Следующим победителям будет легче
Так сказала вчера ректор СПбГУ Людмила Вербицкая о вузах, которые получат многомиллионные гранты в рамках нацпроекта «Образование»» в 2007 году. Еще бы не легче: они пойдут по следам первопроходцев — 17 вузов, которые сейчас осваивают подобные гранты и подводят промежуточные итоги.
Большой Университет вчера размышлял над итогами не сугубо корпоративно — прессу тоже пригласили. Чтобы, как пояснил Илья Дементьев, проректор по учебной работе, а также руководитель проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете» (на который и получен грант и на который — не только с бюджетными, но и привлеченными вузом средствами — потрачено уже 600 млн рублей), сообщить широким массам об изменениях в стратегии развития Университета.
Вырабатывая стратегию, Университет ставил перед собой три вопроса. Первый: чего хочет работодатель? Второй: чего хочет преподаватель? Третий: чего хочет студент?
До ответа на третий вопрос очередь дойдет в самом конце реализации проекта. Если сравнить вуз с комнатным растением, а студентов — с его плодами, то сейчас не тот период, когда плоды обхаживают. Сейчас почву в горшочке удобряют (закупают оборудование, отправляют преподавателей на стажировки). При нормальной почве и плоды будут как надо.
Второй вопрос — чего хотят преподаватели? — проректор охарактеризовал как «крайне тяжелый». Университет (любой) — система, которая старается скорее консервировать наработанные традиции, чем применять новшества. «Надо изменять менталитет преподавателей», — заметил Дементьев. И это, как сказано, в целом удается — над пилотными проектами (а их 28 — вдобавок к уже действующим в СПбГУ 108 образовательным программам) трудились все факультеты Ответ на первый вопрос — чего хочет работодатель? — очевиден: хочет не тратиться на доучивание молодого специалиста. Выпускник нужен такой, чтобы шел сразу в бой... Как сказал Николай Тойвонен, глава дирекции проекта, Университет поставил перед собой задачу «формирования молодежной предпринимательской среды». «Предпринимательской» не обязательно в коммерческом смысле, поскольку вуз вряд ли восхитится, если химик будет блестяще продавать пирожки. «Предпринимательство» мыслится как применение полученных знаний. Например, в Студгородке уже создаются условия для сотрудничества студентов разных факультетов: скажем, менеджера, пиарщика и физика, — с тем чтобы они были способны создать свое маленькое дело или во всяком случае уже соображали, как строится организация.
Людмиле Вербицкой сам опыт инновационных проектов кажется удачным. «Несмотря на колоссальные сложности», — добавила Людмила Алексеевна. Сложностей хватает уже потому, что государство, бросив клич внедрять инновационные программы, пока никак не меняло в образовании нормативно-правовую базу. Государственные вузы должны действовать по правилам, а правила порой идут сильно вразрез с желаемыми новшествами.
На днях государственные вузы-победители посовещались, рассмотрели все нестыковки в желаемом и действительном и направили свои комментарии в Министерство образования. Труд занял 70 страниц. А вот в 2007 году, когда вузы-победители будут вовсю внедрять пилотные проекты, подводить окончательные итоги и сравнивать с результатами работы других грантополучателей — вот тогда начнется самое интересное.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 244 (3791) от 28 декабря 2006 года.
Комментарии