Спортивное, но не спорт
Бесконечно можно смотреть на три вещи - как горит огонь, как течет вода и как другие люди думают. Рекордное количество зрителей трансляции шахматного матча Карлсена/Карякина дало повод заговорить и о другом интеллектуальном состязании: спортивном программировании - его перспективах стать официальным видом спорта и перспективах вообще.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Не вещь в себе
В излишней зрелищности спортивное программирование не упрекнешь. Впрочем, утверждают, будто оно поэффектнее шахмат будет: в финале не два человека за клетчатой доской, а больше 120 сильнейших команд-троек со всего мира за компьютерами. Польза для здоровья сомнительна, зато для народного хозяйства - еще какая: отголоски чемпионатов по программированию у нас с вами в компьютерах, мобильниках и прочих гаджетах. Чемпион мира по программированию в команде СПбГУ Николай Дуров причастен к созданию «ВКонтакте»; Андрей Лопатин из той же команды - к мессенджеру «Телеграм». Да, в общем, хорошенько потри нерядового сотрудника «Фейсбука», «Гугла», «Яндекса» или «Мэйл.ру» - тот окажется призером какого-нибудь состязания.
Недавно в ТАССе на пятачке в пару десятков квадратных метров была такая концентрация незаурядных мозгов, что, казалось, сейчас где-нибудь закоротит. Собрались бывшие и действующие чемпионы мира из СПбГУ (у вуза четыре победы в главном мировом программистском состязании ACM ICPC) и Университета ИТМО (шесть побед). Плюс два 35-летних Андрея: Лопатин, тренер команд СПбГУ (сам, повторим, был чемпионом), и Станкевич, наставник команд ИТМО (все шесть побед - под его чутким руководством). Плюс Владимир Парфенов, декан факультета IТ и программирования в ИТМО (он с ректором Владимиром Васильевым в 1990-х поставил на компьютерные технологии, тогда мало кто на это замахивался). И по скайпу присоединился Алексей Малеев, некогда призер мирового чемпионата, сейчас - директор Центра развития IТ-образования Московского физтеха.
- Мы с вами в некой критической точке. Еще 10 - 20 лет - и увидим развитие совершенно нового направления информационных технологий - искусственного интеллекта, - говорит профессор Парфенов.
Декан перечисляет навскидку: машины будут ездить без водителей; банковские служащие - искать новую работу и т. д. На 80% этот новый мир создадут программисты. Парфенов сравнивает их по значимости с физиками-ядерщиками середины ХХ века.
- Преуспеют страны, у которых будут такие специалисты, - констатирует декан Парфенов.
Кадры решают и решают
Пока страны-лидеры - это Россия (у нас 11 побед), Китай (его еще 15 лет назад в финале не было, а теперь первые места берет) и США. И не надо ухмыляться, что в американских командах сплошь индусы, китайцы и русские. У нас, к примеру, дважды чемпион мира студент ИТМО Геннадий Короткевич - из Белоруссии.
В общем, кто первым привлечет выдающихся - тот и молодец. Тем более что ресурс выдающихся ограничен. В ИТМО подсчитали: в одном году рождения в России можно наскрести 3 тысячи человек, способных стать сильными программистами (даже не «очень-очень», уровня чемпионов, а просто «очень»). И надо, чтобы они пошли в программирование, а не свернули в какой-нибудь менеджмент или еще куда.
Из 11 российских побед 10 - петербургские (в 2006-м году «выстрелил» Саратовский госуниверситет). И только что в Петербурге прошел полуфинал чемпионата мира. Планета разделена на условные регионы, победители региональных полуфиналов весной сойдутся в финале в США. Наш регион - Северо-Восточная Европа, куда помимо России входят Белоруссия, Грузия, Казахстан, Латвия, Литва. Так вот из 226 команд (прорывались в полуфинал несусветные полторы тысячи) абсолютным победителем опять стал Петербург - команда СПбГУ. И «серебро» - у петербургского ИТМО. «Бронза» - у Московского физтеха.
- Почему меня привлекает этот вид спорта: у него высокий практический выход, - рассуждает тренер Андрей Лопатин. - Ребята, которые побеждают в таких состязаниях, способны дать новое конкурентное преимущество. Программист, например, может придумать, как уменьшить количество необходимых серверов с 20 тысяч до 10 тысяч. Один сервер стоит 5 тысяч долларов - получаем 50 млн долларов экономии.
Алексей Малеев из МФТИ добавляет: компании присматривают не только победителей/призеров. Само участие в топ-состязаниях подразумевает, что ты умеешь быстро соображать в стрессовой обстановке. Куда как важное качество для бизнеса.
Малеев считает, что спортивное программирование - еще и козырь для российских вузов на мировом рынке. Московскому физтеху и без того есть чем гордиться: в его истории десять нобелевских лауреатов. Но лет пять назад университет всерьез взялся и за спортивное программирование. Сейчас вместе с ИТМО проводит сборы, в этом году тренироваться в Россию приезжали программисты из 20 стран, в том числе из США, Англии, Исландии, Испании, Индии. Если оценить задним числом, то из 13 команд-медалистов прошлого чемпионата мира 8 предварительно тренировались в Москве. Сочли важным пройти через российскую подготовку.
- Российская школа программистов известна, наши учебные методики востребованы, - комментирует Малеев. - И это способ для российских университетов предложить продукт, который никто другой в мире предложить не может.
Нияз Нигматуллин (двукратный чемпион мира в составе команды ИТМО) напоминает: еще лет 15 назад школьники считали, что программирование можно освоить и дома по книжке; вуз не нужен. Сейчас, говорит Нигматуллин, на вузы имеет смысл ориентироваться, причем на те, что участвуют в программистских состязаниях: в таких вузах стараются привлекать к преподаванию бывших призеров крупных турниров. Вообще, если вуз позиционирует себя как лидера в сфере программистского образования, это не значит, что там все великолепно пишут программы. Это значит, что там точно есть великолепные преподаватели, у которых можно научиться писать программы.
Нет пределов
В спорте физические возможности для новых рекордов по большому счету исчерпаны. В программировании вроде пределов нет. Андрей Лопатин вспоминает: задачи, которые в начале 2000-х брали, надрываясь, сейчас решают в считанные минуты.
Естественно, как только заговорили о программировании как о спорте, всплыл вопрос допинга. Андрей Станкевич не исключает, что кто-нибудь озаботится изобретением химических стимуляторов мозговой деятельности. Пока их допинг - то, чем во время состязания завалены компьютерные столы. Сладкая газировка, горы печенья и пирамиды шоколадных плиток. Этого пока хватает. Вот чего спортсменам-программистам не хватает - так это времени и сил на то, чтобы добиваться официального статуса для своего занятия. Голова не тем занята.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5865) от 11.01.2017.
Комментарии