1375 раз вокруг Земли по экватору. «Сапсан» отмечает 10-летие со дня запуска
Проведем экскурс в историю. 1 февраля 1842 года император Николай I подписал указ о сооружении двухпутной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. 1 ноября 1851 года на трассе протяженностью 644 км с шириной колеи 1524 мм было открыто регулярное движение. Первый поезд преодолел это расстояние за 21 час 45 минут. Если учесть, что путешествие из столицы Российской империи в Москву на перекладных занимало более недели, для современников новые железнодорожные скорости казались поистине космическими. На исходе 1871 года «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали своим читателям: «С субботы 18 сего декабря ежедневно будет отправляем из Петербурга в Москву и обратно скорый поезд для пассажиров 1-го и 2-го классов. Время в пути 15 часов 45 минут. Для той поры это была настоящая сенсация. 17 декабря 2009 года наша газета писала: завтра, 18 декабря, начинается регулярное движение «Сапсанов» между столицами. Время в пути составит всего 3 часа 45 минут». С этого дня на Российских железных дорогах началась эра высоких скоростей, а 17 декабря официально считается праздником - Днем высоких скоростей.
Фото: Wikimedia Commons / Sergey Korovkin 84 / Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
И хотя о скоростном движении в России мечтал еще Константин Эдуардович Циолковский, мечты россиян о быстрой езде начали сбываться только в начале ХХI века. Первый шаг был сделан в апреле 2005 года на Ганноверской ярмарке, когда в присутствии президента РФ Владимира Путина и федерального канцлера ФРГ Герхарда Шредера между ОАО «РЖД» (президентом компании тогда был Геннадий Фадеев) и фирмой «Сименс АГ» был подписан договор о первом этапе проектирования высокоскоростных и скоростных поездов для России. Справедливости ради отдадим должное компании «РЖД» и тогдашнему ее главе Геннадию Матвеевичу, именно он поставил точку в дискуссиях, быть или не быть высокоскоростному движению в России. Конечно, быть.
18 мая 2006 года в Сочи был подписан основной документ - контракт на разработку, изготовление и поставку восьми высокоскоростных поездов. Позже был заключен дополнительный договор на изготовление еще восьми составов. Сейчас у нас их шестнадцать, а скоро будет 29.
Важные моменты запуска «Сапсана»
Дмитрий Пегов (ныне заместитель генерального директора РЖД) курировал запуск высокоскоростных поездов «Сапсан», скоростных экспрессов Allegro.
Его я и попросила поделиться воспоминаниями, приятными и сложными моментами в реализации этого проекта.
- Самым сложным оказалось переломить аппарат РЖД, который никогда этим не занимался. Уж слишком долго мы мечтали о быстрой езде. Поэтому мало кто верил. Когда персонал не верит, очень сложно всех убедить, поднять. Нужна большая сила воли руководителя, чтобы сплотить коллектив на реализацию такого сложного проекта. Что тогда происходило, знал небольшой круг железнодорожников. Переломный момент наступил, когда поезд в Усть-Луге выехал с парома на пути. Все поняли: обратной дороги у поезда нет. Я помню, состав сошел с парома и попал под первый снег.
Люди по натуре сразу не принимают нововведение. Так же Московское центральное кольцо. Еще несколько лет назад никто и не думал, что по нему может быть какое-то движение в принципе пассажирских поездов. Сейчас поезда здесь начали ходить с интервалом
4 минуты, и мы уже говорим, что надо построить 3-й и 4-й пути, для того чтобы сделать транзит, в том числе и «Сапсанов», в Новгородскую область.
Сейчас разрабатываются мероприятия по сокращению времени в пути от Москвы до Адлера до 18 часов. И тоже пессимистов много.
- А вы сами-то верите в это?
- Не только верю, но уже летом при определенной организации доехали за 18 часов 25 минут. Есть программа, которую мы обязательно реализуем.
В компании «Сименс» и в нашей компании тогда был подобран состав инженерного корпуса, который энергетическим эффектом под руководством Валентина Александровича Гапановича, Станислава Александровича Назарова смогли объединить и в этой системе найти каждому свою ячейку.
Была сделана правильная расстановка инженеров. Здесь все получилось, вся инженерная мысль на период создания поезда была сконцентрирована в большой клубок, и он реализовал этот проект.
- Приведу слова главного конструктора проекта Андреаса Липпа: «Мы все работали как одна команда, члены которой поддерживали друг друга».
