Разные на общем балу

Такое количество чернявых черноглазых детей в петербургской школе обычно видишь в телерепортажах после очередной беды в Южном федеральном округе — когда тамошних детей привозят в наш город «на реабилитацию»». Для поселковой школы № 462 Пушкинского района обилие «чернявеньких» — каждодневная картина, и они не гости, а «местные»». Поэтому именно здесь в течение полугода шел проект «Интеграция детей из семей мигрантов в единое школьное пространство».

Разные на общем балу |

Школа № 462 — в пятнадцати минутах езды от центра Пушки­на, в поселке Александров­ская, где нет-нет да прошагает лошадь с телегой и где, гово­рят, в воде много йода, так что захиревший ленинградец здесь вполне может поправить здоровье.

Поселковая школа — так уж получилось — маленький «Со­ветский Союз»: здесь учатся примерно 40 ребят, для кото­рых русский язык не родной: армяне, грузины, узбеки, цыга­не... Мигранты. Возможно, в любой другой школе они бы затерялись, но в маленькой 462-й они составляют треть (!) всех учеников. К тому же из 127 школьников 70% — мальчики (уже от одного этого принято хвататься за голову).

Когда школа с помощью пе­тербургского «Мемориала» на­чала проект «Интеграция», к нему предлагали присоединить­ся и другим многонациональ­ным школам. Не все согласи­лись. Сказали: у нас нет цыган, нет армян, у нас все одинако­вые. В школе № 462 удиви­лись: надо же, а у нас именно все неодинаковые; и глупо де­лать вид, будто все голубогла­зые и русоволосые; и странно ожидать, что дети не замечают, насколько они разные. Надо просто вовремя объяснить де­тям, что это не ужасно, а очень здорово.

Объяснить легче всего через национальную культуру. Поэто­му, например, на школьном концерте (его устроили как раз в день подведения итогов про­екта) армянские дети исполня­ли армянские танцы, а цыгане — цыганочку. Что не мешало нескольким пацанам (цыгане, русские, армяне) забацать брейк. В брейке, знаете же, не­которые акробатические вы­верты нужно делать вместе — так вот если армянин и русский часами тренировались, чтобы в унисон перекувырнуться в воздухе, взаимопонимания всяко прибавится.

Такие концерты трудно пред­ставить в обычной школе; труд­но представить, что общепри­знанным «королем бала» ста­нет маленький цыганенок Ян, который голосил со сцены так, что стекла чуть не повылетали. А потом размахивал палкой и декламировал: «А, смерть кур­носая!.. Смеешься надо мною?..» (ишь ты поди ж ты, «Сирано де Бержерак», Рос­тан).

Деньги на проект дало швей­царское управление по разви­тию и сотрудничеству; а без де­нег никак, потому что часть проекта — экскурсионные по­ездки, в том числе дальние, по Золотому кольцу России. Так сказать, знакомство с новой родиной. Причем ездили имен­но смешанной многонациональной группой — таково условие. Примечательно, что, когда ребят возили в петер­бургский музей Холокоста, оказалось, что эта «русско-миг- рантская» школа — едва ли не единственная (ну, помимо ев­рейских школ), которая сочла нужным посмотреть эту экспо­зицию.

...Проект «Интеграция», из­вините за уточнение, на пока­зушный не похож. По очень простой причине. Поселок — маленький, все друг друга зна­ют. И ясно: если сейчас не сде­лаешь что-то для этих детей, то лет через пять не жалуйся, что они не вполне культурные, не вполне образованные и тэ дэ. Россия границ не закрыла, лю­ди сюда едут, причем едут не только подзаработать и вер­нуться на родину — нет, здесь оседают семьями. И нынешние чужие друг другу дети могут стать чужими друг другу взрос­лыми.

На подведении итогов проек­та как бы между прочим рас­сказали такую историю: в ка­кой-то поликлинике врач отка­залась делать прививку «не местному» ребенку; врач вы­числила, что мама ребенка притащила липовые докумен­ты, а прописки-то у ребенка на самом деле нет, стало быть, на обслуживание в поликлинике он права не имеет; врач очень гордилась своим детективным талантом и стойкостью, пока другая мама (уже русская) ее не огорошила: вот вы ребенка не привили, но он же тут живет — вы хотите, чтобы он сам за­болел и других детей заразил?

Так и с культурой, и с обра­зованием. Прививку не сдела­ешь — потом мучайся.

На самом деле для того, что­бы ты, русый-светлоглазый, вдруг увидел, что все твои про­блемы — ерунда, стоит прий­ти на родительское собрание в такую «мигрантскую» школу. И послушать, как учитель в оче­редной раз уговаривает родителей-армян отпустить ребен­ка в город на экскурсию («С ни­ми взрослый мужчина поедет, не бойтесь, все обойдется!»). И как родители отнекиваются: как это, отпустить ребенка с яв­но неславянским личиком — да еще в город, в Петербург!!! Эти уговоры покажутся дикими, но здесь они типичные. Вот тогда вы поймете, какое это счастье — просто идти по улице и не прятать лицо.

...Проект завершился, день­ги кончились. И учителя уже раздумывают, как жить даль­ше. Оказалось, ничего — жить можно. Во-первых, остались четверо волонтеров — моло­дые немцы, они возятся с цы­ганскими детьми. Во-вторых, есть договоренность с театром «Зазеркалье», что он будет приглашать ребят к себе на встречи. В-третьих, можно уст­раивать концертные поездки друг к другу, можно в футбол вместе играть. Правда, со школьными автобусами напря­женка — так что особенно по гостям не разъездишься. И, по идее, если уж «интегрировать­ся», то надо и с обычными шко­лами знакомиться.

...На тот итоговый вечер, та­кой важный, ни один местный депутат не пришел. Либо у де­путатов дел по горло, либо они тоже считают, что в Александ­ровской нет ни цыган, ни ар­мян, ни грузин — все одинако­вые.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 224 (3525) от 30 ноября 2005 года.

#мигранты #школы #обучение

Материалы рубрики

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Теряем способности
15 Августа 2017

Теряем способности

После выдающегося выступления российских школьников на Международной олимпиаде по физике директор знаменитого Городского математического центра для одаренных школьников, называет это провалом...

Лучшие из лучших
12 Мая 2017

Лучшие из лучших

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (8-9 классы) школьников Санкт-Петербурга авторов лучших эссе. ...

«Гарантированное будущее больше не гарантировано»
10 Мая 2017

«Гарантированное будущее больше не гарантировано»

Несколько лет назад «на пике» оказались профессии, о которых раньше слыхом не слыхивали – и уж понятно, что в списке профессий они не значились.

Тонкости поступления в вуз
18 Апреля 2017

Тонкости поступления в вуз

Весна — жаркая пора для абитуриентов и их родителей. О тонкостях поступления в вузы рассказал директор Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции Дан...