2Vtzqv4Hz9U

С задачкой по экономике справились

Система образования живет учебными годами, но как отрасль городской экономики требует подведения некоторых итогов и к концу календарного года. Об этих итогах наш обозреватель Анастасия ДОЛГОШЕВА беседовала с председателем комитета по образованию Ольгой ИВАНОВОЙ.

С задачкой по экономике справились |

— Ольга Владимировна, основной экономический вопрос: освоены ли средства, выделенные на городское образование в 2007 году?

— Конечно, средства освоены. В последние годы мы исполняем бюджет на 99,9 — 100%. Это непросто — ведь средств на такую отрасль, как образование, из бюджета города выделяется немало: 37 миллиардов рублей в этом году (детсады, школы, сиротские учреждения, учреждения начального профобразования), а на будущий запланировано выделить 45 миллиардов.

Что касается освоения средств по национальному проекту «Образование», то деньги здесь федеральные и отчетность не только строгая, но и многоуровневая. Главный вопрос: получили ли 58 петербургских школ — победителей нацпроекта каждая по миллиону, а учителя-победители — свои премии вовремя и правильно ли выдаются доплаты за классное руководство... Как в прошлом, так и в этом году Санкт-Петербург выполняет свои обязательства точно и в срок.

В конце года мы говорим не только о финансовых итогах. Мы подводим итоги наших образовательных достижений: недавно мы награждали детей — победителей городских, всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, которые были премированы в рамках национального проекта «Образование», причем 43 человека из них стали лауреатами уже второй раз. BVII Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования трое из восьми победителей — из Петербурга. Во всероссийском конкурсе «Учитель года» победил учитель математики Петергофской гимназии императора Александра II Дмитрий Дмитриевич Гущин. Совсем недавно подвели итоги всероссийского конкурса «Лучшие школы России» — в Кремлевском дворце в числе победителей уже второй раз была названа гимназия № 56 Петроградского района.

— «В числе лучших», то есть все-таки не единственная?

— Все регионы сошлись на том, что одну лучшую школу в России выделить невозможно: они слишком разные сами по себе, очень разные условия существования. К примеру, сельская школа может работать хорошо, но ей не под силу реально соревноваться с какой-нибудь большой столичной школой. Поэтому в этом году итоги подводились следующим образом: из 126 школ- конкурсантов выделили в финале 10 наилучших и решили считать каждую из них первой, победительницей. В этой десятке —школы из Чечни, из Татарстана, из Москвы, Петербурга.

— С 1 января 2007 года стал действовать опять же экономический принцип «деньги идут за учеником». Родители осознали, что и от их решения зависит, больше станет у школы денег на развитие или меньше?

— Думаю, родители не ощущают такой прямой связи: я привел ребенка в эту школу и поэтому привлек туда дополнительно 25 тысяч бюджетных рублей (напомню, что сумма варьируется: за ученика гимназии она выше, чем за ученика обычной общеобразовательной школы). Родителям прежде всего важно качественное образование, которое они хотят дать своему ребенку. Отсюда и их требования как хорошего обучения, так и уважительного, доброго отношения к ребенку.

Вообще качество образования было, есть и будет главной задачей. Сегодня мы больше внимания уделяем тому, чтобы ребенку в школе было хорошо и комфортно учиться. Недаром губернатор Петербурга говорит, что Санкт-Петербург должен быть городом, по-доброму настроенным к детям.

— Сильно не подобреешь: из-за введения обязательного среднего образования нужно будет управляться с учениками, которых раньше можно было отчислить из школы.

— Сейчас я и основные специалисты нашего комитета выезжаем в районы и встречаемся с учителями и директорами школ. В залах собираются по 500 человек. Так, в частности, в Невском районе мне пришла записка из зала: «Учитель не защищен, ученики и родители знают свои права лучше, чем учителя; даже стыдно признаваться, что я учитель». Я ответила так: если стесняетесь, что вы учитель, — меняйте профессию!

В учительскую профессию должны идти люди, изначально имеющие определенные качества. Легко любить все человечество, легко любить всех детей — попробуй любить детей конкретных, которые у тебя в классе сидят: не все легки в общении, не все способные, не все послушные.

Можно обучить методике преподавания, но любви к детям не научишь. Вот спрашивали абитуриентов, почему они поступают в РГПУ имени Герцена. Отвечают: хотим получить хорошее университетское образование. Но, извините, вы поступаете в педагогический университет, и вся дальнейшая ваша жизнь будет так или иначе связана с детьми или студентами. И лучше подумать сразу: если раздражает ребенок и вы не можете справляться со своими нервами, не нужно идти в эту профессию.

— Гипотетически: прислушаются к вашему совету и уйдут из школы. И кто на их место? В Петербурге учительских вакансий практически нет, но и очереди на учительское место не наблюдается.