- Так и было. Поэтому и получился «Сапсан». Это самый современный поезд, новее его на тот момент в мире не было. Прежде чем в компании приняли решение о закупке этих электропоездов у «Сименса», специалисты различных департаментов РЖД сравнили уровень высокоскоростного движения в нескольких европейских странах. И выяснили, что у поездов Velaro RUS самая надежная электронная база по сравнению с конкурентами. А главное, что компания Siemens имеет самый большой опыт создания и эксплуатации высокоскоростных поездов, пригодных для российских железных дорог. Перед тем как проектировать поезд для нашей страны, немецкие специалисты изучили особенности эксплуатации железнодорожного транспорта в российских условиях. Если можно так сказать, прошла русификация поездов Velaro RUS (в первую очередь учитывался фактор работы в зимних условиях). И еще важно: в поезде применены технические решения, которые уже используются на наших железных дорогах. За 10 лет суммарный пробег «Сапсанов» - 55 млн километров. Это свидетельствует, что выбор производителя поездов был сделан правильно.
- Был ли востребован наш опыт ЭР-200, «Невского экспресса», «Сокола»?
- Это бесценный опыт. И все люди, которые участвовали в этих проектах, стали работать с «Сапсанами». Я думаю, «Сокол» перешагнул то время и рано или поздно наработки, которые были применены на нем, увидим на поездах нового поколения. Потому что некоторые прорывные задумки, возможно, были воплощены не так.
Просто негде было сделать, не те были технологии, не те были станки. Может быть, сейчас было бы по-другому. Опыт «Сокола» еще будет изучаться и внедряться.
- Что изменилось за 10 лет в депо «Металлострой»?
- По степени оснащенности ему и сегодня нет равных в мире. За последние пять лет появился новый цех, который построил «Сименс» для крупных видов ремонта. Самое ценное здесь - колесный участок - с клеймом РФ! - по ремонту сервисных колесных пар, система диагностики по новым технологиям. Для приема третьей партии «Сапсанов» депо расширяется, готовим реконструкцию. Идут проектные работы. Необходимо расширить моечный комплекс, ремонтные позиции по проведению технического обслуживания, легких осмотров...
Здесь производят обслуживание и «Ласточек». Их парк тоже увеличивается.
СЗППК активно работает, чтобы добавлять этот подвижной состав. На маршрутах, где они ходят, пассажиропоток растет, и не только на полигоне ОЖД. На маршруте Кисловодск - Минеральные Воды «Ласточки» дали рост пассажиров на 16%.
Еще не так давно многие не верили, что пойдет скоростной пригородный поезд, а сегодня он ходит. До станции Тосно. Скажу по-честному, хотелось, чтобы весь пассажирский узел вашего региона поменяли на «Ласточки». Это позволит снизить затраты пригородной компании, повысит уровень персонала, который работает на новом подвижном составе, в итоге на новый уровень выйдет качество обслуживания пассажиров.
Нужны будут и новые специалисты, и новые программы в нашем университете, который поздравляю с юбилеем - 210-летием. Все задумки претворяют в жизнь инженеры.
Всех с праздником и с наступающим Новым годом! Здоровья и много интересных встреч и путешествий.
Совершенству нет предела
Так считает директор дирекции скоростного сообщения Антон Петров, который работал начальником станции Санкт-Петербург-главный и в 2009 году, как многие другие, стоял у истоков запуска поезда «Сапсан».
- На Московском вокзале были выставлены друг напротив друга ЭР-200 и поезд нового поколения «Сапсан», тогда еще безымянный. Здесь символически состоялась передача пути от одного поезда другому. Я хорошо помню, как мы эти поезда получали, пригоняли, размещали на платформах. Строили графики, обороты. Это была технологическая работа, в которой я участвовал. Потом уже в роли начальника службы движения осуществлял развитие количества пар новых электропоездов. Составляли графики движения, разрабатывали технологию обработки на главных пассажирских станциях, а потом, пройдя школу в Федеральной пассажирской компании (у конкурентов), с 2015 года счастлив заниматься этим проектом.
- Что изменилось за последние годы?
