Вот вам Доплер, а вот Бернулли
Эту междисциплинарную экспериментальную площадку тут же назвали уникальной - уже потому, что подобного научного парка нет ни в одном российском вузе. Возможности обещаны тоже выдающиеся: инициатор создания площадки декан физфака СПбГУ Михаил Ковальчук - президент научно-исследовательского центра «Курчатовский институт», одного из крупнейших в стране, и он нередко говорит, что кадры надо присматривать даже не в старших, а в средних классах. В Московской области, наукограде Протвино, уже создана «система сопровождения» толковых учеников от школьной скамьи до рабочего места - подобное хотят сделать и в условиях Петербурга и Ленобласти.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В минувшую пятницу в Старый Петергоф, где пребывают высоколобые факультеты физиков и математиков СПбГУ, съехались директора петербургских и областных школ (на совещание по использованию новой площадки) и учителя физики (у них был отдельный семинар).
Параллельно несколько десятков школьников кучковались группами вокруг столов с оборудованием. Одно - для экспериментов по интерференции и дифракции. Другое - для изучения гармонических колебаний спиральных пружин при параллельном и последовательном соединениях. Третье - для экспериментов по вязкости ньютоновских и не-ньютоновских жидкостей... Мы, пожалуй, перестанем выпендриваться и признаемся, что просто записали предназначение этих 17 наборов оборудования (есть еще лекционные залы, аудитория для дебатов и телемостов и читальный зал).
- Вы какой класс? Восьмой? - переспрашивал молодой ученый окружившую его стайку барышень. - Вы про свет что знаете? Знаете, что это электромагнитная волна?
Ответом ему - молчание, хлопанье пушистых ресниц и неуверенные улыбки, будто их спросили на китайском.
Молодой ученый, не теряя присутствия духа, бодро прикладывает какую-то штуковину вроде лупы со шкалой то к лампе, то к экрану мобильника - это он демонстрирует поляризацию света.
Возле другого лабораторного стола - более подкованные в физике юноши понимающе кивают пояснениям своего лектора:
- У нас рентгеновское излучение в жестком диапазоне, то есть с большими энергиями, может отражаться от твердых тел за счет того, что они имеют упорядоченную кристаллическую структуру...
В другой аудитории седовласый преподаватель сообщал очередной группе юных созданий обоего пола: «В водороде скорость звука 1200 м в секунду...» - и объяснял, почему, если вдохнуть гелий, голос будет, как у Буратино.
- А вы о чем рассказываете? - внедрилась в группу школьников молодая тележурналистка и дерзко протянула микрофон седовласому лектору.
- Об эффекте Доплера. Вы знаете, кто такой Доплер?
Журналистка отважно сказала «нет» и получила в ответ: «Ну а как же! А диагностика сердечно-сосудистых заболеваний! А движение звезд...»
Где-то загудел пылесос. На самом деле это было что-то вроде небольшой воздушной пушки (лектор называл ее «вентилятор, или фен, если хотите»); пушка была направлена вверх, в воздушном потоке подпрыгивал-парил белый мячик.
- Про Бернулли вам рассказывали? Был такой Бернулли, - начинал молодой физик повествование о скорости потока, статическом и динамическом давлении.
Между тем на входе уже торжественно перерезали красную ленточку: в этой церемонии к руководству Университета присоединился Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея № 239 (официально - лучшей школы в России).
- Площадка будет открыта для студентов первого курса СПбГУ, для школьников города и области и, возможно, не только города и области, - комментировал ректор СПбГУ Николай Кропачев.
Впрочем, тут же предупредил: «Открыта для всех», - звучит абстрактно; надо будет заключать договор о сотрудничестве между Университетом и конкретной школой, чтобы определиться с расписанием занятий (их ведут и учителя, и преподаватели СПбГУ).
Первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Екатерина Бабелюк уточнила: площадка может работать с девяти утра до девяти вечера, для 7 - 11-х классов по абсолютно любой теме из курса физики общеобразовательной школы.
Объясняя, «зачем это все», Михаил Ковальчук напомнил: президент России подписал стратегию научно-технического развития, где в отдельном разделе сформулированы т. н. большие вызовы, цивилизационные. От создания новых источников энергии до умения воспроизводить природные процессы. «Вот птица и самолет - и то и другое летает, хотя между ними ничего общего».
- Объединяет все эти направления повышение качества жизни и обеспечение безопасности, - говорил Михаил Ковальчук собравшимся директорам, учителям и ученикам. И в пример приводил то, как изменилось понимание техники безопасности. ТБ до сего времени - это защита человека от машины: не влезай - убьет, не стой под стрелой и проч. Сегодня ситуация принципиально другая: надо защищать машину от неразумного действия человека. «Чернобыльская авария фактически была рукотворной: человек смог сделать то, чего быть не могло».
Другой пример - тоже «катастрофический» и недавний, 2015 года, когда пилот-самоубийца направил самолет в Альпы.
- Надо уметь определять возможное желание человека совершить подобное и предотвратить это, - говорит ученый о нейрокомпьютерных интерфейсах. - Вызовы качественно иные, они не очевидны для 90% обычных людей, но они стоят на повестке дня. Для этого нужна принципиально новая наука. База для этой науки - физика.
Новая площадка, хоть и «физическая», называется междисциплинарной, поскольку в ближайшие полгода пополнится направлениями «Химия» и «Биология» (всего на площадку намерены направить более 100 млн рублей). «Междисциплинарность» Михаил Ковальчук объяснил также на примере - Курчатовского института. Когда-то он был сугубо Институтом атомной энергии, теперь в нем действует и подразделение, где естественно-научные методы применяются в гуманитарных направлениях. Из недавнего - исследование методами компьютерной и магнитно-резонансной томографии мумий из Музея искусств имени Пушкина. Работа, объединившая египтологов, антропологов, физиков, химиков и даже врачей.
Под новые нужды будут создаваться новые образовательные программы, добавил ректор СПбГУ. Видимо, в будущем гуманитарии уже не смогут себе позволить роскошь «ничего не соображать» в естественных и точных науках.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (5883) от 06.02.2017.
Комментарии