Татьяна, айда на дискотеку!

Сегодня в России впервые официально (то есть в соответствии с указом президента от 25 января 2005 года) отметят День российского студенчества. Подразумевается, что к этому празднику студиозусы успешно сдадут сессию.

Татьяна, айда на дискотеку! |

Известно, сессия — как вой­на. С нападением, обороной, психическими атаками, с пар­ламентерами, с разведкой и контрразведкой, со списками павших. Правда, если на военном допросе знания на­до скрывать, то на сессион­ном — скрывать отсутствие знаний. И в отличие от войны на сессии лучше сдаться, чем не сдаться.

Правда, в арсенале студен­тов теперь высокие техноло­гии, а у преподавателей — чаще всего только пара глаз, как правило, не очень зорких.

Я уже несколько лет как не студентка, так что могу себе позволить такую роскошь — сочувствие преподавателям. Интернет полон рекламных предложений: «Беспровод­ной наушник к вашему мо­бильному — незаменимая вещь на сессии!»; «Ручка для студентов «Агент 007»! Напи­санное не видно никому — чтобы посмотреть, надо по­светить на надпись ультра­фиолетовым фонариком»... Ей-богу, кажется, что препо­даватели в сессионном про­тивостоянии хронически про­игрывают.

Однако опрошенные мною экзаменаторы из разных ву­зов Петербурга мои соболез­нования не приняли и объяви­ли, что шпаргалка если еще не умерла, то уже при смер­ти. В Университете даже на­звали дату начала ее хвори: 2003 год — тогда СПбГУ под­писал Болонскую деклара­цию и стал изменять принцип сдачи экзаменов.

— Привычные устные экза­мены постепенно сменяются либо тестами, либо письмен­ной работой, а при такой сис­теме проверки шпаргалка не­актуальна, — объясняет На­талия Кузнецова, главный ре­дактор журнала «СПбГУ», преподаватель. — Например, на экономическом факульте­те тесты — компьютерные, они учитывают скорость и полноту ответа. Шпаргалку уничтожит новая система проверки знаний и платное образование. Кто пришел за знаниями, тот учится потому, что знания ему пригодятся. Тот, у кого цель — диплом, получит его на коммерческом отделении. В любом случае нет такого преподавателя, который не понимал бы, как далась студенту его экзаме­национная работа. Как в той юмореске говорится... «до­цент тупой»? Так вот, доцент не тупой.

Сергей Рукшин (математик, принимает экзамены в РГПУ имени Герцена) утверждает, что при нем воспользоваться «шпорой» категорически не­возможно. Его больше другое беспокоит:

— За последние 10 лет прак­тически исчезли те, кого назы­вали «зубрилы». Нынешние сту­денты не способны что-то вы­учить надолго — школьное об­разование готовит их не вооб­ще, а к следующему уроку, пос­ле которого выученное забыва­ется. Еще одно изменение — студенты обнаглели. Я упот­ребляю это слово без эмоцио­нальной окраски. Студенты и сами не воспринимают это как наглость. Они не чувствуют се­бя виноватыми или ущербны­ми, если не выучили и не зна­ют ответа на вопрос. Просто другая шкала стыда и совес­ти... Стыдно не оттого, что ты пользовался «шпорой», а пото­му, что тебя поймали — и ты, получается, лузер, лох.

Идя на экзамен к Владимиру Бройдо, профессору Инженер­но-экономического универси­тета (ИНЖЭКОН), «шпорами» запасаться не надо. Владимир Львович уже лет 10 разрешает пользоваться любыми конспек­тами и учебниками.

— Рассказ по билету у меня составляет примерно 30% оценки, остальное надо доби­рать ответами на дополнитель­ные вопросы. Не ответят — са­ми посчитайте, какую оценку составят эти 30% от потенци­альной «пятерки». Но мой пред­мет связан с вычислительными машинами, а любой школьник итак знает, что знание компью­тера необходимо.

Владимир Парфенов, декан факультета информационных технологий и программирова­ния СПбГУИТМО (бывший ЛИТМО) настроен более пессимис­тично. Владимир Глебович рас­тит тех, кого называют элитны­ми программистами, кто побеж­дает на международных олимпи­адах по программированию:

— У нас есть особо одарен­ные студенты-программисты, но отбирать их все труднее. Ны­нешние студенты костьми не лягут, чтобы сделать нечто не на среднем уровне, а на высо­чайшем. Бог его знает, почему это происходит... Ведь инфор­мационные технологии — об­ласть уникальная, она для мо­лодых. Казалось бы, проявляй себя! Но нет — на сверхусилия студент не пойдет... Что каса­ется шпаргалок — это, кстати, тоже показатель: раньше у про­двинутых студентов считалось: «шпору взял — себя уронил». Сейчас такого нет.

