореховыми оттенками, с упругим мякишем и стойким ароматом. Одновременно отмечается рост спроса на безглютеновую продукцию. Покупатели ищут варианты с высоким содержанием белка и клетчатки.
Далее — растет интерес к цельнозерновому хлебу. Едоки хотят видеть зерна и семена в мякише и при этом не готовы жертвовать вкусом. Со стороны b2b-клиентов (ресторанов и корпоративного сегмента) появляется устойчивый интерес к изделиям с минимальным содержанием сахара.
Еще одна тенденция — рост спроса на хлебобулочную продукцию мини-формата. «В моде» сэндвичи, маффины и булочки, порционные киши — открытые пироги, разрезанные на порции.
Однако самым популярным и массовым среди всех хлебобулочных изделий остается батон нарезной из муки высшего сорта. У наших едоков сложилось устойчивое мнение, что высший сорт лучше, чем первый, хотя пекари используют эти понятия как названия, а не характеристики качества. Далеко не все потребители знают, что самый полезный хлеб производится из муки с «подозрительным» названием — обойная. Впрочем, сейчас она именуется вполне презентабельно — цельнозерновая.
Название «батон» — от французского слова bâton, которое переводится как «посох, палка». Батон как хлебное изделие появился во Франции в XIX веке и попал в рацион питания состоятельных людей. Любопытно, что в русском языке слово «батон» — но не хлеб! — появилось раньше XIX века. Так называли кондитерские изделия определенной формы — например, длинные пряники с цукатами, орехами или другими начинками, палочки из слоеного теста.
Первые промышленные батоны в Советском Союзе стали выпускать в тридцатых годах прошлого века. Рецептуру нарезного батона разработали в 1938 году.
Сегодня, согласно ГОСТу, выделяют простые и улучшенные рецептуры батонов в зависимости от сорта муки и используемого дополнительного сырья — сахара, маргарина, растительного масла. Большинство батонов — продолговатой формы с закругленными концами (есть отдельные виды батонов «по ГОСТу» с заостренными концами). На поверхности — несколько косых надрезов или один продольный, у горчичных батонов — наколы. Помимо эстетической функции надрезы помогают избежать трещин в корочке и других деформаций во время выпечки.

Заварка с пестицидом
При исследовании образцов чая, взятых из розничных сетей и оптовых поставок, в ряде партий товара Роспотребнадзор обнаружил превышение допустимых норм пестицидов. В целом «токсичными» оказались 111 тонн чая. Весь чай с пестицидным содержимым был снят с реализации и утилизирован. В Роспотребнадзоре отметили: «…в отношении хозяйствующих субъектов приняты меры административного воздействия… выданы предписания об устранении выявленных нарушений».
Каких‑то строгих наказаний не могло быть по определению. Отечественные чайные компании/фабрики выращиванием чая не занимаются (кроме одного объединения, к продукции которого у надзорных органов претензий не было). Чайные фабрики производят только фасовку и упаковку продукции, поступающей в Россию из‑за рубежа.
К слову, страны — лидеры импорта чая в нашу страну — Шри-Ланка и Индия. Также в список крупных поставщиков входят Кения, Индонезия, Китай и Вьетнам. В прошлом году в Россию ввезли почти 140 тысяч тонн чая — на 58 % больше, чем годом ранее.
Практически весь чай, выращиваемый в промышленных объемах, производится с применением пестицидов, которые помогают бороться с вредителями чайных плантаций, предупреждают появление заболеваний чайных кустов, уничтожают сорную растительность. Кстати, выращивание отечественного краснодарского чая тоже не обходится без агрохимикатов. Но всего должно быть в меру. С чаем, в котором были обнаружены остатки пестицидов, чаеводы дальнего зарубежья явно переусердствовали.
Есть еще один важный момент, связанный с применением агрохимии.
Нормированные в России пестициды в мире уже много лет фактически не применяют, а для тех, которые используют все ведущие чаепроизводители, нормы в нашей стране просто не прописаны. «И именно это несоответствие придает теме пестицидов излишнюю скандальность, — прокомментировал ситуацию генеральный директор профильной ассоциации Рамаз Чантурия. — Поэтому, по сути, роста нарушений нет, есть увеличение количества проверок, которые, мы надеемся, позволят собрать необходимую базу для проведения давно назревшей реформы в деле контроля за пестицидами».
Бананы made in Russia
В перечень сельскохозяйственной продукции, производимой в нашей стране, официально включены бананы. Это открывает возможности для государственной поддержки, субсидирования и развития инфраструктуры новой подотрасли российского растениеводства — банановодства.
