Татьяна, айда на дискотеку!
Сегодня в России впервые официально (то есть в соответствии с указом президента от 25 января 2005 года) отметят День российского студенчества. Подразумевается, что к этому празднику студиозусы успешно сдадут сессию.
Известно, сессия — как война. С нападением, обороной, психическими атаками, с парламентерами, с разведкой и контрразведкой, со списками павших. Правда, если на военном допросе знания надо скрывать, то на сессионном — скрывать отсутствие знаний. И в отличие от войны на сессии лучше сдаться, чем не сдаться.
Правда, в арсенале студентов теперь высокие технологии, а у преподавателей — чаще всего только пара глаз, как правило, не очень зорких.
Я уже несколько лет как не студентка, так что могу себе позволить такую роскошь — сочувствие преподавателям. Интернет полон рекламных предложений: «Беспроводной наушник к вашему мобильному — незаменимая вещь на сессии!»; «Ручка для студентов «Агент 007»! Написанное не видно никому — чтобы посмотреть, надо посветить на надпись ультрафиолетовым фонариком»... Ей-богу, кажется, что преподаватели в сессионном противостоянии хронически проигрывают.
Однако опрошенные мною экзаменаторы из разных вузов Петербурга мои соболезнования не приняли и объявили, что шпаргалка если еще не умерла, то уже при смерти. В Университете даже назвали дату начала ее хвори: 2003 год — тогда СПбГУ подписал Болонскую декларацию и стал изменять принцип сдачи экзаменов.
— Привычные устные экзамены постепенно сменяются либо тестами, либо письменной работой, а при такой системе проверки шпаргалка неактуальна, — объясняет Наталия Кузнецова, главный редактор журнала «СПбГУ», преподаватель. — Например, на экономическом факультете тесты — компьютерные, они учитывают скорость и полноту ответа. Шпаргалку уничтожит новая система проверки знаний и платное образование. Кто пришел за знаниями, тот учится потому, что знания ему пригодятся. Тот, у кого цель — диплом, получит его на коммерческом отделении. В любом случае нет такого преподавателя, который не понимал бы, как далась студенту его экзаменационная работа. Как в той юмореске говорится... «доцент тупой»? Так вот, доцент не тупой.
Сергей Рукшин (математик, принимает экзамены в РГПУ имени Герцена) утверждает, что при нем воспользоваться «шпорой» категорически невозможно. Его больше другое беспокоит:
— За последние 10 лет практически исчезли те, кого называли «зубрилы». Нынешние студенты не способны что-то выучить надолго — школьное образование готовит их не вообще, а к следующему уроку, после которого выученное забывается. Еще одно изменение — студенты обнаглели. Я употребляю это слово без эмоциональной окраски. Студенты и сами не воспринимают это как наглость. Они не чувствуют себя виноватыми или ущербными, если не выучили и не знают ответа на вопрос. Просто другая шкала стыда и совести... Стыдно не оттого, что ты пользовался «шпорой», а потому, что тебя поймали — и ты, получается, лузер, лох.
Идя на экзамен к Владимиру Бройдо, профессору Инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН), «шпорами» запасаться не надо. Владимир Львович уже лет 10 разрешает пользоваться любыми конспектами и учебниками.
— Рассказ по билету у меня составляет примерно 30% оценки, остальное надо добирать ответами на дополнительные вопросы. Не ответят — сами посчитайте, какую оценку составят эти 30% от потенциальной «пятерки». Но мой предмет связан с вычислительными машинами, а любой школьник итак знает, что знание компьютера необходимо.
Владимир Парфенов, декан факультета информационных технологий и программирования СПбГУИТМО (бывший ЛИТМО) настроен более пессимистично. Владимир Глебович растит тех, кого называют элитными программистами, кто побеждает на международных олимпиадах по программированию:
— У нас есть особо одаренные студенты-программисты, но отбирать их все труднее. Нынешние студенты костьми не лягут, чтобы сделать нечто не на среднем уровне, а на высочайшем. Бог его знает, почему это происходит... Ведь информационные технологии — область уникальная, она для молодых. Казалось бы, проявляй себя! Но нет — на сверхусилия студент не пойдет... Что касается шпаргалок — это, кстати, тоже показатель: раньше у продвинутых студентов считалось: «шпору взял — себя уронил». Сейчас такого нет.
