2Vtzqv4Hz9U

«А как поступили бы вы?». В Интернете появилась онлайн-игра для родителей

Игра - решение ситуаций (кейсов), в которых гипотетический ребенок ведет себя так или иначе, а вы выбираете одну из предложенных возможных реакций и смотрите, что будет. Ситуации взяты из жизни - одни вроде бы обычные, но другие довольно диковинные. Вот из разряда последних: 13-летний Никита ни с кем не может подружиться, а в Интернете освоился, завел Ютьюб-канал, у него тысячи подписчиков (правда, есть и ненавистники-хейтеры) и уже стали поступать денежные предложения о рекламе. Но папа Никиты работает в силовых структурах. И как поступили бы вы? Излишняя открытость небезопасна, а крылья ребенку подрезать не хочется...

«А как поступили бы вы?». В Интернете появилась онлайн-игра для родителей | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

А что, так можно было?

Игра бесплатная, размещена на портале «Я - родитель». Разработана по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Как поясняют в фонде: «Это популяризация психологического подхода к воспитанию. Все, что происходит со взрослым человеком, - отголоски детства, и к этому надо относиться очень серьезно».

- За последние четыре века период детства удлинился в четыре раза! - говорит разработчик игры, детский психолог, психолог-консультант Сергей Громов. - Сама по себе «функция» детства всегда заключалась в одном: постепенно включить ребенка в трудовые задачи. Раньше они были довольно примитивные: землю вспахать, мешки потаскать, так что уже семилетний человек выполнял примерно то же, что и 17-летний. О значимости детства, о принципиальном отличии этого периода всерьез задумались совсем недавно. Есть интересное исследование: еще 200 лет назад не было понятия «детская одежда». Была взрослая, просто меньших размеров.

Возвращаемся к мальчику Никите. Подобную ситуацию «до Интернета» и представить было невозможно, а сейчас она совсем не из ряда вон. Сергей Громов комментирует:

- В виртуальной подростковой среде, за которой мы, взрослые, естественно, не следим, контент делают дети начиная где-то с девяти лет. То есть несовершеннолетние, при этом уровень их заработка и успешности может исчисляться, если говорить о западных примерах, миллионами долларов и миллионами подписчиков. Причем самого разного возраста. Например, и в России есть подростки, которые делают обзоры видеоигр, и эти обзоры смотрят и взрослые как этакий гид по прохождению той или иной игры. Да, это ситуация, к которой родители вполне могут быть «не готовы».

В истории с Никитой, как и в других ситуациях, предложено несколько вариантов родительской реакции. Не просто «похвалить» или «поругать», а с нюансами. Смысл даже не в том, чтобы выбрать «свой» вариант, убедиться в своей родительской идеальности и успокоиться. А в том, чтобы попробовать разные стратегии.

- В этом кейс-игра отличается от привычных тестов, - поясняет разработчик. - Тест - оценочная методика, и вы нацелены только на то, чтобы дать правильный ответ. Возвращаться к тем же заданиям и отвечать иначе смысла особого нет. А здесь родители могут выбирать и те варианты, которые в реальной жизни для них неприемлемы.

Громов называет игру своеобразным тренажером: анализируем варианты, видим разную степень их эффективности, проверяем собственные родительские установки, заодно прокачиваем и расширяем наше представление о том, «как еще бывает и чем это чревато»:

- Я могу себе представить гиперопекающую маму, для которой важно контролировать ребенка и тем самым обеспечивать психологическую безопасность - только на самом деле не ребенка, а свою собственную. И вот она хотя бы в игре набирается смелости и выбирает стратегию меньшего контроля. В какой-то мере это новый опыт.

Но в целом, говорит Громов, тут нет «плохих» или «хороших» вариантов. В каждую ситуацию специально «вшиты» разные параметры: поддерживает ли такая-то реакция родителя самооценку ребенка или его самостоятельность, учитывает ли возрастные особенности, а как вообще обстоят дела с общением, с коммуникацией.

И в каждой ситуации эти параметры проявляются по-разному. Например, общение ребенка и родителя может быть очень хорошим и плотным, но при этом родитель подавляет самостоятельность чада. Или наоборот: контакт слабый, вроде «не буду вмешиваться» - зато поддерживается высокий уровень самостоятельности ребенка.

Подросток двадцати шести лет

В игре можно выбирать разные возрасты ребенка: 3 - 5 лет, 6 - 8, 9 - 11, 12 - 16.

- В разных возрастах дети принципиально разные, - комментирует психолог. - Яркий пример - усыновление: оно проходит абсолютно безболезненно для ребенка до полугода, потому что он еще не выделяет так называемого близкого взрослого. А потом все меняется радикально: у него уже есть близкий взрослый - например, нянечка в Доме малютки. И разлука с ней - настоящая травма. Просто «незаметная миру».

Соответственно, ситуации в «возрастных» блоках игры различаются. В блоке «про подростков» - кризисные события: конфликт с родителями, непонимание в школе и т. д. В «дошкольном» больше бытовых ситуаций: ими часто пренебрегают, считают рядовыми, но, подчеркивает психолог, развитие дошкольника происходит именно при таком взаимодействии «в быту»:

- Так что и поведение родителей должно коренным образом меняться в зависимости от возраста ребенка. По сути, это и есть главная сложность: ребенок меняется, а я, родитель, пытаюсь остаться в том состоянии, которое мне комфортно.

Вопрос на засыпку: когда заканчивается подростковый возраст?

Да вроде лет в 14 - 15. А в англоязычных странах тинейджер - это и 19-летний «лоб», поскольку слово «девятнадцать», nineteen, заканчивается на «тин».

- Современные исследования показывают, что подростковый возраст не «паспортный», не цифра, - говорит Сергей Громов. - Подростковый период - период самоопределения: активная попытка найти ответ на вопрос «чем я отличаюсь от всех других?». И, по последним исследованиям, это состояние сейчас может длиться до 25 - 26 лет. Немало тех, кто, получив уже и высшее образование, не заводит семью, потому что находится в «поиске себя». Путешествует, экспериментирует с любовными связями, с работой. Это не «хорошо» или «плохо». К этому располагает нынешнее время.

Считать это «инфантильностью» можно, только если судить с позиций прошлого, уверен Громов:

- Сейчас широчайший выбор возможностей, и на то, чтобы их изучить, нужно гораздо больше времени. Я часто такой пример привожу. Если раньше заходили в магазин, где полка с хлебом, с консервами и молоком - времени на выбор не требовалось: чего выбирать-то? Сегодня в супермаркете, только чтобы дойти до полки с десятком сортов хлеба, потратишь время, а по пути еще увидишь товары, о существовании которых даже не подозревал. Можно устремиться сразу к полке с хлебом и убедить себя не озираться по сторонам, потому что «я и так знаю, чего хочу». Но это просто подкрепляет уже существующую установку и не позволяет быть «здесь и сейчас». Можно вовсе не заходить в магазин и ничего не выбирать. Но мне кажется, инфантильность сегодня проявляется не в том, что кто-то «слишком долго себя ищет». А в том, что решает вообще не искать и не взрослеть - руководствоваться уже существующими установками и, значит, искаженно воспринимать реальность.

...В игре около 40 ситуаций для разных возрастов. Вариантов поведения - около полутора сотен плюс подробный разбор каждого. Для «особо ответственных» и вдумчивых родителей есть дополнительные материалы для изучения.

#родители #дети #семья #психология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (6755) от 03.09.2020 под заголовком «Трудные родители».


Комментарии