Во Франции «желтые жилеты» протестуют из-за роста цен на бензин

Минувшие выходные Франция провела беспокойно. Потревожили ее водители, профессиональные и любители, которые вышли на улицы и площади городов по всей стране, чтобы продемонстрировать властям свой протест против роста цен на бензин и налогов на топливо.

Во Франции «желтые жилеты» протестуют из-за роста цен на бензин | Фото Thierry Le Fouille SOPA Images via ZUMA Wire/ТАСС

Фото Thierry Le Fouille SOPA Images via ZUMA Wire/ТАСС

По масштабам страны и в истории Пятой республики это был не самый массовый протест населения - около 300 тысяч человек приняли участие в акции. Однако впечатляет широта географии протеста. «Желтые жилеты», как их окрестили СМИ за то, что они выходили в светоотражающих желтых накидках, которые должны быть у каждого водителя, «засветились» в Париже и Марселе. Они протестовали на дорогах Нормандии и Бретани.

В Париже, по словам министра внутренних дел Франции Кристофа Кастанера, была предпринята попытка штурма главного здания МВД. На его защите пострадали 28 человек, 282 протестующих были задержаны полицией. В субботу днем толпа прорвала оцепление и оказалась на самой охраняемой парижской улице Фобур-Сент-Оноре у ворот президентского дворца. Полиции оставалось только бессильно наблюдать народные массы у дворцовой ограды. Правда, через какое-то время, перегруппировавшись, полиция и пришедшая на помощь жандармерия вытеснили демонстрантов обратно на площадь. В столкновениях по всей стране пострадали 408 человек, 14 из них были тяжело ранены, один погиб.

Возникшее в начале сентября движение разгневанных автомобилистов - «Желтые жилеты» в последнее время во Франции у всех на слуху. Фактически у них нет никакого лидера, они не координируют свои действия через ту или иную организацию, партию или профсоюз. Движение автомобилистов, недовольных ростом цен на топливо, родилось в социальных сетях, ширилось и крепло, заставив власти забеспокоиться, возможно, еще и потому, что его участники не только протестуют из-за повышения стоимости на топливо, которая за последний год выросла на 25%, но и фактически выступают против общего снижения уровня жизни в стране. Причем в этом они винят президента страны Эммануэля Макрона. Не случайно митингующие скандировали: «Макрон, в отставку!» и «Те, кто за тебя голосовал, теперь вышли на улицу!».

Причем следует отметить, что подавляющее число протестующих — это не мигранты, не люмпены, не разгоряченная молодежь из неблагополучных кварталов. Напротив, это срединная Франция - рабочие, служащие, врачи и учителя, мелкие предприниматели, а также пенсионеры, для которых рост цены за бензин (а она достигла 1,5 евро за литр и будет расти снова с 1 января) — существенный удар по семейному бюджету. Если к этому прибавить значительный, почти в 2 раза, рост цен на мазут, которым отапливаются почти 4 млн домов в стране, не такой значительный, но все-таки рост цен на газ, то получается, что у рядового француза есть проблемы, которые ему «организует» своей политикой нынешняя власть.

Вот что думает по этому поводу известный французский журналист и общественный деятель Марек Хальтер: «Когда вы берете 20, 30, 40 литров, это достаточно много денег, это уже несколько десятков евро. Люди, которые живут в небольших городах, должны каждый день ездить в город на работу. Это первая демонстрация в истории Франции без лидеров, без политических партий, без профсоюза. Лидер - это Интернет, телефоны. Нормальные люди вышли на улицы. Они хотят, чтобы правительство их услышало. У нас же будут выборы через два года. Если люди хотят что-то сказать нашему президенту, как это ему сказать? Они выходят на улицы».

Макрон в принципиальном для него вопросе отступать не намерен. Еще в начале ноября он заявил, что предпочитает облагать налогом топливо, а не рабочий класс. «Люди выступают против налогов на топливо, но призывают бороться с загрязнением окружающей среды из-за того, что их дети страдают от болезней», - сказал президент. Он также напомнил, что цена бензина на 70% зависит от цены на нефть, а она последнее время росла.

За это не очень продуманное высказывание ему сразу же досталось от оппозиции. Дело в том, что от стоимости горючего во Франции лишь 40% идет нефтепроизводителям, 60% - это налоги, которые определяет правительство. С 2014 года они зависят от размера специальной пошлины на выбросы углекислого газа. Этот экологический налог был введен в рамках борьбы с глобальным потеплением. Официально правительство повышает налоги на топливо во имя благой цели - чтобы направить дополнительные средства на развитие экологически чистой энергетики. Но, как считает, например, Международное французское радио (RFI), многие в стране в этом сомневаются, полагая, что основная забота властей - залатать дыры в бюджете. Оно приводит мнения основных оппозиционных партий страны, подтверждающих данную точку зрения.

Глава Соцпартии Оливье Фор полагает, что «правительство залезает в карман ко всем французам, чтобы компенсировать налоговые льготы, сделанные бизнесу и инвесторам». Глава фракции правых «Республиканцев» в парламенте Кристиан Жакоб уверен, что забота об экологии - болтовня: «Куда идут эти деньги? Разве на возобновляемые виды энергии?».

Реальность, как полагает RFI, подтверждает подозрения оппозиции. Если посмотреть, как расходуются средства, полученные от налога на нефтепродукты за последние два года, то можно увидеть, что сумма расходов на экологию остается неизменной при стабильном повышении бюджетных поступлений. Получается, что все эти деньги просто «растворяются» в общем бюджете государства. Поддерживают мнение оппозиции и рядовые французы. Согласно опросу института BVA, 76% населения не верят в «зеленое» налогообложение топлива. 65% опрошенных поддерживают движение «желтых жилетов», а 42% намерены принять в нем участие хотя бы символически.

Как считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров, нынешнюю ситуацию с протестами «желтых жилетов» надо рассматривать в контексте более масштабных преобразований Макрона. «Реформы президента затрагивают сферы социального страхования, образования, рынка труда, здравоохранения и пенсионную систему, кроме того, эти изменения проводятся на фоне сокращения государственных расходов, чтобы снизить дефицит бюджета страны. В целом такой комплекс мер привел к недовольству политикой Макрона в разных слоях населения, включая пенсионеров и госслужащих, - заключает Федоров. - Повышение налога на топливо, которое ударило по карману обычных французов, особенно в провинции, где люди чаще пользуются автомобилями, стало спусковым крючком новой волны протестов».

#автомобилисты #Франция #бензин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (6326) от 21.11.2018 под заголовком «А «желтые» против».


Комментарии