Ярослав Слинин, профессор кафедры логики философского факультета СПбГУ, когда-то высматривал «шпаргалыциков» — это было детективной игрой: поймает — не поймает. Даже шпаргалочную моду прослеживал: скажем, до 1980-х годов все пользовались «шпорами-гармошками», а с 1980-х в массовом порядке немилосердно выдирали страницы из учебников. Сейчас эта мода поутихла... Но Ярослава Анатольевича вовсе не бесил процесс списывания:
— Видите ли, я не работник спецслужб. В мою обязанность преподавателя не входит функция сыщика. Если я и высматривал шпаргалки, то исключительно от хорошего настроения, чтобы позабавиться. И никогда не выгонял за них с экзамена — просто забирал. Если настроения «выслеживать» нет, тогда проверяю знания студента дополнительными вопросами. Бывает, и незнающего ответ студента я «вытаскиваю», если он сам додумается до чего-нибудь оригинального.
Впрочем, сами преподаватели говорят, что судить о студенте в целом (стал он более или менее ленив, более или менее сообразителен, более или менее самостоятелен) невозможно. Если выбрал будущую специальность по любви и в надежде на долгую совместную жизнь — вряд ли ты настолько глуп, чтобы не запасаться знаниями. Если выбирал специальность не по любви, но в твоей группе всего пять человек — вряд ли ты настолько глуп, чтобы надеяться на слепоту преподавателя.
— Раньше наши учащиеся чаще тыкались носом в разные двери и спрашивали, что им теперь делать, — теперь сами предлагают такие темы, до которых мы, преподаватели, ни за что бы не додумались. А насчет шпаргалок — так человек не может помнить все на свете. Экзамен — это не проверка памяти, а проверка на способность мыслить. Ради бога — пользуйтесь.
Вы, наверное, уже заметили... Обычная рукодельная шпаргалка дышит на ладан не только потому, что усиливаются карательные меры или подписываются декларации. Просто преподаватели поступили с ней так, как делали умные правительства с лидерами оппозиции — не расстреливали, а приглашали к себе на службу. Главным образом «шпора» гибнет потому, что ею все чаще разрешают пользоваться в качестве вспомогательного пособия — и это уже настоящий удар под дых.
И хотя технологии (в том числе шпаргалочные) все выше и выше, студенты не брезгуют старыми добрыми методами. Так, на вступительных экзаменах — не скажу в каком вузе — тамошний студент (юноша) явился сдавать вступительный за абитуриентку (понятно, девушку). История невыдуманная — ее рассказал преподаватель этого, не скажу какого, вуза. «Причем молодой человек явился как девочка, ну понимаете — в соответствующей одежде. Подвело мальчика то, что в аудиторию, где принимался экзамен, вошел преподаватель, который этого студента знал в лицо. Ну отчислили. Хотя неплохой был студент...» Вот это, я понимаю, человеческие отношения — не то что «беспроводной наушник» и «ручка с невидимыми чернилами», тьфу!
...По «электронке» опять пришла реклама, на этот раз ориентированная на преподавателей: что-то вроде «Система глушителей сотовых телефонов! Незаменимая вещь на сессии!»
Кстати
В СПбГУ поздравления с Днем студенчества принимают с прохладцей: 25 января — день основания Московского университета (1755 год). Санкт-Петербургский университет родился раньше, в 1724 году, но сайт Московского университета утверждает, что столичный вуз «по праву считается старейшим российским университетом», и тут же, чтобы опередить вопросы насчет старшинства, добавляет: «Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров...».
Как бы то ни было, в Петербурге потихоньку вводится второй студенческий праздник. 25 января, как положено, разделяют радость со всеми российскими студиозусами (в полдень в Казанском соборе начнется праздничный молебен, а потом достойным вручат почетный знак святой Татьяны). А 28 января, в день основания Санкт-Петербургского университета, в «Манеже» Кадетского корпуса пройдет мощный концерт-дискотека, на который приглашены студенты всех петербургских вузов.
Предполагается, мероприятие станет традиционным праздником именно петербургского студенчества.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 12 (3559) от 25 января 2006 года.
Комментарии