Школьники вне зоны комфорта

БНИК - конкурс увесистый, победители представляют Россию на международном Intel ISEF, однако были годы, когда средства на конкурс (чтобы не брать с детей за проживание-питание) собирали по краудфандинговым платформам. «Что-то изменилось», - констатировал в этот раз один из создателей БНИК учитель Илья Чистяков: в этом году выделен президентский грант, на открытии выступал вице-губернатор, из спонсоров присоединились «Силовые машины» и второй год подряд поддерживает «Газпром нефть». Последний свою помощь обозначил как «не благотворительность, а часть бизнес-проекта». С учетом того, что сейчас бизнесу не до щедрости, это и правда не меценатство, а стратегия.

Школьники вне зоны комфорта | Один из дней конкурса был полностью отдан под «умные развлечения» для всех желающих: лекции, встречи и мастер-классы. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Один из дней конкурса был полностью отдан под «умные развлечения» для всех желающих: лекции, встречи и мастер-классы. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Минимум год - столько школьник работает над проектом, чтобы представить его на Балтийском конкурсе. Это не олимпиадное состязание на быстроумие, это стайерский марафон. В результате вот такого рода работы: труд о церкариях в озере Сенара, прототип импульсивного электроискрового скальпеля, устройство для отслеживания ночных эпилептических приступов... Про математическую секцию проще и не заикаться: там что-то про «задачи тысячелетия» и тождества Якоби.

Старшеклассник Артем Павленко из Омска, один из победителей прошлого БНИКа, вез свой прототип марсохода на всемирный финал («Этот марсоход не ищет жизнь на Марсе, а делает ее: картошку сажает», - поясняет Артем). Довез в удручающем состоянии, но с помощью паяльника довел до кондиции. И объяснял ошарашенному жюри, что прототип делал дома, а одной необходимой детальки в нем нет, потому что она должна быть титановая, а во всем Омске не нашлось для школьника Артема титана. Зарубежные ровесники Павленко работают в лабораториях, где им и станки с ЧПУ бесплатно, и материалы.

БНИК начинал с точных наук, теперь в нем помимо математики, физики, химии, робототехники - экология, биология, медицина. В первый год, 2005-й, набралось 43 заявки; в 2018-м было подано несколько тысяч, в финал прошло (и было представлено в Петербурге в конгресс-холле «Василеостровский») 416 проектов из полусотни регионов.

- Регионы уже задумались об отборочных турах к нашему конкурсу, - говорит Чистяков, руководитель лаборатории непрерывного математического образования. - Время, когда мы воспитывали гордых сильных одиночек, прошло. Постиндустриальное общество требует технологического прорыва, а его обеспечивают люди с хорошим образованием, и их требуется много. Это понимание у государства есть.

- Нефтяная отрасль стала очень технологичной, мы отходим от традиционных нефтяных специальностей и все больше работаем с ребятами, получающими фундаментальное образование, - отмечает Наталья Курчакова, начальник управления по работе с персоналом научно-технического центра «Газпром нефть». - Только такие могут потом заниматься новыми технологиями.

По словам Курчаковой, компания работает с 24 российскими вузами, но уже выходит на школьников, чтобы вовремя их заинтересовать, дабы они пошли в «нужные» вузы. Представители Политеха и Горного сказали, что нынешняя задача - увеличивать долю ребят, уже «на входе» в университет нацеленных, а то и вовлеченных в профессию.

Сергей Кочугуев, создатель и гендиректор программистской компании «Датаграв», спонсор, сам участвовал в одном из предтеч БНИК, конкурсе памяти математика-академика С. Н. Бернштейна:

- Сейчас компании, работающие в области программного обеспечения, инженерных задач, сталкиваются с острейшим кадровым дефицитом. Мы, условно говоря, берем всех, кто имеет малейшие перспективы стать инженером. Когда-то наш программист на мировом рынке был в уникальной нише: быстро, достаточно дешево и эффективно решал сложные задачи. Сейчас наши азиатские коллеги перехватывают инициативу - за счет своей численности, активности, лучшего знания английского. Пока что за нами остается ниша специалистов высочайшего класса, готовых браться за очень сложные задачи. Не случайно мировые корпорации имеют свои исследовательские центры в России.

По мнению Кочугуева, традиционных партнерских программ бизнеса с университетами мало: нужно выискивать не только тех, кто способен на сиюминутные решения; «задачи повышенной сложности могут решать те, кто способен к самостоятельной исследовательской работе».

Еще один спонсор, компания LoyaltyPlant, - тоже знаковый пример: компанию, которая экспортирует свой программный продукт по всему миру, основал победитель БНИК 2004 года Василий Дьяченко. Берет нынешних конкурсантов на стажировку.

Гаджи Османов, победивший в БНИК шесть лет назад, а потом взявший вторую премию на Intel ISEF по системному программированию, утверждает: «Научная деятельность выводит школьника из зоны комфорта: до того как заняться исследованиями, я обычно приходил домой и просто играл в компьютерные игры».

Устроители Балтийского конкурса не верят в то, что за смену в две недели даже в самом замечательном научном центре для школьников можно настроить ребенка на исследовательскую работу. «Надо развивать те учреждения, где ребенок учится постоянно. Подменять дополнительным образованием основное ошибка: дополнительное образование - вершина пирамиды, а базовое - основание. Если не укреплять фундамент, строение рухнет».

БНИК не единственное детище благотворительного фонда «Время науки», который сами создатели конкурса и учредили. Есть еще олимпиада «Математика нон-стоп», международный турнир юных математиков (некоторые задачки придумывает филдсовский лауреат Максим Концевич), биологический конкурс, летние профильные лагеря.

Что до БНИК, то представлять Россию на Intel ISEF будут: петербуржцы из школы № 564 Дмитрий Михайловский, Борис Баранов, Савелий Новиков, Александр Сердюков (секция математики); Азиза Хусаинова из Самары, Самарского центра для одаренных детей (секция физики); Максим Михайлов из петербургского Президентского физико-математического лицея № 239, в секции робототехники; Олег Кириллов (Петербург, академическая гимназия № 56) и Елена Ковальчук (Саратовская область, Балаково, школа № 25) в секции наук о земле. Из проектов победителей самое доступное воображению - «робот-лесопатолог». Ну не «Новое формульное решение задачи об n ферзях и задача тысячелетия» же...

#конкурс БНИК #представители России #школьники

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Теряем способности
15 Августа 2017

Теряем способности

После выдающегося выступления российских школьников на Международной олимпиаде по физике директор знаменитого Городского математического центра для одаренных школьников, называет это провалом...

Лучшие из лучших
12 Мая 2017

Лучшие из лучших

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (8-9 классы) школьников Санкт-Петербурга авторов лучших эссе. ...

«Гарантированное будущее больше не гарантировано»
10 Мая 2017

«Гарантированное будущее больше не гарантировано»

Несколько лет назад «на пике» оказались профессии, о которых раньше слыхом не слыхивали – и уж понятно, что в списке профессий они не значились.

Тонкости поступления в вуз
18 Апреля 2017

Тонкости поступления в вуз

Весна — жаркая пора для абитуриентов и их родителей. О тонкостях поступления в вузы рассказал директор Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции Дан...