Строительство банановых теплиц, которые должны занять 37,8 гектара, началось в Ставропольском крае. Запуск первой очереди намечен на 2027 год. А на проектную мощность — это свыше 21 тысячи тонн бананов ежегодно — производство выйдет к 2031 году. Стоимость проекта оценивается в 3 миллиарда рублей.
Другой регион, где в теплицах собираются выращивать бананы, — Краснодарский край, курортный Сочи. Сейчас процесс создания там бананово-тепличных плантаций находится в стадии испытаний: в некоторых фермерских хозяйствах региона уже тестируют приживаемость растений в местных условиях.
Всерьез говорить о выращивании бананов в России начали не так давно. Причина: снижение импорта из Эквадора — основного поставщика этих фруктов. Сначала из‑за погодно-природных катаклизмов там случился неурожай, потом в продукции нескольких экспортеров была выявлена многоядная муха-горбатка — карантинное насекомое, из‑за которого Россельхознадзор вынужден был приостановить поставки. Понятно, что цены на бананы взметнулись… Вот и пришлось задуматься об импортозамещении.
Среди экспертов есть немало скептиков, утверждающих, что полностью покрыть потребности российского рынка в бананах не получится ни у кого. Наша страна остается одним из крупнейших импортеров этого фрукта в мире, ежегодно ввозя 1,4 – 1,6 миллиона тонн бананов.
Сегодня наряду с Эквадором их к нам везут из Колумбии и Коста-Рики, Филиппин и Китая. В списке экспортеров также Бразилия, Вьетнам, Мексика, Таиланд. Но, справедливости ради, большая доля приходится все‑таки на Эквадор. Хотя ведущим производителем бананов он не является. Пальма бананового первенства — у Индии, на долю которой приходится 26 % мирового производства. Но большую часть своих бананов Индия сама же и съедает. Впрочем, с прошлого года в Россию начались поставки и из этой страны.
На каждого россиянина приходится в среднем до 10 кг бананов в год. Поэтому даже если внутри страны удастся наладить производство в промышленных масштабах, то, по подсчетам экспертов, оно закроет лишь 0,5 % от общего потребления.
Впрочем, отечественные банановые теплицы могут стать фишкой для агротуризма, который сейчас активно набирает популярность.
Как сообщает Петростат, в сентябре по сравнению с августом цены на продовольственные товары понизились на 0,2 %. С начала года повысились на 1,7 %.
Плодоовощная продукция подешевела в среднем на 4,1 %. В том числе морковь — на 20,3 %, капуста белокочанная — на 20,1, картофель — на 16,8, лук репчатый — на 16,0, свекла столовая — на 15,5, яблоки — на 13,4, огурцы свежие — на 4,9 %. При этом помидоры свежие подорожали на 20,9 %, перец сладкий свежий — на 20,1, бананы — на 8,6 %.
Снижение цен отмечалось на пельмени — на 4,2 %, какао — на 3,6, йогурт — на 3,5, чай зеленый — на 2,6, хлопья из злаков (сухие завтраки), сахар-песок — на 1,9 %. Дороже стали кальмары мороженые — на 4,2 %, рис шлифованный — на 4,0, свинина бескостная — на 3,7, мясокопчености — на 3,0, сгущенное молоко — на 2,6, рыба мороженая разделанная — на 2,5, куры — на 2,1, чай черный байховый пакетированный — на 1,6 %.
Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах сентября составила 8441 рубль 55 копеек в расчете на месяц, что на 206 рублей 57 копеек меньше, чем в августе.
Из бытовой техники и электроники рост цен отмечался на флеш-накопители USB — на 3,6%, плиты бытовые — на 2,8, компьютеры планшетные — на 2,6 %. Среди прочих непродовольственных товаров дороже стали ювелирные изделия из золота — на 4,4 %, парфюмерно-косметические товары — на 2,7, обувь детская — на 1,6 %. Снижение цен наблюдалось на обувь резиновую — на 2,4 %, чулочно-носочные изделия — на 2,1 %.
Услуги в сфере зарубежного туризма в сентябре подорожали на 11,5 %, услуги в системе образования — на 5,1, ветеринарные услуги — на 2,7 %.
Читайте также:
Лекарство без рецепта. Как развивается рынок сала в России?
Паста на закуску: современный рынок рыбных «намазок»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (8022) от 27.10.2025 под заголовком «Агрохимия в чайной кружке».





Комментарии