Россия — троечница
К 2010 году системы высшего образования в европейских странах будут настолько сопоставимы, что студент СПбГУ (ЛЭТИ, Политеха или...) сможет поучиться семестр, скажем, в Сорбонне или Кембридже (или...). Во всяком случае так планировалось, когда в 1999 году страны подписывали в Болонье декларацию, призывающую к созданию в Европе сколь возможно единого образовательного пространства (Россия присоединилась к ней в 2003-м).
Процесс перехода к этому единому пространству и есть Болонский процесс. Каждые два года государства (а их в «европейском образовательном союзе» почти в два раза больше, чем в Евросоюзе, — 46) предоставляют специальной рабочей группе информацию о том, как у них движется, извините за каламбур, этот процесс. Критериев много: по одним Россия набрала максимум баллов, по другим — минимум. В любом случае, средняя тройка — это вовсе не «удовлетворительно» для нашей страны.
— Болонский процесс — это не косметический ремонт, это принципиальная смена парадигм, — сказал на состоявшемся в ЛЭТИ семинаре для представителей вузов Северо-Западного федерального округа профессор Вадим Касевич, CПбГУ. — А изменения диктуются новыми потребностями общества.
Одна из потребностей общества — чтобы побольше граждан получили высшее образование. Оно и так уже становится массовым (в Японии мечтают ввести всеобщее высшее, впрочем, на Западе это считают утопией). Только высшее высшему — рознь. Для одного достаточно 3 — 4 лет обучения (это бакалавриат), для другого необходимо доучиться еще один-два года (магистратура). Переход на такую двухуровневую систему высшего образования — одно из основных направлений Болонского процесса. И дело не в том, что одно в/о лучше, а другое хуже.
— Понятие «качество образования» нужно понимать несколько иначе, чем принято у нас, — комментирует Вадим Касевич. — Качество — это соответствие полученного результата ожидаемому: выпускник должен обладать необходимыми знаниями для выбранной профессии. У нас же качество — это бесконечное стремление наращивать знания. В английском языке есть понятие overqualified — «переученный». И это считается плохим. У нас же — хорошим.
То есть к иным профессиям можно подготовиться и за 3 — 4 года — там бакалавры требуются, а не магистры или «переученные бакалавры».
Скептики предупреждают: в Болонском процессе образование мыслится исключительно как товарная единица. Сторонники же процесса даже употребляют характерные аналогии: бакалавриат — массовое производство, магистратура — производство мелкосерийное, а то и штучное. На семинаре представители вузов, было, заявили: «массовое» — значит «слабое». Но это вряд ли корректно: хорошо налаженный механизм выпускает добротные сапоги, куртки и прочее. Не «от кутюр», конечно, но пристойно и носко.
Кстати, о 3 — 4-годичном обучении, которого, как считают противники Болонского процесса, недостаточно для овладения профессией: в декларации говорится «не менее трех лет». То есть в принципе учиться на бакалавра можно хоть десять лет. Только рынок с его постоянно меняющимися технологиями ждать не будет.
Сейчас в Финляндии почти каждый третий студент учится минимум семестр в каком-нибудь иностранном университете. В среднем по Западной Европе «перетекает» из вуза в вуз примерно каждый десятый студент. Россия намерена двигаться в этом же направлении Болонского процесса — «мобильности» студентов и преподавателей. Признание наших дипломов «там» означает и признание «там» специалистов с нашими дипломами, а потому утечки мозгов опасаются не только противники Болонского процесса, но и те, кто обеими руками «за». Выход, как говорят сторонники, один: государство и работодатели должны создавать такие условия, чтобы человек с в/о был заинтересован оставаться и работать на родине. А препятствовать человеку искать лучшей доли неконституционно.
...И все же:
— Почему тройка? — недоумевали относительно слабой оценки России представители вузов. — Мы работаем на студента, на потребителя. Получается, потребитель доволен нашей системой образования, а европейские эксперты — нет?
На это ответил Дмитрий Пузанков, ректор ЛЭТИ (в университете действует специальная «болонская группа», координирующая «болонское» движение вуза):
— Во-первых, еще вопрос — доволен ли потребитель. Во- вторых, оценивалось не российское образование, а динамика перехода к единому европейскому образованию. По крайней мере мы знаем, в каких направлениях отстаем.
— Такая слабая оценка не показатель реального положения дел в нашем образовании, — немного успокоила Наталья Шутова, главный специалист отдела проектов в сфере высшего образования Национального фонда подготовки кадров. — Это показатель слабой системы сбора и анализа информации. Потому в 2005 году и была организована система мониторинга вузов.
По идее, с качественной системой мониторинга следовало бы рассчитывать, что в 2007 году, когда в Лондоне пройдет «контрольная» (очередная проверка динамики Болонского процесса в странах- участницах), Россия «подтянется». Однако некоторые специалисты опасаются: судя по динамике, Россия может не только не «подтянуться», но и «скатиться в хронические двоечники». Нам за это ничего не будет: декларация не конвенция, за невыполнение взятых на себя обязательств мы (Россия) никакой юридической ответственности не понесем. Просто, как предупреждают сторонники Болонского процесса, будет неловко: никто Россию, дескать, в него не втягивал, сами просились.
К тому же и семинар начался со слов: дескать, мы уже не обсуждаем, хотим мы или не хотим присоединяться к Болонской декларации. Мы уже ввязались. Сейчас вопрос: что делать, чтобы процесс шел.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 216 (3763) от 20 ноября 2006 года.
Комментарии