Внутри «детского» Science Slam: допинг, серебро и радиация

Следы допинга в волосах; радиационный фон петербургских набережных; проверка народных средств очистки серебра... На эти и не менее незаурядные темы замахнулись петербургские средне- и старшеклассники. В нашем городе (и еще в четырех - Тольятти, Перми, Хабаровске, Новосибирске) прошел Science Slam School, научные поединки школьников.

Внутри «детского» Science Slam: допинг, серебро и радиация | Фото организатора проекта

Фото организатора проекта

Правила - как во взрослых слэмах: несколько выступающих, каждый минут за 10 должен понятно и нескучно рассказать о своем исследовании, победителя определяют шумомером - кому публика больше хлопала. Правда, взрослые битвы обычно проходят в барах - чтобы публика не так робела перед наукой; старшеклассники «бились» в пространстве «Пальма» под бдительным оком родителей и с поддержкой ровесников-болельщиков.

- Волосы - нитевидные роговые производные эпидермиса, - начал восьмиклассник Владимир, и это была первая и последняя академическая часть выступления.

Владимир исследовал содержание в волосах допинга. Вдохновили школьника не приключения наших олимпийцев, а Наполеон. У того, если помните, в волосах оказалось повышенное содержание мышьяка, что дало повод заподозрить отравление, а Владимира впечатлила сама способность волос быть долговременным хранилищем веществ.

В качестве подопытных школьник не располагал ни сверженными императорами, ни спортсменами - только морской свинкой: надо было распознать по ее шерсти, какой допинг она откушала. Но сложнее самого опыта было объяснить его суть - так, чтобы публика не заснула на словах «щелочной гидролиз» и «хромотографический метод», и Владимиру это удалось блестяще.

Свинка, как выяснилось, «приняла» димедрол (не беспокойтесь, она в порядке), а у экспериментатора возникла идея: создать «волосяную» карту города, чтобы по содержанию тяжелых металлов в волосах жителей определять неблагоприятные микрорайоны.

Благополучие города озаботило и 11-классницу Елизавету: она взялась проверить уровень радиации в разных районах. Прогулялась с дозиметром по петербургским набережным, поскольку у гранита природное свойство излучать радиацию (тут, говорит Елизавета, фон в пределах нормы), и оценила вокзалы, потому как это самые многолюдные места (в общем тоже норма, но один из привокзальных крупных торговых центров девушку несколько обеспокоил).

По ее мнению, всем не помешает исследовать свое жилье и рабочие помещения с дозиметром: «Мы не знаем, откуда были привезены стройматериалы, откуда бетон». 

Впрочем, напоминает Елизавета, дополнительную дозу радиации можно получить и просто съев банан, «самый радиоактивный фрукт». Правда, для получения вредной дозы надо осилить 5 млн бананов.

Доклад ученицы 8-го класса Насти, исследовавшей загрязненность Невы, заставил бы городские власти призадуматься. Не потому, что, по сведениям начинающей ученой, река загрязнена на 65% (все в курсе), а потому, что она уверена: «правительство перестало проверять загрязнения».

Еще одна Настя, девятиклассница, взялась получить краситель из пуансеттии - растения с зелеными и красными листьями. И попутно объяснила разницу между красителем и пигментом (пигмент окрашивает поверхность материала, краситель - еще и внутри; краситель можно растворить, пигмент - нет).

Десятиклассница Ирина проверила на действенность множество народных методов очистки серебра от Ag2S (если не умничать - от темного налета). Лучше или хуже действуют все, но загадкой остался самый затейливый: чистка серебра водой из-под вареных яиц. Он работает, но за счет чего? У Ирины имеется гипотеза: что-то там про дисульфиды. «Не чистите зубным порошком украшения с камнями, - ответила Ира на вопрос одной дамы-зрительницы. - В камне появятся микротрещины». Лучше подойдет ароматный раствор аммиака.

Взрослые слэмы - вид досуга, так называемый edutainment: обучение+развлечение. Для самих ученых это возможность доказать нам, налогоплательщикам, что наши деньги идут не на пустое. И заодно это способ поднатореть в публичных выступлениях: у российских ученых выдающиеся работы, а вот с умением их ярко подавать, «продавать» неважно.

«Школьные слэмы - это российское явление, мы сами разработали формат и адаптировали для школьников», - говорит Михаил Тупикин, организатор слэмов в Москве и Петербурге. 

Школьные научные битвы задуманы и как профориентация - проект фигурирует уже и на сайте Агентства стратегических инициатив. С прицелом на то, что школьные слэмы будут региональные, всероссийские и международные.

Но, как говорит Михаил Тупикин, участников от школ найти сложнее. «Во-первых, не во всех школах дети проводят научные исследования. Во-вторых - школьная система очень закрытая, попасть туда снаружи почти невозможно. И если взрослые ученые сами подают заявки, то как рассказать о нашем проекте школьникам - до сих пор большая загадка для нас».

...А в битве победил Владимир (получается, «при помощи допинга»). Ему досталась традиционная слэмовская награда - красная боксерская перчатка и право сразиться в июле во Владивостоке с победителями школьных слэмов из других городов.

Организатором Science Slam выступила команда интернет-издания «Бумага».

Материал был опубликован в газете под № 085 (6194) от 16.05.2018 под заголовком «Science Slam: теперь и дети».

#наука #дети #соревнования

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (6194) от 16.05.2018.


Комментарии