Учебный век и одна четверть

«Педагоги страдали от меня, но даже не ставили вопрос о моем переводе в обычную, неспециализированную школу. Часто на уроках, вместо того чтобы поставить мне единицу, говорили: «Ну Райкин, ты артист!» — так вспоминал о своей школе Аркадий Райкин. Сегодня этой школе на Фонтанке, 62, — теперь она значится под номером 206 — исполняется 125 лет.

Учебный век и одна четверть |

Все говорят про особую ауру этой школы, и тут же удивляют­ся: почему заведение изна­чально техническое (стало быть, аура должна быть «техни­ческая») упорно плодит гума­нитариев?

У мальчика Сережи успевае­мость была неважнецкая, зато по литературе стояла перма­нентная четверка; Сережа вы­рос и стал в литературе пяте­рочником: вы его знаете, у не­го фамилия — Довлатов. Вы знаете выпускника школы Ива­на, он стал писателем-фантастом, фамилия — Ефремов. Вы, бывает, цитируете коронную фразу Надюхи из фильма «Лю­бовь и голуби»: «Людк! А Людк!». Надюха— выпускница этой школы Нина Дробышева. Вы знаете ученика Мишу (фа­милия — Чулаки), ученика Же­ню (фамилия — Рейн)... Вы знаете стольких выпускников этой школы! Один их перечень — уже рекомендация.

Впрочем, какие вам еще ре­комендации, если на старин­ном темно-зеленом школьном альбоме гравировка: «Петров­ское училище Санкт-Петер­бургского купеческого общест­ва, состоящее под высочай­шим покровительством Его Императорского Величества». Или другой альбом, его с тру­дом удерживает в руках дирек­тор школы Татьяна Бачурина: альбом — свидетельство того, что в 1900 году петербургское Петровское училище получило на Всемирной выставке в Па­риже золотую медаль. Во всем мире, видимо, не знали таких школ-дворцов: кабинеты в 100 квадратных метров!

На старых черно-белых фо­тографиях — учителя-мужчи­ны, благородным видом похо­жие на профессора Преображенского. Педагоги-мужчины — оттого что и училище было мужское: городское купечес­кое общество основало Пет­ровское (в честь царя-«технаря» Петра I) коммерческое училище для сыновей купцов.

Слово «купец» по сию пору не реабилитировано, и чтобы во­ображение не рисовало вам тех учеников этакими румяны­ми туповатыми купидончиками с прямыми проборами, вот перечень предметов: «Политич. экономiя», «Коммерч. географiя», «Исторiя торговли», «Коммерч. вычисленiя», «Бухгалтерiя». Это помимо не­мецкого, французского, анг­лийского языков, алгебры, гео­метрии, тригонометрии, кос­мографии, химии, минерало­гии, гимнастики, танцев и про­чих предметов — всех не пере­числишь. Положительно, биз­нес-лицей. Поступив в Петров­ское училище в 9 лет, в 18 — 19 лет юноши выходили отсюда уже со званием «Личный почет­ный гражданин», а отличники именовались «Кандидат ком­мерции».

Менялась страна. Менялись покровители училища/школы: после императора шефами бы­ли типография имени Володар­ского и Трамвайно-троллейбус­ное управление (сейчас не столько покровителем, сколько партнером выступает Универ­ситет имени Герцена). Менял­ся состав учащихся: то одни мальчики, то одни девочки, то смешанные классы. Менялся номер школы: до того как стать школой № 206, она была и «Со­ветской единой трудовой» № 23, и «Первой образцовой». Менялось количество учени­ков: в конце XIX века — около пятисот (причем четверть из них не платили обязательные 125 рублей в год, а получали ту или иную стипендию); спустя век, в 1980-е годы, — 1300 уча­щихся.

Сейчас здесь учатся 756 че­ловек, в классах по 25 учени­ков — больше только в 10-х и 11-х классах, специализиро­ванных (гуманитарный, физи­ко-математический и химико­биологический): сюда приез­жают старшеклассники со все­го города. А так — просто об­щеобразовательная школа. Правда, одна из немногих, уча­ствующих в федеральном экс­перименте: со второго класса — иностранный язык, с перво­го класса — информатика...

Столько всего изменилось и столько не поменялось: в ка­бинете биологии в огромных дореволюционных шкафах — рысь, птица-носорог, кроко­дил, ящерицы, колибри под стеклянным колпаком. У сек­ретаря директора — бюро 125-летней давности. В акто­вом зале — люстры старин­ные. И не дай бог разобьется огромнейшее зеркало в акто­вом зале — зеркало, в кото­ром отражалось столько поко­лений школяров! Утрату не восполнишь, не делают сей­час таких зеркал. А как натерт пол в рекреациях... Пока вы ахаете, директор Татьяна Александровна без пафоса объяснит природу этого блес­ка: ученики младших классов, насидевшись на уроках, на переменах возят друг друга по полу. Пол натерт, пардон, уче­ническими попами.

Директор Татьяна Александ­ровна — выпускница этой шко­лы; вообще 14 учителей из 64 тут учились. «Здесь асы препо­дают, — говорит директор, — категорий пока нет только у четырех совсем молоденьких девочек, «англичаночек», кото­рые только что преподавать пришли».

...В этот день 125 лет на­зад Петровское коммерчес­кое училище открывал на­следник престола. Если кто- то из нынешних учеников этой истории не знает, се­годня ему расскажут: здесь пройдут ретро-уроки по ста­ринным пособиям, по учеб­ным дореволюционным пла­нам. Школа № 206 на день станет Петровским учили­щем.

«...от души этому юному учреждению процветать и приготовлять полезных и честных молодых людей на пользу нашему отечеству», — говорилось ровно 125 лет назад в поздравительной те­леграмме императора Алек­сандра III.

Пожелание не устарело.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 192 (3493) от 13 октября 2005 года.

#125 лет #Петровское коммерчес­кое училище #школа № 206

Комментарии