Встреча бывших одноклассников

К обсуждению Болонской декларации с ее сближением образовательных стандартов уже привыкли. А тем временем в Петербурге в Таврическом дворце о создании единого образовательного пространства говорили представители государств — членов Евразийского экономического сообщества. Уровень собравшихся — от руководителей вузов до замминистра.

Встреча бывших одноклассников |

Бывшие советские республики, а ныне страны — члены ЕврАзЭС (республики Белоруссия, Казах­стан, Таджикистан и Узбекистан, Киргизская республика, Россий­ская Федерация), а также наблю­датели (Украина, республики Ар­мения и Молдавия) сейчас похо­жи на бывших одноклассников, которых однажды раскидали по разным спецшколам. А потом об­наружилось, что бывшим одно­классникам все равно придется работать на одном предприятии.

С одной стороны, корни обра­зования у всех стран — членов со­общества одни, принципы и це­ли — тоже; в конце концов, сколь­ко лет за одной партой сидели. Но за полтора десятилетия, что бывшие республики существуют врозь, появились «расхождения в требованиях к содержанию обра­зования и уровню подготовки вы­пускников, в перечнях профессий и специальностей».

Уважают ли в российском вузе аттестат выпускника из Таджики­стана? Верят ли в белорусской фирме диплому специалиста из Киргизии? И так далее.

Даже понятие системы обра­зования в странах ЕврАзЭС раз­ное, что уж говорить о составных частях этой системы. Например, в России образование включает в себя 7 ступенек: дошкольное и общее; начальное, среднее, выс­шее и послевузовское профес­сиональное; а также дополни­тельное образование. А в Бело­руссии есть еще внешкольное и профессионально-техническое. В республике, как сказал Миха­ил Вишневский, первый прорек­тор Могилевского госуниверситета им. А. А. Кулешова, воспи­тание скоро будет рассматри­ваться как объект правового ре­гулирования. (Воспитывать в со­ответствии с некими стандарта­ми — это для нас, согласитесь, неожиданно.) В систему образо­вания в Республике Казахстан помимо того, что есть в России и Белоруссии, входит «семейное воспитание» и «повышение ква­лификации».

Самые большие расхождения, как отметили участники встречи, — в системе высшего и послеву­зовского образования. В Кир­гизстане вам не удастся стать ас­пирантом или кандидатом наук — просто потому что там эти сту­пеньки упразднены. А в Таджики­стане нет формулировок «дипло­мированный специалист» или «специалист с высшим образова­нием».

И типы высших учебных заве­дений у стран — участников ЕврАзЭС разные. Правда, у всех имеются институты, академии и университеты, но в остальном расхождения: в России в систему высшего образования входит так­же аспирантура и докторантура, в Белоруссии — колледж, в Казахстане — завод-втуз, в Кир­гизской республике — консерва­тория и колледж. И вообще закон о высшем образовании есть толь­ко в России.

Что у нас общего — так это то, что доступность образования снижается; при подготовке кад­ров мало учитываются потреб­ности рынка труда; растет нехват­ка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих; практически не действует конку­рентный рынок; спрос на высшее образование превышает предло­жение, и, как следствие, плодят­ся вузы в основном негосударст­венные и вовсе необязательно с замечательным уровнем препо­давания.

Формировать общее образо­вательное пространство, как счи­тают участники форума, нужно — потому что общий рынок товаров, услуг и капитала требует, скажем так, одного (высокого) уровня специалистов.

...Доверяй — но проверяй, ес­тественно. Чтобы вузы разных стран доверяли друг другу, необ­ходима экспертиза. И кто ее бу­дет проводить? Например, Инес­са Тарусина, завкафедрой ком­муникационных технологий и свя­зей с общественностью Невско­го института языка и культуры, за­метила, что хорошо бы поручить экспертизу вузов не только гос­структурам, но и коллективам не­зависимых профессионалов.

Кроме того, как и в случае с Бо­лонским процессом, многие от­носятся к слову «стандарт» осто­рожно. «А всегда ли хороши стан­дарты в воспитании и образова­нии? И обязательно ли должно быть все одинаково?» — спраши­вает Татьяна Маслова, проректор по развитию и качеству образо­вания СПб инженерно-экономи­ческого университета.

Отдельное заседание было по­священо образованию для инва­лидов. Александр Станевский, директор центра профессио­нальной реабилитации инвали­дов Московского государствен­ного технического университета им. Н. Э. Баумана, отметил, что у нас люди с ограниченными воз­можностями «не имеют особого статуса как субъекты образова­тельной деятельности» — то есть если государство и оказывает ин­валиду «образовательную услу­гу» (скажем, бесплатно обучает), то эта услуга все равно не «реа­билитационная», то есть особен­но не учитывается, что ученик не­здоров. В то же время на Западе затраты государства на образо­вание инвалида начинают оку­паться уже через 7 лет в виде на­лога с работающего человека. В США так и говорят: превратим ин­валида в налогоплательщика. И превращают.

...На общий для межпарла­ментских слушаний вопрос «Что делать?» (в смысле, что делать, чтобы устранять разногласия) участники ответили своими «Ре­комендациями», которые будут переданы в министерства обра­зования. Рекомендаций масса, но главная — разрабатывать ос­новы законодательства ЕврАзЭС об образовании (дабы сближать соответствующие законодатель­ства государств сообщества).

Как сказала Ирина Ефимкова, зам начальника управления кад­ров Федерального агентства по атомной энергетике (сфере, где все меняется очень быстро), не помешало бы разбираться с не­соответствиями несколько пожи­вее, чем это происходит сейчас. И, как нарочно, прозвучала ре­плика из зала: «Мы-то с вами встречаемся, общаемся — а встречались ли так же наши ми­нистры образования?». Все переглянулись — вопрос остал­ся без ответа.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 118 (3665) от 3 июля 2006 года.


#ЕврАзЭС #образование #стандарты

Комментарии