25 лет спустя. Почему основной договор ЕС требует изменений

В первый день ноября 1993 года официально вступил в силу Маастрихтский договор и Европейское сообщество юридически превратилось в Европейский союз. За год до этого лидеры 12 европейских стран подписали Договор о Европейском союзе, именно так назывался тот основополагающий документ. Эти два события завершили процесс объединения наиболее экономически развитых стран Европы, начатый еще в 1950-х годах.

25 лет спустя. Почему основной договор ЕС требует изменений | Фото: pxhere.com

Фото: pxhere.com

По сути, Маастрихтский договор скрепил в единое целое ряд уже существовавших, но бывших формально независимыми европейских сообществ: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом) и Европейское экономическое сообщество (ЕАС). К этой экономической опоре в документе был добавлен ряд других опор народившегося союза: единая внешняя политика и политика безопасности, общая сельскохозяйственная политика, общая торговая политика, единая политика в области охраны окружающей среды. Практическими последствиями договора стало устранение не только барьеров в сфере торговли товарами и услугами, но и препятствий для движения капиталов и рабочей силы. Кроме того, договор заложил основу для создания общеевропейской валюты - евро, обеспечив, таким образом, ЕС дополнительную финансовую силу. Также благодаря Маастрихту в ЕС было учреждено гражданство, усилилось юридическое взаимодействие.

Но путь к ратификации договора был непростым. В нескольких странах вопрос выносился на референдум. Во Франции сторонники договора победили с небольшим перевесом. А на референдуме в Дании большинство проголосовали против, что стало для руководства ЕС неожиданностью. Причины протестов были разными. Некоторые опасались усиления миграции и потери национальной идентичности. Другие боялись новой экономической модели, слишком, на их взгляд, либеральной и подрывающей трудовые и социальные права. Маастрихтский договор устанавливал помимо прочего жесткие критерии вступления в Европейский валютный союз, что также многие тогда критиковали.

Оценить сегодня качество принятого четверть века назад документа не так просто, как кажется. Но в целом даже европейские эксперты достаточно критично относятся к этому договору. Так, известный историк Евросоюза Виктор Фернандес Сориано в интервью телеканалу Euronews накануне юбилея заявил буквально следующее: «Можно отметить немало исторических связей между дебатами по Маастрихтскому договору и теми, что продолжаются до сих пор. Большинство вопросов, в общем, те же самые. Поэтому Маастрихтский договор действительно стал важной вехой и поворотным моментом для европейской интеграции, но он также вызвал и всплеск евроскептицизма». Продолжающийся конфликт между Брюсселем и Римом по поводу бюджета, проблемы с правительствами Венгрии и Польши, «брекзит» показывают, что те сложности, которые проявились при принятии Маастрихтского договора, спустя четверть века так и не исчезли», - считает эксперт.

Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН профессор Алексей Портанский обращает внимание на финансово-экономические проблемы Евросоюза, заложенные в некоторых положениях Маастрихта. «Установленные договором лимиты на уровень бюджетного дефицита и госдолга, соответственно, 3 и 60%, были быстро нарушены многими членами ЕС, начиная с Франции и Германии. Однако, даже если бы эти критерии строго соблюдались, они не смогли бы уберечь от тех негативных событий, которые случились в ряде государств. Опыт прошедших 25 лет свидетельствует, что наличия общих бюджетных правил еще недостаточно, чтобы воспрепятствовать возникновению экономических завалов и финансовых пузырей. Так, в начале 2000-х образовался огромный финансовый пузырь на рынке недвижимости Испании, притом что страна была в передовых рядах по соблюдению маастрихтских критериев. Далее аналогичным образом, несмотря на общеевропейские правила, резко выросла задолженность домашних хозяйств и предприятий в Португалии и Ирландии».

На негативное влияние резкого расширения ЕС в последние годы обращает внимание вице-президент Европейской социологической ассоциации эксперт клуба «Валдай» Дэвид Лэйн. «За последние 15 лет ЕС значительно расширился. Проблема заключается в том, что союз объединяет страны, разговаривающие на разных языках, отличающиеся друг от друга культурой и историей», - напоминает эксперт. Отсутствие границ для капитала создало не только единый внутренний рынок, но и спровоцировало проблемы, связанные с интеграцией некоторых государств, говорит Лэйн. Многие административные функции ЕС находятся в руках нескольких государств, прежде всего Германии и Франции, которые ограничивают действия других, как небольших (Кипр), так и самых крупных (Великобритания). Это создает им значительные трудности и углубляет раскол внутри ЕС. «Граждане многих европейских стран не чувствуют, что лица, руководящие ЕС, учитывают их интересы. Это ведь и привело к «брекзиту», - считает эксперт.

Заведующая отделом исследований европейской интеграции Института Европы РАН Ольга Потемкина также отмечает наличие кризисных тенденций в развитии ЕС, которые обозначились еще в 2005 году, когда народ Франции на референдуме отверг проект общеевропейской конституции. «Уровень интеграции со времен Маастрихта вырос значительно, но он имеет свои пределы - ряд кризисов, провал конституции поставили преграды на пути движения к федеративному общеевропейскому государству, сторонником которого является, например, председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер». «В сравнении с Маастрихтским договором Европейский союз значительно ушел вперед, - отмечает Ольга Потемкина. - С другой стороны, никогда еще европейский проект не имел такой слабой поддержки среди граждан. Если 1990-е годы были годами энтузиазма и мечтаний, то сейчас тяжелые проблемы больше склоняют к реализму».

#Европа #политика #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (6315) от 06.11.2018 под заголовком «25 лет спустя».


Комментарии