— Мы далеки от мысли разбрасываться учителями, но нам нужны профессионалы. Непрофессиональный учитель обходится дорого. Между прочим, министр образования Андрей Фурсенко небезосновательно предположил, что скоро, возможно, на место учителя появится очередь. В определенной степени это связано с демографией: пока детей в школах становится все меньше, а количество учителей остается практически на том же уровне. Добавим также сюда ежегодные выпуски педагогических вузов... Так что возможность выбора есть. Надо еще учитывать, что правительство города создает условия, чтобы в школу приходили молодые преподаватели: вырос размер ставок зарплаты, увеличена единовременная выплата, существует 50-процентная оплата проезда в городском транспорте, в 2008 году 5 тысяч учителей получат выплаты на организацию летнего отдыха... Дети сейчас, как многие отмечают, стали другими, а молодые учителя просто ближе к ним и по возрасту, и по отношению к происходящему в жизни. Сейчас в школах уже 18% — молодые учителя по сравнению с тремя процентами три года назад.

Но в то же время нельзя потерять преподавателей старшего возраста: достижения петербургской школы — это достижения учителей опытных, а опыт, как правило, приходит с годами.

— Пока детей в школы идет все меньше, а в детсады — достаточно, чтобы образовалась очередь...

— Проблема очереди в детские сады в целом решена, сегодня очередь есть только в Приморском районе, где это объясняется большим жилищным строительством, но и там очередь сократилась с полутора тысяч до пятисот человек.

В других районах очередей нет благодаря строительству новых детсадов, передаче зданий из ведомств, передаче помещений от бывших фирм-арендаторов. Но пока отсутствие очередей кое-где формально: есть проблема пере- уплотненности детских групп, количество детей в группах порой выше нормы. Это явление временное: принята программа по строительству 67 новых детсадов, сейчас едва ли не ежемесячно открываются детсады.

— В этом году заговорили на разных уровнях об изменениях в системе начального профобразования.

— Разработка этой программы приближается к финалу, в феврале, видимо, мы вынесем на заседание правительства вопрос о развитии системы начального профобразования. Основная идея такова: ускорение выпуска специалистов в производство, в реальную экономику. Сейчас мы учим очень долго, 3 — 4 года, прежде всего за счет того, что даем в профучилищах среднее образование. Наше исследование показало, что 81 профессия, из тех, которым обучают, требует на освоение всего год — полтора. Одновременно выявилось, что не по всем специальностям можно уложиться в такие короткие сроки. Есть профессии, требующие более серьезной общей подготовки, — например, наладчик станков с программным управлением.

Есть еще одно направление, над которым мы сейчас работаем. Я имею в виду создание в Петербурге на базе имеющихся училищ больших отраслевых комплексов. Комитет экономического развития выделил десять так называемых кластеров по крупнейшим отраслям городской экономики: строительство, судостроение, автомобилестроение и так далее. В каждом кластере можно создать одно основное училище, ресурсный центр, где учат выпускников школ, а вокруг этого ядра будут формироваться до десятка училищ, структурных подразделений, которые в рамках тех же специальностей будут повышать квалификацию уже работающих в этой отрасли, вести методические разработки и так далее. И так по каждому кластеру. Изменения не будут происходить одномоментно, но они позволят эффективнее использовать финансовые, методические и человеческие ресурсы.

— Вопрос от родителей. В классы просачиваются антрепренеры и продают билеты на завозные антрепризные спектакли сомнительного качества — как на новогодние, так и на другие, в течение всего года.

— Что касается елок, то для всех учеников с 1-го по 4-й классы в школах выданы бесплатные билеты на губернаторскую елку в СКК «Петровский». Кроме того, будут организованы новогодние представления во Дворце творчества юных, в зале «Карнавал». Относительно иных представлений, билеты на которые предлагаются в школах, советую более внимательно выбирать спектакли, требовать подробную информацию о них или самим ее находить в Интернете.

— Трудно объяснить ребенку, почему почти весь класс идет смотреть спектакль, а он нет. Тем более что речь не о походе в наш Театр марионеток, а именно что на «чес», на плохую антрепризу.

— Я считаю, что продавать билеты на спектакли в школе неправильно. Директора школ или педагоги, которые допускают в школу таких продавцов, должны понимать, что берут на себя определенную ответственность. Школа — не место для торговли.

Я убеждена, что школьные годы могут и должны оставаться в памяти не переутомлениями и стрессами, а радостью открытия мира и самого себя, счастьем обретения друзей, возможностью достижения самых невероятных головокружительных целей. Именно этого я и желаю всем нынешним школьникам, их родителям и моим коллегам, педагогам и воспитателям.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 245 (4037) от 27 декабря 2007 года.

#Ольга Иванова #образование #итоги года

Комментарии