Следующим победителям будет легче

Так сказала вчера ректор СПбГУ Людмила Вербицкая о вузах, которые получат многомиллионные гранты в рамках нацпроекта «Образование»» в 2007 году. Еще бы не легче: они пойдут по следам первопроходцев — 17 вузов, которые сейчас осваивают подобные гранты и подводят промежуточные итоги.

Следующим победителям будет легче |

Большой Университет вчера размышлял над итогами не су­губо корпоративно — прессу тоже пригласили. Чтобы, как пояс­нил Илья Дементьев, проректор по учебной работе, а также ру­ководитель проекта «Инноваци­онная образовательная среда в классическом университете» (на который и получен грант и на который — не только с бюд­жетными, но и привлеченными вузом средствами — потрачено уже 600 млн рублей), сообщить широким массам об изменени­ях в стратегии развития Универ­ситета.

Вырабатывая стратегию, Уни­верситет ставил перед собой три вопроса. Первый: чего хо­чет работодатель? Второй: че­го хочет преподаватель? Тре­тий: чего хочет студент?

До ответа на третий вопрос очередь дойдет в самом конце реализации проекта. Если срав­нить вуз с комнатным растени­ем, а студентов — с его плода­ми, то сейчас не тот период, когда плоды обхаживают. Сей­час почву в горшочке удобряют (закупают оборудование, от­правляют преподавателей на стажировки). При нормальной почве и плоды будут как надо.

Второй вопрос — чего хотят преподаватели? — проректор охарактеризовал как «крайне тяжелый». Университет (любой) — система, которая старается скорее консервировать нарабо­танные традиции, чем приме­нять новшества. «Надо изме­нять менталитет преподавате­лей», — заметил Дементьев. И это, как сказано, в целом удает­ся — над пилотными проектами (а их 28 — вдобавок к уже дей­ствующим в СПбГУ 108 образо­вательным программам) труди­лись все факультеты Ответ на первый вопрос — чего хочет работодатель? — очевиден: хочет не тратиться на доучивание молодого спе­циалиста. Выпускник нужен та­кой, чтобы шел сразу в бой... Как сказал Николай Тойвонен, глава дирекции проекта, Уни­верситет поставил перед со­бой задачу «формирования мо­лодежной предприниматель­ской среды». «Предпринима­тельской» не обязательно в коммерческом смысле, по­скольку вуз вряд ли восхитит­ся, если химик будет блестяще продавать пирожки. «Предпри­нимательство» мыслится как применение полученных зна­ний. Например, в Студгородке уже создаются условия для со­трудничества студентов раз­ных факультетов: скажем, ме­неджера, пиарщика и физика, — с тем чтобы они были спо­собны создать свое маленькое дело или во всяком случае уже соображали, как строится ор­ганизация.

Людмиле Вербицкой сам опыт инновационных проектов кажется удачным. «Несмотря на колоссальные сложности», — добавила Людмила Алексеев­на. Сложностей хватает уже по­тому, что государство, бросив клич внедрять инновационные программы, пока никак не меняло в образовании нормативно-­правовую базу. Государствен­ные вузы должны действовать по правилам, а правила порой идут сильно вразрез с желае­мыми новшествами.

На днях государственные ву­зы-победители посовещались, рассмотрели все нестыковки в желаемом и действительном и направили свои комментарии в Министерство образования. Труд занял 70 страниц. А вот в 2007 году, когда вузы-победи­тели будут вовсю внедрять пи­лотные проекты, подводить окончательные итоги и сравни­вать с результатами работы других грантополучателей — вот тогда начнется самое инте­ресное.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 244 (3791) от 28 декабря 2006 года.


#Инновации #образовательная среда #СПбГУ

Комментарии