Сто тысяч и один миллион
Напомним, в рамках национального проекта «Образование» лучшие педагоги и общеобразовательные учреждения страны будут ежегодно награждаться вышеуказанными суммами. Петербург едва ли не впереди всей страны во внедрении проекта, но тут вынужден притормаживать. Дело в том, что единые для всей страны порядок и критерии конкурсного отбора лучших устанавливаются указом президента и постановлениями правительства, а правительство явно не торопится.
Мало того, за последние два месяца Министерство образования и науки трижды меняло критерии отбора учителей – участников: сначала к конкурсу допускались преподаватели с высшим образованием; затем — только с высшим профессиональным; наконец, этот критерий вообще убрали. Поспеши наш комитет по образованию — и не у дел остались бы все петербургские учителя «без в. о.», то есть практически все педагоги начальной школы.
Поскольку количество лучших по каждому региону также определяет Минобрнауки, то комитет в ожидании четких цифр пока остановился на том, что по миллиону получат «приблизительно» 58 школ, и на 100 тысяч рублей обогатятся «примерно» 192 педагога.
В ближайшее время на сайте городского комитета по образованию должны появиться не только критерии, разработанные министерством, но и конкретизация и, так сказать, «адаптированный перевод» этих критериев, потому что для непрофессионала трудно понять, чем измерить, например, «сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада».
Впрочем, уже сейчас можно назвать некоторые черты учителя, который может быть допущен к конкурсу: первая или высшая квалификационная категория; основное место работы — именно образовательное учреждение; нагрузка не менее одной полной ставки; пользуется поддержкой профессионального сообщества. А также некоторые черты школы: самостоятельное юридическое лицо; в течение трех последних лет не зафиксировано нарушений в сфере трудового законодательства и законодательства в сфере образования; компьютерный класс; разработана программа развития; есть свой сайт или по меньшей мере доступный ежегодный отчет о школьных делах.
Экспертов (а это могут быть ассоциации работодателей, родителей, педагогов, попечителей, деятелей науки) определит Координационный совет, созданный указом правительства Петербурга. В случае несогласия с мнением экспертов можно обращаться в апелляционные комиссии.
К маю регионы должны составить рейтинги школ, а в сентябре весь город узнает лучших учителей этого года.
Грант «школьный» и грант «учительский» разные не только по сумме. Лучший учитель получает 100 тысяч за заслуги и тратит их, как ему заблагорассудится. Школа получит миллион, если докажет своей программой развития, что потратит деньги на инновации, причем с толком.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 34 (3581) от 28 февраля 2006 года.
Комментарии