Главная городская газета

Вошел в историю

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Карьера и образование

Требуется специалист: до двадцати лет и с опытом работы

Работодателей все чаще интересуют соискатели в возрасте до 20 лет. Что готовы наниматели предложить молодежи - в нашем материале. Читать полностью

Петербург предложил старт в карьеру

В Северной столице прошел VII Молодежный карьерный форум, на котором десятки работодателей предлагали перспективные вакансии и стажировки, а опытные специалисты объясняли, как грамотно подготовиться к собеседованию и «продать» себя на рынке труда. Читать полностью

Образовательная ниша: кто виноват и что делать?

Эксперты полагают, что необходимо коренным образом менять систему образования. Авторитетные мнения по этому вопросу узнал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Петербург: квотирование рабочих мест для инвалидов

Отныне работодатель должен не только создать для людей с ограниченными возможностями рабочее место, но и заполнить вакансию. Читать полностью

Петербург и Ленобласть выбрали лучших строителей

В Великокняжеской гостиной Дворца труда состоялось чествование победителей регионального конкурса «Лучший каменщик-2018». Читать полностью

Пациент с порядковым номером

«Санкт-Петербургские ведомости» вспоминают, как это было: двадцать лет назад в Северной столице провели первую операцию по трансплантации печени. Читать полностью
Вошел в историю  | ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

Такого перерыва между Большими хрустальными пеликанами у Петербурга еще не было. Учитель истории, права и обществознания Илья Демаков (на снимке справа) привез в город главную педагогическую награду России - первую за 10 лет.

У нас были Малые хрустальные пеликаны, вес у этих «малых» очень большой, их обладателей официально называют победителями. Но абсолютный победитель из Петербурга был аж в 2007-м, Дмитрий Гущин, математик из петергофской гимназии имени Александра II. В 2013-м Дмитрий Дмитриевич устроил шороху на всю страну: разоблачил утечку материалов к ЕГЭ; сейчас он ведет проект «Решу ЕГЭ».

Малых пеликанов у Петербурга пять. Больших - теперь четыре. Помимо Гущина и Демакова абсолютными победителями были историк Игорь Карачевцев (2003; сейчас Игорь Альбертович - директор гимназии № 166); в 1998-м награду завоевал математик из физматлицея № 30 Владимир Ильин. Владимир Леонидович умер в 2008 году, ему было 56.

Главный учительский конкурс страны - что-то вроде главного состязания школьников на Всероссийской олимпиаде: чтобы попасть в финал, надо победить на предварительных этапах в своих регионах. Илья Демаков в свои тридцать - опытный триумфатор. Мы еще в 2013-м видели его фото на городских баннерах в проекте «Люди Петербурга» как победителя городского конкурса педагогических достижений. Он побеждал в федеральной программе «Научно-педагогические кадры для инновационной России», побеждал во всероссийском конкурсе «Педагогический дебют».

Впечатление о финалистах «Учителя года» можно получить, зайдя на сайт конкурса и почитав их эссе (это одно из заданий) - они трогают уже тем, что написаны шариковой ручкой. У Демакова эссе красноречивое. В семье он - представитель уже четвертого поколения учителей: прадед преподавал математику в большой костромской деревне, бабушка - химию в школе молодого сибирского города, мама - ИЗО. Пойти «в учителя» - вроде бы логично, но, как отмечает Илья Сергеевич, «...мы не видим учителя, наблюдая родных». Он даже окончил не Герценовский, а СПбГУ, кафедру источниковедения истории России. Тема диплома - «Профессиональное самоопределение чиновников Российской империи в 1905 - 1914 гг.». Аспирантура - в РАН, диссертацию посвятил Ломоносову - не как ученому, как администратору.

Он ссылается в эссе и на Платона, и на Юнга с Гегелем, но чаще - на Толкиена и его хоббитов, которые, дай им волю, сидели бы по норам, «но если их правильно организовать и поставить старшего, откроют новую эпоху. Не так ли и в классе?».

- Илья Сергеевич пришел к нам сразу после Университета, совсем молодым, а в таких обстоятельствах самый тревожный вопрос - дисциплина в классе, - рассказывает Евгения Бомаш, замдиректора гимназии № 116 Приморского района. - Какой бы знающий педагог ни был, всегда думаешь: примут ли его ученики? Этот вопрос отпал на первом же занятии. Потому что он невероятно интересно рассказывает.

«Ощущения? Как в воду глядел», - коротко («у нас сейчас совсем маленькая переменка!») резюмировал учитель истории гимназии № 116 Сергей Букинич. Обладатель Малого хрустального пеликана-2006.

- Это давняя история, - рассказывает он. - Когда я еще был методистом Приморского района, мы с Ильей, тогда школьником, пересекались на Всероссийской олимпиаде. Позже пересекались, когда он уже учился в Большом университете. И когда он решал, куда ему дальше идти, мы списались в соцсети и я предложил: «Давай к нам, попробуй».

Илья Сергеевич упомянул Сергея Александровича в эссе - как наставника, «которому я буду подражать и с которым буду вечно бороться», чьим мнением будет дорожить - и с чьим мнением будет спорить. «Вот уж никогда не знаешь, где объявишься», - прокомментировал свое появление в эссе Сергей Букинич.

Илья Демаков верит в «педагогику успеха»: утверждаешься в выборе того дела, в котором у тебя что-то получается и тебя за это хвалят. Его есть за что хвалить: на счету - четыре победителя Всероссийской олимпиады.

Его девиз на конкурсе Plus in nobis est («В нас заложено больше») - не для пышности, он действительно увлекается древними языками. Современными - тоже: английским, испанским, немецким. На международном проекте Luther Dekade (Декада Лютера) выступает координатором, ведет Der deutsche Schauplatz, театральную студию на немецком. Выкладывает для коллег на своем сайте исторические квесты на темы вроде «Суд над Пауэрсом» и «Верден». Работает с волонтерами. Сейчас вот стал общественным советником министра образования и науки России. По возможности попросим нас научить - где брать время.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook