Скрайбинг, дискрайбинг

Перелистывая страницы районных ИМЦ (информационно-методических центров), нашел очень интересное предложение. Учителей одного из районов приглашают принять участие в методическом семинаре «Дискрайбинг как способ активизации творческого мышления учащихся». То, что несколькими месяцами ранее действо под точно таким названием прошло в «Сколково», меня не смутило: как говорят кинематографисты, «все совпадения случайны».

Наоборот, проснулось огромное чувство гордости за нашу региональную систему образования: в «Сколково» на тему дискрайбинга проходила всего лишь дискуссия, а у нас предлагается целый методический семинар. То есть пока в этом провинциальном «Сколково» еще полемизируют, наши специалисты, судя по всему, уже проверили технологию, получили статистически надежный положительный результат и плавно перешли к обучению учителей. Подчеркну: версию, будто кто-то в Петербурге прочитал материалы сколковской дискуссии и сляпал из них обучающий семинар, я с негодованием и безоговорочно отвергаю.

Скрайбинг, дискрайбинг | РИСУНОК Валентина ДУБИНИНА

РИСУНОК Валентина ДУБИНИНА

Палка, палка, огуречик...

Прежде чем говорить о дискрайбинге, необходимо вспомнить его старшего брата скрайбинга. Это когда во время лекции слушатели рисуют некие схематичные символы, соответствующие услышанному. Что-то вроде «Пляшущих человечков» Конан Дойла.

Знатоки припомнят: так это же т. н. опорные сигналы, которые усиленно рекомендовались в обучении лет 30 тому назад, но так и не нашли широкого применения. Но скептик будет неправ: «опорный сигнал» был предназначен для того, чтобы облегчить запоминание материала. А скрайбинг, по замыслу его сторонников, развивает творческое мышление. Короче, «опорный сигнал» - полный отстой, а скрайбинг - круто. Так же как и тимбилдинг (а не «формирование команды») и фандрайзинг (а не голимое «привлечение средств»).

А потому резонно предложение перенести прогрессивный скрайбинг в школы. Не буду это предложение пересказывать своими словами - позволю себе процитировать часть сколковской стенограммы. «Представьте, вашему ребенку задали дома выучить стихотворение. И да, оно написано буквами. Но ребенку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг. Возьмем, к примеру, следующий текст: «Мороз и солнце, день чудесный/ О чем грустишь, мой друг прелестный?» (Sic! - С. Ш.) Попросите ребенка нарисовать рисунки, которые у него ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст. Как вариант: мороз (снежинка) и солнце (солнышко), день чудесный (календарик со смайлом). О чем (вопросительный знак) грустишь (грустный смайл), мой друг (рукопожатие) прелестный (смайл восхищения или обнимашки)? Ваш ребенок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы - не загружать их большим объемом текста, а набрасывать им упрощенные рисунки».

То, что автор слегка подредактировал Пушкина, объяснимо. Трудно выбрать смайлик, соответствующий фразе «еще ты дремлешь, друг прелестный». (А может, сам автор в детстве не запомнил строк оригинала, поскольку не применял скрайбинг?) И абсолютно понятно, почему для примера взяты только первые строки: попробуйте придумать визуальный аналог словам «открой сомкнуты негой взоры» и «навстречу северной Авроры» (революционный крейсер рисовать?). Но если заставить это сделать пятиклассников, процесс точно поспособствует развитию их творческого мышления.

«Союзмультфильм»

Теперь перейдем к дискрайбингу. Это анимация. Во время занятия детям демонстрируются некие визуальные символы, они появляются в динамике: дом прямо на глазах учащихся составляется из черточек, а рост благосостояния символизирует постепенно насыпающаяся горка песка.

По мнению сторонников метода, стандартные презентации уже не интересны детям. То ли дело, если в реальном времени перед аудиторией появляется «оживленный» образ того, о чем ей вещают. Правда, я вижу в этом предложении слабину. Допустим, преподаватель вуза сможет подготовить движущуюся презентацию из черточек/камешков и синхронизировать ее со словесной частью лекции. Но учителю сложнее: у него чаще возникают нестандартные ситуации (Ваня пнул под партой Маню), на кои приходится отвлекаться. А палочки-камушки в это время живут уже какой-то своей жизнью.

Предлагается еще один способ: учитель прямо во время урока рисует движущиеся символы на планшете или на компьютере мышкой, и через проектор все это выводится на электронную доску.