- Если сравнивать с 2009 годом, то это Земля и Луна. В сравнении с началом моей работы в дирекции скоростного сообщения изменения произошли масштабные. Прежде всего повысилась интенсивность движения высокоскоростных поездов. Когда я начинал работать, в графике было 9 пар поездов, сегодня их 15. Сложнее всего было работать в 2018 году во время проведения чемпионата мира по футболу. Тогда между Москвой и Петербургом было 30 рейсов в сутки, 15 пар поездов. Все составы были забиты и в таком режиме работали все лето. При этом каких-либо отклонений, нареканий, недостатков не было, а главное, не происходило нештатных ситуаций с поездами. Это еще раз подтвердило высокую устойчивость и надежность подвижного состава и высокое качество обслуживания пассажиров. Изменились сервисные процедуры, вырос коллектив, повысилось качество обслуживания. Что касается сервиса, мы постоянно занимаемся дополнением и обновлением сервисных услуг. Запускать тяжело любой проект, но еще труднее удерживать планку в огромном масштабе движения поездов, с высоким качеством обслуживания.
- Как бы ни было трудно, судя по наградам, коллектив успешно справляется.
- Вы правы. Проект «Сапсан» не раз был отмечен наградами российских номинаций, к примеру: «Золотая колесница» в номинации «Лучшая компания в железнодорожном пассажирском обслуживании»; «Народная марка - марка № 1 в России» в номинации за предоставляемые услуги на борту высокоскоростного поезда «Сапсан». Наша тактика заключается в том, чтобы подкреплять то, что мы делаем, общественным мнением и тем самым создавать хорошую основу для дальнейшего движения.
«Сапсан» - это живой организм, развитие и обновление сервисных услуг идет постоянно. Например, в 2015 году не было информационно-развлекательной системы, сегодня она есть. Появилась детская зона. Организация питания не была на таком уровне, как выстроена сегодня. Мы многое заимствовали у лучших авиакомпаний, которые занимаются обслуживанием пассажиров. Изучали опыт Сингапурских авиалиний, «Аэрофлота». Там учили людей, а потом создали свою школу сервиса. Учим дисциплинам, которые нужны для того, чтобы правильно коммуницировать с клиентом. С проводниками и стюардами занимаются психологи, визажисты.
Требования к проводникам и стюардам пассажир повышает постоянно. Поэтому подготовке персонала у нас особое внимание. И в этом нам помогают конкурсы профессионального мастерства поездных бригад. В финал попадают самые лучшие шесть пар, из них компетентное жюри выбирает победителей. В этом году победителями стали Елизавета Ходыкина и Юрий Генрих.
Этот конкурс помогает ребятам раскрыть свои возможности, дает уверенность в себе и возможность двигаться вперед. Вместе с ними меняется и идет вперед вся команда дирекции скоростного сообщения.
- В 2022 году придут 13 новых «Сапсанов». Чем они будут отличаться от своих старших братьев?
- Настало время изменения внутреннего интерьера подвижного состава. За 10 лет мир изменился до неузнаваемости: телефоны, коммуникации, ритм жизни. Сегодня у людей другие требования в отношении комфорта. 17 декабря все новшества покажем в модернизированном составе «Сапсан» № 1. В этот день будет его презентация, а с 18 декабря пока один состав будет ходить по графику. Но планируем модернизировать все 16 составов. Такими же придут и новые «Сапсаны». Совершенству нет предела, по этому пути идет наша компания.
Поздравляю всех с праздником и с наступающим Новым годом! Желаю больше ярких встреч, улыбок. Находить время радоваться жизни и подмечать прекрасное. Любоваться природой из окна «Сапсана».
Лоск, блеск и чистоту
в вагонах «Сапсана»
наводит ЗАО «Депо №1»

В дирекции скоростного сообщения в конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии-2019» среди работников поездных бригад победителями стала пара Елизавета Ходыкина и Юрий Генрих. В этом году конкурс проводился пятый раз.
- Я рада, что мне дали шанс испытать стресс, выдержку и раскрепоститься на сцене, - поделилась Елизавета. - Это очень помогает в работе.
В состязаниях приняли участие шесть команд, в составе которых по одному проводнику пассажирских вагонов и стюарду. В финал допускаются только лучшие из лучших, которые основательно готовятся и безошибочно проходят все отборочные этапы.