Ярослав Слинин, профессор кафедры логики философского факультета СПбГУ, когда-то вы­сматривал «шпаргалыциков» — это было детективной игрой: поймает — не поймает. Даже шпаргалочную моду прослежи­вал: скажем, до 1980-х годов все пользовались «шпорами-гар­мошками», а с 1980-х в массовом порядке немилосердно выдира­ли страницы из учебников. Сей­час эта мода поутихла... Но Яро­слава Анатольевича вовсе не бе­сил процесс списывания:

— Видите ли, я не работник спецслужб. В мою обязанность преподавателя не входит функ­ция сыщика. Если я и высмат­ривал шпаргалки, то исключи­тельно от хорошего настро­ения, чтобы позабавиться. И никогда не выгонял за них с эк­замена — просто забирал. Ес­ли настроения «выслеживать» нет, тогда проверяю знания студента дополнительными во­просами. Бывает, и незнающе­го ответ студента я «вытаски­ваю», если он сам додумается до чего-нибудь оригинального.

Впрочем, сами преподавате­ли говорят, что судить о студен­те в целом (стал он более или менее ленив, более или менее сообразителен, более или ме­нее самостоятелен) невозмож­но. Если выбрал будущую спе­циальность по любви и в надеж­де на долгую совместную жизнь — вряд ли ты настолько глуп, чтобы не запасаться зна­ниями. Если выбирал специ­альность не по любви, но в тво­ей группе всего пять чело­век — вряд ли ты настолько глуп, чтобы надеяться на сле­поту преподавателя.

— Раньше наши учащиеся ча­ще тыкались носом в разные двери и спрашивали, что им те­перь делать, — теперь сами предлагают такие темы, до кото­рых мы, преподаватели, ни за что бы не додумались. А насчет шпаргалок — так человек не мо­жет помнить все на свете. Экза­мен — это не проверка памяти, а проверка на способность мыс­лить. Ради бога — пользуйтесь.

Вы, наверное, уже замети­ли... Обычная рукодельная шпаргалка дышит на ладан не только потому, что усиливают­ся карательные меры или под­писываются декларации. Про­сто преподаватели поступили с ней так, как делали умные пра­вительства с лидерами оппози­ции — не расстреливали, а при­глашали к себе на службу. Главным образом «шпора» гиб­нет потому, что ею все чаще разрешают пользоваться в ка­честве вспомогательного посо­бия — и это уже настоящий удар под дых.

И хотя технологии (в том чис­ле шпаргалочные) все выше и выше, студенты не брезгуют старыми добрыми методами. Так, на вступительных экзаме­нах — не скажу в каком вузе — тамошний студент (юноша) явился сдавать вступительный за абитуриентку (понятно, де­вушку). История невыдуманная — ее рассказал преподаватель этого, не скажу какого, вуза. «Причем молодой человек явился как девочка, ну понимаете — в соответствующей одежде. Подвело мальчика то, что в аудиторию, где принимался эк­замен, вошел преподаватель, который этого студента знал в лицо. Ну отчислили. Хотя непло­хой был студент...» Вот это, я по­нимаю, человеческие отноше­ния — не то что «беспроводной наушник» и «ручка с невидимы­ми чернилами», тьфу!

...По «электронке» опять при­шла реклама, на этот раз ори­ентированная на преподавате­лей: что-то вроде «Система глу­шителей сотовых телефонов! Незаменимая вещь на сессии!»

Кстати

В СПбГУ поздравления с Днем студенчества принимают с прохладцей: 25 января — день ос­нования Московского университета (1755 год). Санкт-Петербургский университет родился раньше, в 1724 году, но сайт Московского уни­верситета утверждает, что столичный вуз «по праву считается старейшим российским уни­верситетом», и тут же, чтобы опередить вопро­сы насчет старшинства, добавляет: «Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, осно­ванной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров...».

Как бы то ни было, в Петербурге потихонь­ку вводится второй студенческий праздник. 25 января, как положено, разделяют радость со всеми российскими студиозусами (в пол­день в Казанском соборе начнется празднич­ный молебен, а потом достойным вручат по­четный знак святой Татьяны). А 28 января, в день основания Санкт-Петербургского уни­верситета, в «Манеже» Кадетского корпуса пройдет мощный концерт-дискотека, на ко­торый приглашены студенты всех петербург­ских вузов.

Предполагается, мероприятие станет тра­диционным праздником именно петербург­ского студенчества.

 Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 12 (3559) от 25 января 2006 года.


#студенты #праздник #экзамены

Комментарии