«Воззвание Минина»: на полотне — более 400 человек, объединённых идеей спасения Родины от врага
Возвращаясь в места, где уже неоднократно бывал, случается, открываешь для себя сюжеты совершенно неожиданные. Недавно я вновь оказался в Нижнем Новгороде — всего на несколько часов, проездом. Прогулялся по набережной Волги, зашел в Нижегородский государственный художественный музей и… почти все время провел там в зале, посвященном одной картине. Гигантское — почти 6 на 7 метров — полотно «Воззвание Минина» («Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям») принадлежит кисти знаменитого русского художника Константина Маковского.
ФОТО Samuel Regan-Asante on Unsplash
В основу сюжета картины легли события, происходившие во времена Смуты. Купец Кузьма Минин произносит речь на нижнепосадской площади Нижнего Новгорода. Он обращается к собравшейся вокруг него толпе с призывом сделать пожертвование для создания ополчения, которому предстояло защищать и освобождать родину от врагов.
Замысел картины относится к 70‑м годам XIX века. Маковский проделал большую подготовительную работу — неоднократно приезжал в Нижний Новгород для более глубокого знакомства с событиями и написания натурных этюдов, консультировался с членами Губернской ученой комиссии, встречался с художником и фотографом А. О. Карелиным, который, как и сам Маковский, коллекционировал предметы национальной старины. Некоторые антикварные вещи из этих известных в России частных собраний запечатлены на полотне.
В Великом Новгороде после реставрации открылся собор Рождества Богородицы Антониева монастыряНепосредственная работа над картиной проходила во Франции. Для этого художник приобрел усадьбу своего собрата по цеху Василия Верещагина в пригороде Парижа Мэзон-Лаффитт. Усадьба включала большой дом, сад и две мастерские — зимнюю и летнюю. Зимняя считалась в то время самой большой в мире — более 30 метров в длину и 15 в ширину при высоте потолка около 11 метров. Летняя была еще более необычна. Она представляла собой открытый вагон на колесах, передвигавшийся по рельсовому кругу, что позволяло следовать за ходом солнца, не прерывая работы.
Создание полотна сопровождалось большим количеством этюдов и эскизов, различных по размерам и назначению. Портреты, пейзажи, наброски основных фигур… В окончательный вариант вошло более сотни портретно решенных персонажей — как реально существовавших личностей (Кузьма Минин, протопоп Савва Евфимьев, архимандрит Феодосий, князь Василий Звенигородский), так и вымышленных, являющихся носителями определенных авторских идей.
Всего на полотне — более четырехсот человек с различными характерами, эмоциями и настроениями. Максим Горький так описывал изображенное Маковским: «Толпа льет с горы лавиной — она чувствуется и за серой, угрюмой стеной кремля. Седобородый мужик истово крестится — он только что положил к ногам Козьмы икону в ризе, татарин в малахае смотрит из‑за чьего‑то плеча испуганными, но любопытными глазами на оратора-мясника; белоголовая девчоночка, держась сзади за шубейку матери, несущей к бочке свои платья, улыбается блеску кубков и братин, лежащих на земле. Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра; штоф, парча, шелк валяются кучами под ногами людей. Красавица-боярыня с жгучими глазами и матово-бледным лицом вынимает серьги из ушей, неподалеку от нее какой‑то странник — плут и пьяница, судя по его лисьей роже, — подняв к небу руку, важно проповедует что‑то…».
Работа продолжалась шесть лет. Впервые картина была представлена публике в 1896 году в отдельном павильоне 16‑й Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде. В 1908‑м она была приобретена Министерством императорского двора и подарена городу в связи с предстоящим празднованием 300‑летия дома Романовых. Долгое время находилась в Гербовом зале Городской думы, а в 1972‑м передана Нижегородскому государственному художественному музею. Где и экспонируется в специально выстроенном помещении, примыкающем к основному зданию — дому Д. В. Сироткина. Картина приобрела известность как самое крупное станковое произведение в отечественном искусстве, написанное на историко-патриотическую тему.
В 2021 году в рамках подготовки к 800‑летию Нижнего Новгорода в музее была проведена капитальная реконструкция зала Маковского. Он был оснащен современным оборудованием, в том числе освещением с заливным светом, которое позволяет рассмотреть уникальное полотно во всех деталях.
Читайте также:
До адресатов не дошли: поисковики выясняют судьбы авторов и получателей фронтовых писем
Гусар в профиль. Как легендарный герой войны 1812 года появился на знаменитой картине
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (7917) от 29.05.2025 под заголовком ««Толпа льет с горы лавиной…»».




Комментарии