- Три года назад мы выиграли конкурс на выполнение этого профиля работ, - рассказывает генеральный директор «Депо №1» Иван Кореньков. - Основной наш актив, как и любой компании, - это люди. Именно они выполняют весь объем работ по созданию уютной и домашней обстановки в вагоне на протяжении всего пути следования. И, чтобы путешествие на «Сапсане» было приятным, наши работники к уборке подвижного состава относятся с высокой ответственностью. Работы по содержанию внутреннего интерьера вагонов, кабин машинистов, санузлов производятся в основном вручную. Конечно, с применением инновационных моющих и дезинфицирующих средств, причем российского производства, и они показывают более высокую эффективность. Эти материалы разработаны нашими технологами. Для каждого процесса имеются стандарты, технологии, позволяющие оптимально распределять трудозатраты и выполнять уборку молниеносно, даже за короткое время, пока поезд стоит на вокзале. Для увеличения эффективности очистки и повышения темпа работ максимально используется специализированное клиринговое оборудование профессионального уровня.
Ясно, что работа сложная, но мы стараемся сохранить персонал. Компания экипирует сотрудников всем необходимым для работы (спецодежда, расходные материалы, средства механизации) и обеспечивает их защиту. Для иногородних сотрудников предоставляем жилье, в случаях удаленной работы - организуем трансфер и, что само собой разумеется, предоставляем полный социальный пакет.
Быть контрагентом в такой солидной компании, как ОАО «РЖД», дело непростое, но мы стараемся соответствовать и надеемся вместе идти дальше.
С праздником, уважаемые коллеги!

Вячеслав Гусев машинист первого класса. С 7 лет мечтал водить поезда, и мечта сбылась. Чтобы стать машинистом «Сапсана», надо стать лучшим машинистом обычных и скорых пассажирских поездов.
Вячеслав начинал работать слесарем в депо ТЧ-10, затем водил пригородные электрички. С 2004 года ездил на скоростных ЭР-200. Когда пришли «Сапсаны», после учебы в Германии сел в кабину-компьютер на колесах.
- Хорошая машина и работа чисто мужская и ответственная.
Уважаемые работники железнодорожного транспорта, дорогие пассажиры!
Сегодняшняя дата, 10-летие запуска первого поезда «Сапсан» по маршруту Москва - Санкт-Петербург, - знаменательна не только для железнодорожников - для всех россиян. Каждый из нас в разное время пассажир, встречающий, провожающий.
За 10 лет «Сапсаны» перевезли около 40 миллионов человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. В будущем присоединятся и другие города. В век высоких скоростей потребность нашей огромной страны в быст-ром, надежном, современном поезде только растет.
Почти два века назад впервые пассажирский поезд прошел маршрутом Санкт-Петербург - Царское Село. Затем была открыта Николаевская железная дорога, позже ставшая Октябрьской. И именно по ней летела связавшая две столицы знаменитая «Красная стрела», промчаться на которой было делом чести для каждого жителя нашей страны.
«Сапсан», воплотивший все мечты о скорости, комфорте и доступности поездок, стал визитной карточкой уже современных российских железных дорог. Превратился в своеобразный символ движения России к инновационным преобразованиям, технологическому прогрессу!
Хочу поздравить всех, кто причастен к замечательному проекту скоростного поезда, а также работников российских железных дорог с 10-летием его запуска, пожелать благополучия и новых профессиональных достижений. А пассажирам - приятных путешествий!
Валентина МАТВИЕНКО,
председатель Совета Федерации
Дорогие друзья!
Десять лет назад, 17 декабря 2009 года, началось регулярное движение высокоскоростных поездов «Сапсан» между Санкт-Петербургом и Москвой.
«Сапсан» открыл новую эпоху в истории отечественных железных дорог. Время в пути между двумя столицами сократилось до четырех часов. При этом улучшился комфорт и безопасность поездок. За десять лет на этом направлении перевезены более 25 миллионов пассажиров. С каждым годом «Сапсан» становится все более популярным, как и другие направления скоростного железнодорожного сообщения. С 2010 года между Хельсинки и Санкт-Петербургом курсирует скоростной поезд «Аллегро». XXI век - время больших скоростей. «Сапсан» помогает эффективно решать деловые вопросы, соединяет семьи, упрощает туристические визиты. Федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» предполагает модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры страны. Планы по дальнейшему развитию петербургского железнодорожного узла город будет выполнять в партнерстве и тесном сотрудничестве с ОАО «РЖД». Желаю железнодорожникам новых трудовых успехов, а пассажирам - комфортных поездок!
