Вечерний фестиваль с чаепитием

Липочка из Островского щебетала, что ей мужа надобно; придурок Бальзаминов кудри накручивал; десантники сражались с огнем, а ангелы уводили умерших. В городе прошел Первый театральный фестиваль вечерних школ.

Вечерний фестиваль с чаепитием | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Когда появился закон о всеобщем среднем, учителям сочувствовали: бедные, как они справятся с 15-16-летними лбами, которые учиться не хотят? Помнится, тогда глава комитета по образованию Ольга Иванова отвечала вопросом на вопрос: а как с ними в вечерних школах справляются?

А вот кто бы знал, как справляются. Почему 16-17-летние граждане, которым места в обычной школе не нашлось (как элегантно говорят психологи, «не сложились взаимоотношения между системой образования и личностью»), играют на сцене Островского, от которого и в лицее позевывают? Почему взрослый парень, которому, наверное, никто не указ, напяливает дурацкий парик и убежденно по-бальзаминовски размышляет: «Вдруг человеком сделаюсь, поневоле с ума сойдешь». Это из 133-й вечерней школы. Апарин из 167-й вечерней в форме ВДВ (и тем парням армия-то, пожалуй, светит) читают стихи и посвящают их Георгию Шпаку, недавнему губернатору Рязанской области; он командовал Военно-воздушными войсками; его сын погиб в первую чеченскую.

Ученики школы № 195 в 20-минутном спектакле «8 мая. Адресат не установлен» как бы в разгар молодежной домашней вечеринки обсуждали пришедшее из Риги, из тамошнего МИДа, письмо. Адресованное прадеду одного из них: тот просил найти могилу товарища, погибшего в Великую Отечественную у такого-то хутора. В МИДе сожалеют: хутора с таким названием нет, определить захоронение невозможно...

Мини-спектакль «Детство», тоже от 167-й школы, анонсируют: «Может, многие сочтут его циничным, жестоким и аморальным, но он посвящен людям, которые умеют дружить...». Несколько подростков живут в каком-то доме, откуда никто еще живым не выходил и где самые частые посетители — некие ангелы. Оказывается, дом — больница, где ждут пересадку органов. И в череде своих внутрибольничных дружб и романов дети понимают, что на всех второй жизни не хватит и их поочередно будут уводить ангелы.

...Фестиваль делался на энтузиазме. При поддержке властей (Адмиралтейский район), но поддержке пока только моральной. Финансово помогло (чаепитие организовали) общество «Мемориал».

Идею провести театральный фестиваль «вечерников» высказал Илья Бердышев, психиатр- психотерапевт центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» при комитете по здравоохранению. Илья Семенович узнал, что там и сям в вечерних школах ставят спектакли — для внутреннего пользования. Выходить на люди стесняются. Бердышев заметил: почему лицеи и гимназии устраивают театральные фестивали, да что там — свой театр есть в Колпинской колонии, в «Крестах» актерствуют — а вы стесняетесь?

С Бердышевым полностью согласилась директор 195-й сменно-вечерней школы Неля Николаевна Сунко (в этой школе фестиваль и проходил), профессионально помогла режиссер Виктория Переверзева (она руководит театральной студией при интернате № 46), поддержал ведущий артист театра «Зазеркалье» Виталий Гордиенко... Повторим — на голейшем энтузиазме.

— Мы бы хотели, чтобы фестиваль перерос в движение, — объясняет Илья Бердышев. — Чтобы ребята из вечерних школ и их педагоги приезжали друг к другу, знакомились, спектакли обсуждали.

Спектакль «Лузер» был не от школы — от подростков из лечебно-социального театра при центре «Детская психиатрия» (лечебный — потому что искусство лечит, уточняет Илья Бердышев). Илья Семенович и сам в спектакле играл — себя самого, психиатра-психотерапевта. В остальных ролях — «клиенты» центра (подростков, которых в центре выводят из различных кризисных состояний, не называют пациентами). На глазах зрителей разыгрывался психотерапевтический сеанс: беседа специалиста с пацаном Максом, которого и Вован, и Димон, и вся его футбольная команда называют лузером; и чтобы Макс выбрал — остаться таким вот лузером или присоединиться к Димону, Вовану и прочим.

...Ощущение, что кто-то из выступавших «вечерников» не удержался в обычной школе именно из-за своего артистизма. В вечерней школе артистизм, похоже, ценится. Вообще здесь ценится многое из того, что в обычной школе казалось бы само собой разумеющимся: на первом этаже на стенде вывешены оценки за работы по русскому языку. Сплошняком трояки. Напротив каждой из немногочисленных четверок написано: «Молодец!».

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 84 (4122) от 12 мая 2008 года.

#вечерние школы #образование #здоровье

Комментарии