Услышать неслышащих

Туристам, посещающим Павловск, среди прочих его достопримечательностей показывают и первое каменное здание города - церковь во имя святой Марии Магдалины. Когда, полюбовавшись внешней красотой храма, они войдут в его широкие двери, то могут увидеть неожиданную картину: группу молящихся с сурдопереводчиком. Слова церковной службы он передает прихожанам языком жестов...

Услышать неслышащих | «Основы управления качеством» четверокурсники отделения «Дизайн» постигают с помощью сразу двух преподавателей: педагога Марины Волковой (слева) и сурдопереводчика Кристины Моисеенковой

«Основы управления качеством» четверокурсники отделения «Дизайн» постигают с помощью сразу двух преподавателей: педагога Марины Волковой (слева) и сурдопереводчика Кристины Моисеенковой

От техникума до колледжа

Предшественником Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха был открытый в Павловске еще в середине 60-х годов прошлого века Ленинградский восстановительный центр-техникум Всероссийского общества глухих. В те годы средних учебных заведений для неслышащих не было, специализированные школы давали только начальное образование. Поэтому в Павловск приезжали учиться юноши и девушки со всей страны. Впрочем, то же происходит и сейчас.

- Мы готовим специалистов по специальностям: «Право и организация социального обеспечения», «Организация сурдокоммуникации - подготовка сурдопереводчиков», «Социально-культурная деятельность», «Адаптивная физическая культура»... - перечисляет директор колледжа Владимир Бабков.

Одна из профессий, которую получали еще первые студенты учебного заведения, - «художник-оформитель». Нынешние - уже выпускники отделения «Дизайн».

- Плоды их дизайнерских разработок - это средства визуальной коммуникации, рекламно-графические комплексы, виды наружной рекламы, образцы сувениров и многое другое, - рассказывает заведующий отделением, член Союза художников России, сам в прошлом выпускник колледжа Юрий Першин.

Еще несколько лет назад студенты наряду с дизайнерскими получали еще и живописные навыки, а потом выбирали то направление, которое им больше по душе. Кто-то находил свое призвание в живописи, кто-то в декоративной росписи батика, а кто-то в компьютерном дизайне.

Но после введения государственного стандарта среднего специального образования из программ обучения исчезли лаковая живопись, станковая графика, жанровая композиция, лепка, декоративно-театральное оформление... Да и срок обучения сократился на год. Инициаторы такой «стандартизации» почему-то не учли, что поступающие в колледж выпускники специализированных школ для инвалидов не имеют навыков художественного обучения и применять к ним требования средней школы для здоровых людей нельзя...

О жестовой речи замолвите слово

В музее колледжа на почетном месте хранится четырехтомный словарь унифицированного, литературного, единого для всех глухих языка жестов, составленный Иосифом Гейльманом, одним из основателей и первым директором еще центра-техникума.

- Для глухого человека жестовый язык - родной, - говорит преподаватель предмета «Культура жестовой речи» Татьяна Сирота. - Именно постигая связь между жестом и словом, студенты приобщаются к лексическому богатству русского языка. Простой пример. Есть три предложения - «пришла девочка», «пришла весна», «пришла вода». В каждом из них глагол «пришла» переводится разными жестами. Только так глухой человек может правильно понять смысл фраз.

А жестовое пение и вовсе превратилось в особый вид творческой деятельности. Когда у человека есть природный талант и хорошее владение жестовой речью, его «поющие руки» с первого момента завладевают залом. На «Евровидении-2015» даже произошел курьезный случай: сурдопереводчик из Швеции Томми Крэнг своими выразительными жестами несколько затмил артиста, песню которого переводил.

Впрочем, важность сурдоперевода любой из учащихся может оценить сам. Без него был бы невозможен образовательный процесс в колледже. Сурдопереводчик всегда в постоянном контакте с педагогом, он стоит рядом с ним, его главное орудие труда - руки - все время в движении...

Трудное трудоустройство

Обучение - это не только занятия. «Студенческое братство», «Огонь Прометея», «Огоньки» и конкурсы жестовой песни - чего только нет в праздничном календаре колледжа, разработанном опытным педагогом Маргаритой Родиминой. Ее выпускники сегодня трудятся почти во всех клубах художественной самодеятельности региональных отделений Всероссийского общества глухих, всякий раз добрым словом вспоминая Маргариту Петровну.

Не забыта и спортивная подготовка студентов. Баскетбол, вольная борьба, лыжи, атлетическая гимнастика, армрестлинг... По словам заслуженного мастера спорта России заведующего отделением адаптивной физкультуры Леонида Богданова, медалей и кубков, полученных воспитанниками колледжа, «не счесть». А выпускники отделения востребованы специализированными школами, интернатами, детскими домами, досуговыми центрами для детей с проблемами развития.

Впрочем, трудоустройство выпускников - тема довольно болезненная.

- Ни для кого не секрет, что конкурентоспособность инвалида на рынке труда невысока, - говорит заместитель директора по учебной работе Игорь Крылов. - Не только из-за отсутствия у него профессионального опыта. Работодатели не хотят связывать себя социальными гарантиями, предусмотренными законодательством, - как, например, предоставление инвалиду удлиненного ежегодного отпуска или сокращенной рабочей недели. Выход? Целевой прием на обучение. Или госпрограмма, способная экономически заинтересовать потенциального работодателя в приеме на работу выпускника-инвалида и создании необходимых для него условий труда.


#сурдоперевод #трудоустройство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5831) от 16.11.2016.


Комментарии