По поводу всех перечисленных видов дискрайбинга. Тут может возникнуть проблема, причем именно у тех, кто любит использовать на уроках информационные технологии, т. е. у учителей старшего поколения. Да, именно у старшего! По данным Института образования Высшей школы экономики, IT на уроках используют: среди учителей 40 - 59 лет - 90%, среди молодых (младше 29 лет) - только 80%. Я бы это объяснил возрастной «профессиональной деформацией». Те, кто постарше, стараются применить в работе все, что им рекомендуют методисты, а молодежь более прагматична, у нее еще не исчез здоровый «пофигизм», и они пользуются только тем, что им посильно и реально имеет смысл.

Так вот. После того как мы выдадим дискрайбинг за передовую методическую находку, кто-то из «возрастных» учителей наверняка испытает неудобство от собственной некомпетентности: «Раз технология предлагается на семинаре, то ею умеют пользоваться все, кроме меня! Обидно, позорно!» Со своей стороны могу только попытаться успокоить таких педагогов: если вы не умеете этими новомодными технологиями пользоваться и вообще не понимаете, зачем они, - вы не изгой. Вы в подавляющем большинстве.

Все на панель, дискутировать

Не только на уровне районов, но и уровне города движители прогресса в сфере образования не дремлют.

Последнее время наше образование сильно обеспокоилось повышением коммуникативной компетентности учащихся. С целью создания «медиативного пространства». Перевожу: дабы предупредить конфликты, необходимо обучить учащихся вести цивилизованную дискуссию. Мысль здравая, хоть и не бесспорная: английские аристократы начинали письмо с «Уважаемый сэр...», в том числе вызывая на дуэль.

Так вот, в нашей АППО (Академии постдипломного педагогического образования) тоже всячески расширяют представление слушателей своих курсов о цивилизованных дискуссионных методах. Некоторые слушатели со мной услышанным поделились. И я пришел в полный восторг. Оказывается, по нынешним временам самый передовой вид дискуссии - дискуссия панельная, а образец этой дискуссии - ток-шоу А. Малахова «Пусть говорят». Если одни делились со мной этой новостью, сохраняя ироничную интонацию, то в глазах других я заметил сектантский блеск и начал сильно опасаться: вдруг они и начнут внедрять в школах именно подобие «Пусть говорят»?

Я не к тому, что «Пусть говорят» - чудовищный образец (как можно?!). Просто этот формат не имеет никакого отношения к панельной дискуссии. В таковой, по правилам, кроме ораторов всегда присутствует компетентный человек-эксперт, который и подводит итоги прений. В петербургской системе образования панельные дискуссии применялись в те времена, когда Министерство образования доверяло именно петербургским специалистам обучать регионы. Они два дня занимались с региональными управленцами от образования, а те на третий выступали на тему усвоенного и рассказывали, как они видят свою дальнейшую деятельность. То есть в заключительной дискуссии участвовали люди подготовленные. В роли эксперта, помнится, обычно выступал доктор педагогических наук Олег Ермолаевич Лебедев, способный удержать в памяти содержание большого числа выступлений и одновременно провести их анализ.

А вот в той имитации дискуссии, которую мы видим по ТВ, все ровно наоборот. Выступают случайные люди, не имеющие подготовки и ориентирующиеся только на свою бытовую точку зрения. Эксперты, даже если таковые есть, свою роль выполнить не могут, поскольку «экспертировать» плоды чужого когнитивного эгоцентризма - занятие неблагодарное.

Если это безобразие перенести в школы, то у детей сформируется стойкое представление: чтобы стать участником дискуссии, необязательно разбираться в вопросе. Достаточно «корректно коммуницировать» («Уважаемый сэр...») - и можешь нести любую чушь.

...Напоследок, подытоживая. Чтобы педагогам не морочили головы, давным-давно придуманы надежные фильтры, отделяющие толковые новшества от дискрайбингов, теледискуссий и прочих «телегоний». Первый фильтр - профессиональный: при подготовке методического материала коллеги следят, чтобы использовалась только надежная, прошедшая проверку практикой, информация. Второй фильтр - здравый смысл управленцев, обязанных весь процесс контролировать. Им вовсе необязательно быть семи пядей во лбу - достаточно задать два вопроса: «Где это уже внедрено?» и «Готовы ли учителя к внедрению этого метода на практике?».

Почему сейчас оба фильтра не сработали?


#скрайбинг #учителя

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (5807) от 12.10.2016.


Комментарии