Стажировка на Ближнем Востоке
У любого именитого университета — Сорбонны, Кембриджа, Оксфорда, Гарварда — есть «общества друзей», то есть спонсоров. У Еврейского университета в Иерусалиме (в копилке которого 10 Нобелевских лауреатов, в числе основателей — Эйнштейн и Фрейд) таких обществ — 24 по всему миру. На несколько дней в Петербург приезжала директор совсем молодого, образованного в 2002 году в Москве, «Русского общества друзей Еврейского университета в Иерусалиме» Анна СИМОНОВА. С ней встретилась наш корреспондент Анастасия ДОЛГОШЕВА.
— Анна, извините, вы что-то очень молодая — и вдруг директор...
— Ну, директором я стала не вдруг: к тому моменту как мне предложили эту должность, я успела окончить Российский гуманитарный университет, защитить диссертацию, пройти стажировку в Иерусалимском университете, поработать главным специалистом Военного архива с так называемыми особыми коллекциями — еврейскими и масонскими документами, которые были вывезены из Германии и с территории Западной Европы после второй мировой войны.
— Вы к тому же первый человек в стране, а то и на территории всего бывшего СССР, защитивший диссертацию по сионизму в России...
— Да, диссертация называлась «Сионистское движение в Советской России». В архивах России и Израиля я изучала документы, относящиеся к истории сионизма в России в 1920 — 1930-е годы.
— Что вас больше всего поразило при исследовании той темы?
— Когда я изучала документы, обнаружила записку Дзержинского, которая меня потрясла. Она так и называлась: «О сионизме», и в ней говорилось, что надо ассимилировать только небольшую часть евреев, а остальным нужно дать возможность оставаться сионистами — до того момента, пока это не противоречит государственной политике советского государства. И единственным сильным противоречием был момент эмиграции — в 1920 — 1930-е годы это шло вразрез с государственными интересами: мозги и человеческий ресурс нужны были внутри страны. Но против всего остального, что делали сионисты — образование сельскохозяйственных движений, общин земледельческого труда, организация работы с детьми, скаутское движение, — советская власть ничего не имела.
И, что интересно, отношение к сионизму как движению за создание национального очага оставалось лояльным на протяжении долгих лет. Тем более что поначалу внутри течения были разные мнения насчет географии «национального очага»: обязательно ли этот очаг должен быть в Палестине (Эрец Исраэль)?
В этом смысле деятельность нашего фонда — изыскание средств — тоже один из вариантов помочь своему национальному очагу деньгами, при этом, так сказать, «не перемещаясь» физически.
— Вот как раз об изыскании средств: вы для этого в Петербург и приехали?
— В Петербурге в 2004 году было создано отделение Русского общества; здесь, как и в Москве, мы пытаемся выстроить систему поиска и нахождения проектов, на которые местным бизнесменам интересно было бы давать деньги. Проще говоря, хотим создать самодостаточную систему, при которой петербургские деньги работали бы на Петербург. У нас нет жестких программ: мы действуем исходя из общественных, экономических и социальных потребностей. Некоторые проекты становятся ежегодными и ежемесячными; некоторые — уходят либо трансформируются; какие-то проекты — абсолютно новые.
— Назовите самые яркие...
— Мне очень нравится проект, который я придумала в самом начале, — «Дипломатическая стажировка». Идея такая: студенты или аспиранты вузов с международной тематикой, планирующие строить дипломатическую карьеру, занимаясь Ближневосточным регионом, получают возможность стажироваться в Израиле. Причем такую возможность получают не только израилеведы, но и арабисты. Программе всего три года, но уже сейчас есть результаты: мы поддерживаем отношения с ребятами-арабистами, которые у нас стажировались; часть уже уехали в российские посольства стран Ближневосточного региона.
— Что представляет собой эта стажировка?
— Это интенсивное изучение языка — арабского либо иврита. Плюс поездки по стране. Плюс встречи с лидерами общественных организаций (правых, левых, арабских партий, в общем, вся палитра), встречи с действующими генералами, журналистами, с мэрами городов. Это встречи «без галстуков». Никакого маскарада, никакого театра — люди просто сидят и разговаривают. Основная идея стажировки — в общении, потому что нет отвлеченного понятия «международные отношения» или «внешняя политика»; это общие слова. Есть конкретные люди и конкретные интересы.
Впрочем, отношения между государствами — это как отношения между людьми: сумей договориться, сумей найти контакт. Можно сказать, мы помогаем получать дополнительные знания будущим представителям Российского государства в Ближневосточном регионе.
На наш взгляд, эта стажировка полезна однозначно: становясь сотрудниками МИД, ребята уже имеют представление о том, с кем конкретно им предстоит сотрудничать. А арабисты получают для себя дополнительные сведения о ближневосточном конфликте — так сказать, узнают, что думает об этом «другая сторона».
— Арабистов такие знания «с противоположной стороны» потом не отягощают?
— Сначала, конечно, представления об Израиле, обусловленные спецификой арабистики, имеют место, но очень быстро ребята с удивлением для себя начинают расширять свои представления о стране и ситуации в регионе. Да, вчерашний студент-арабист потом поедет дипломатом в Египет, но он будет глубже понимать ситуацию, несколько иначе выстраивать общение.
— Чтобы поехать стажироваться, надо быть евреем? Ну или по крайней мере знать иврит, а трудно себе представить, скажем, киргиза, знающего иврит...
— Во-первых, на стажировках рабочий язык — английский. И, во-вторых (но на самом деле это главное), национальность не имеет вообще никакого значения. Главное — студент должен иметь российское гражданство. Экспертный совет смотрит анкету претендента на стажировку (образец анкеты есть на сайте общества) и оценивает ее.
Наша задача — поддерживать проекты, которые реально приносят пользу. Например, в Петербурге мы хотим создать программу для выпускников детских домов — для ребят, у которых, сами понимаете, будущее очень туманно. Мы хотим попробовать предложить им учиться в Иерусалимском университете...
— Ничего себе!
— Или в школах ОРТа. Это, по сути, технологические колледжи, первая такая школа была создана до революции в Петербурге, а сейчас главный офис находится в Лондоне. Московские бизнесмены для этой «детской программы» нашлись, и было бы хорошо, чтобы обучение детей из Петербурга финансировали петербургские бизнесмены. Вот это, я понимаю, польза: когда ребенок-сирота уезжает учиться в Израиль в один из ведущих вузов в мире и возвращается в Россию специалистом с двумя языками (английским и ивритом), с высшим образованием и, скажу прямо, с толерантным отношением к другим национальностям.
Русское общество друзей Еврейского университета в Иерусалиме (РОДЕУ) — благотворительная организация, привлекающая средства для финансирования академических и научно-исследовательских совместных программ российских и израильских ученых, а также для студенческого обмена. РОДЕУ сотрудничает с рядом вузов, в том числе с МГУ, МГИМО, Дипломатической академией, Российским государственным гуманитарным университетом и СПбГУ.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 74 (3621) от 27 апреля 2006 года.
Комментарии