Александр БЕГЛОВ,
губернатор Санкт-Петербурга
Запуск высокоскоростного поезда «Сапсан» в декабре 2009 года
явился, пожалуй, одним из важнейших элементов реализации стратегии развития российских железных дорог и клиентоориентированности компании. Нужно ли высокоскоростное движение? На эту тему дискуссий было много. Одни были за, другие против. Победили оптимисты. Сегодня невозможно представить себе жизнь Москвы и Санкт-Петербурга, а также и Нижнего Новгорода без высокоскоростных поездов. Но в то время, когда проект только начинался, это была нехоженая тропа. По ней и шла команда, которая во-плотила в жизнь этот проект. Сегодня важно назвать этих выдающихся инженеров и руководителей компании «Российские железные дороги»: Вадим Морозов, первый заместитель президента, вице-президент Валентин Гапанович (он вел всю техническую работу вместе с командой Siemens), вице-президент Михаил Акулов (отвечал за пассажирский комплекс). При нем работа с пассажирами стала приоритетным направлением РЖД. Андрей Бочкарев и Искандер Махмудов совместно с Октябрьской железной дорогой создали самый передовой цех по производству бортового питания. Важную роль сыграло наше финансовое подразделение во главе с первым вице-президентом Вадимом Михайловым, реализовавшее для компании финансовую часть договоренностей с крупнейшим мировым производителем. В этой связи я могу выделить президентов Siemens Клауса Клайфилда и Петера Лешера, с первым мы начинали вести переговоры, а при втором на основе договоренностей подписали контракт.
Я им чрезвычайно благодарен и хочу подчеркнуть не только их профессионализм, но и большую доброту и отзывчивость. Ко мне обратился представитель Детского хосписа в Санкт-Петербурге с просьбой от двух тяжелобольных мальчиков. Одному очень хотелось посидеть в кабине «Сапсана», а другой мечтал посетить матч немецкой команды «Бавария». Так вот через много лет я позвонил Клаусу Клайфилду и передал просьбу ребенка, на что он сказал: «Слушайте, у моей компании есть постоянно четыре места на все футбольные матчи «Баварии». Ваша задача, чтобы он с сопровождением прибыл в Германию, а все остальное мы сделаем сами». И мечта ребенка осуществилась! Так же, как и мальчика, который хотел просто посидеть в кабине «Сапсана». Это свидетельство высоких человеческих качеств иностранных партнеров, и мне приятно об этом вспомнить.
Сегодня «Сапсаны» заполняются на сто процентов, с начала эксплуатации услугами этого типа перевозок воспользовались около 40 миллионов человек! Это говорит о том, что наши граждане и гости нашей страны проголосовали за эту инновацию - скорость и комфорт. Мне очень приятно поздравить прежде всего пассажиров и всех, кто работал над этим замечательным проектом, реализованным в рамках реформирования железнодорожной отрасли. «Сапсан» по праву является символом этих изменений. И самые теплые поздравления тем, кто уже 10 лет эксплуатирует высокоскоростные поезда. Всех с юбилеем!
Владимир ЯКУНИН,
президент РЖД в 2005 - 2015 гг.
С давних пор в Москву езжу часто. Ездил на поезде «Красная стрела» и летал на самолетах. После запуска «Сапсана» самолет ушел на второй план. Очень удобный график высокоскоростного поезда. Если мне нужно на работу к 12.00, выезжаю в 6.00, а если в 17.00, то из Петербурга отправляюсь на 11- часовом поезде. И обратно успеваю к ночи вернуться и выспаться дома. Потому что, сидя даже в очень удобном кресле, так и не привык спать.
Комфортный не только поезд, в нем ввели комфорт, который только может быть: наушники, тапочки, пледы. Хорошее питание, вежливый и приветливый персонал. Этим поездом часто ездит дочка с семьей, так что это наше общее мнение. И еще, что немаловажно, пассажиров обслуживают ухоженные красивые девушки в нарядной форме. И стирильная чистота в вагонах. Сквозь большие и прозрачные окна можно полюбоваться дорогой, прекрасной природой и почитать прессу.
От каждой поездки получаю удовольствие. А еще в пути бывают прятные встречи. На «Сапсане» ездят много замечательных людей, в том числе и футболистов. Для меня, как человека курящего, хотелось бы, чтобы в составе был для нас вагон. Но сечас уже привык, ведь четыре часа без курева добавляют мне здоровья.
Желаю всем здоровья, надеюсь, будем ездить еще быстрее.
Михаил БОЯРСКИЙ,
народный артист РСФСР
Фото Сергея Грицкова, Дмитрия Соколова и Ивана Куртова
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (6590) от 17.12.2019 под заголовком «1375 раз вокруг Земли по экватору».




Комментарии