Вам пакет от братьев меньших
Еще немного — и школьники Петербурга и Ленобласти узнают, что «впервые в естественной истории один биологический вид — человек разумный, Homo sapiens, превратился в решающий фактор разрушения экологических систем».

...Также они узнают, что численность птиц в мире уменьшается, а над четвертью всех видов млекопитающих нависла угроза вымирания. Еще — что в России общая территория всех национальных парков и заповедников почти равна по площади Германии, и вообще у нас самые большие лесные массивы, но сокращаются они быстрее, чем в Амазонии (а в Амазонии, дети, с лесами происходит полное безобразие).
Наши детишки и так подозревали все вышеперечисленное, но так емко (и, признаемся, в достаточной мере сурово) эти обстоятельства, кажется, еще не формулировались.
Масса сведений об особенностях разных стран с цифрами, вопросами, картинками содержится в «Зеленом пакете» — комплекте учебных материалов по экологическому образованию, которые в скором времени поступят в тысячу школ Петербурга и Ленобласти. Материалы разработаны Региональным экологическим центром Центральной и Восточной Европы (РЭЦ), финансово поддержаны концерном «Тойота» (грант 141.000 евро) и министерством окружающей среды Финляндии (128.900 евро).
В «Пакете» планы уроков, видеокассета с анимацией и учебными фильмами, лазерный диске 22 темами по проблемам экологии. «Законы», «Шум», «Отходы», «Деградация водных ресурсов»... Укажешь курсором на какую-то страну на карте — и слева появятся данные о продолжительности жизни людей в этой стране.
Есть игра «Проблемы и дилеммы», где при решении экологических задачек выбираешь один из вариантов ответа и затем узнаешь сильные и слабые стороны этого варианта. Например. Кто-то собирается осушить болото, на котором вы отдыхаете душой за сбором ягод. Как убедить власти не трогать болото? Можно заявить, что местным будет негде гулять (но власти, возможно, не сочтут причину уважительной); можно — что на болоте пострадают земноводные (но, вероятно, власти не питают большой любви к жабам); можно — что тамошние хищные птицы обидятся (вероятно, вам и на это ответят: «ну и что?»); а вот если сошлетесь на вред для перелетных птиц, не исключено, что удастся привлечь международные организации, поскольку в других странах эти виды птиц могут находиться под охраной.
Такие задачки уже решают школьники в Польше, Болгарии, Венгрии, Чехии и Словакии (они занимаются по «Зеленому пакету» с 2002 года), а после России комплекты материалов будут распространены в Албании, Азербайджане, Македонии, Турции... Каждый раз «Пакет» адаптируется к особенностям местности и особенностям учебного процесса той страны, где применяется. В Петербурге (кстати, мы первый российский город, где будет внедрен «Зеленый пакет») над адаптацией работали российские педагоги и комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Сказано так: «Зеленый пакет», мол, не просто нужная информация, но и «новая система ценностей и новые модели поведения в школе, дома и в обществе».
Это точно. Первое, что мне попалось на глаза в учебном лазерном диске, — раздел «Декларация свободы дикой природы», где говорилось о том, что «право на свободу является одним из главных естественных и неотъемлемых прав дикой природы» и что «животные имеют право на естественную свободу и благополучие в естественной среде», на «защиту от страдания по вине человека», а также у них есть «право на отсутствие ответственности перед человеком». И изображение кого-то крупного из семейства кошачьих.
Если учитель в использовании «Зеленого пакета» будет убедителен, не представляю себе, как после таких уроков школьник пойдет в зоопарк или в цирк. По себе знаю: после телефильмов Невзорова про то, как наездники лошадей мучают, ревела втечение всего безобидного шоу с андалузскими лошадками.
По «Зеленому пакету» сначала обучат петербургских педагогов, а затем комплекты будут распространять по школам. В июне откроется русский сайт «Зеленого пакета» по адресу: www.ecoaccord.org/ greenpack-rus.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 47 (3594) от 21 марта 2006 года.
Материалы рубрики
Эконеделя: 10 марта 2023
Эконеделя: 22 февраля 2023
Самое читаемое



Возвращение. Не к системе, а к системности
Неужели после долгой эпохи реформирования самое лучшее, что можно сделать, это вернуться к тому, что было?

Выпускники Ленобласти
Каждый седьмой выпускник Ленобласти награжден медалью за особые успехи в обучении.

Четверо петербуржцев сдали два ЕГЭ на сто баллов
Выпускники 2017 года уже получают результаты сданных экзаменов.

Из-за любви к игре
При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дом молодежи Санкт-Петербурга вновь собрал самых веселых и находчивый студентов нашего города.

Права взбесившихся роботов
Не исключено, что именно это будет в ближайшее время обсуждать мировое юридическое сообщество

Знай и люби свой город
При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 12 мая в Аничковом дворце наградили победителей 8-9 классов VI региональной олимпиады по краеведению.

Лучшие из лучших
Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (8-9 классы) школьников Санкт-Петербурга авторов лучших эссе. ...

«Гарантированное будущее больше не гарантировано»
Несколько лет назад «на пике» оказались профессии, о которых раньше слыхом не слыхивали – и уж понятно, что в списке профессий они не значились.

СМИ XXI века
Пятый международный молодежный форум СМИ Северо-Запада «Медиа-Старт» прошел при информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» .

Тонкости поступления в вуз
Весна — жаркая пора для абитуриентов и их родителей. О тонкостях поступления в вузы рассказал директор Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции Дан...

Онлайн-курсы: играй или проиграешь
Студент может учиться одновременно в нескольких университетах. Курс — в МГУ, курс — в СПбГУ, курс — в УрФУ... Когда такое было?

ЕГЭ по истории может стать обязательным
Позволит ли обязательность не просто знать историю, а уважительно к ней относиться?
Комментарии