Разные на общем балу
Такое количество чернявых черноглазых детей в петербургской школе обычно видишь в телерепортажах после очередной беды в Южном федеральном округе — когда тамошних детей привозят в наш город «на реабилитацию»». Для поселковой школы № 462 Пушкинского района обилие «чернявеньких» — каждодневная картина, и они не гости, а «местные»». Поэтому именно здесь в течение полугода шел проект «Интеграция детей из семей мигрантов в единое школьное пространство».

Школа № 462 — в пятнадцати минутах езды от центра Пушкина, в поселке Александровская, где нет-нет да прошагает лошадь с телегой и где, говорят, в воде много йода, так что захиревший ленинградец здесь вполне может поправить здоровье.
Поселковая школа — так уж получилось — маленький «Советский Союз»: здесь учатся примерно 40 ребят, для которых русский язык не родной: армяне, грузины, узбеки, цыгане... Мигранты. Возможно, в любой другой школе они бы затерялись, но в маленькой 462-й они составляют треть (!) всех учеников. К тому же из 127 школьников 70% — мальчики (уже от одного этого принято хвататься за голову).
Когда школа с помощью петербургского «Мемориала» начала проект «Интеграция», к нему предлагали присоединиться и другим многонациональным школам. Не все согласились. Сказали: у нас нет цыган, нет армян, у нас все одинаковые. В школе № 462 удивились: надо же, а у нас именно все неодинаковые; и глупо делать вид, будто все голубоглазые и русоволосые; и странно ожидать, что дети не замечают, насколько они разные. Надо просто вовремя объяснить детям, что это не ужасно, а очень здорово.
Объяснить легче всего через национальную культуру. Поэтому, например, на школьном концерте (его устроили как раз в день подведения итогов проекта) армянские дети исполняли армянские танцы, а цыгане — цыганочку. Что не мешало нескольким пацанам (цыгане, русские, армяне) забацать брейк. В брейке, знаете же, некоторые акробатические выверты нужно делать вместе — так вот если армянин и русский часами тренировались, чтобы в унисон перекувырнуться в воздухе, взаимопонимания всяко прибавится.
Такие концерты трудно представить в обычной школе; трудно представить, что общепризнанным «королем бала» станет маленький цыганенок Ян, который голосил со сцены так, что стекла чуть не повылетали. А потом размахивал палкой и декламировал: «А, смерть курносая!.. Смеешься надо мною?..» (ишь ты поди ж ты, «Сирано де Бержерак», Ростан).
Деньги на проект дало швейцарское управление по развитию и сотрудничеству; а без денег никак, потому что часть проекта — экскурсионные поездки, в том числе дальние, по Золотому кольцу России. Так сказать, знакомство с новой родиной. Причем ездили именно смешанной многонациональной группой — таково условие. Примечательно, что, когда ребят возили в петербургский музей Холокоста, оказалось, что эта «русско-миг- рантская» школа — едва ли не единственная (ну, помимо еврейских школ), которая сочла нужным посмотреть эту экспозицию.
...Проект «Интеграция», извините за уточнение, на показушный не похож. По очень простой причине. Поселок — маленький, все друг друга знают. И ясно: если сейчас не сделаешь что-то для этих детей, то лет через пять не жалуйся, что они не вполне культурные, не вполне образованные и тэ дэ. Россия границ не закрыла, люди сюда едут, причем едут не только подзаработать и вернуться на родину — нет, здесь оседают семьями. И нынешние чужие друг другу дети могут стать чужими друг другу взрослыми.
На подведении итогов проекта как бы между прочим рассказали такую историю: в какой-то поликлинике врач отказалась делать прививку «не местному» ребенку; врач вычислила, что мама ребенка притащила липовые документы, а прописки-то у ребенка на самом деле нет, стало быть, на обслуживание в поликлинике он права не имеет; врач очень гордилась своим детективным талантом и стойкостью, пока другая мама (уже русская) ее не огорошила: вот вы ребенка не привили, но он же тут живет — вы хотите, чтобы он сам заболел и других детей заразил?
Так и с культурой, и с образованием. Прививку не сделаешь — потом мучайся.
На самом деле для того, чтобы ты, русый-светлоглазый, вдруг увидел, что все твои проблемы — ерунда, стоит прийти на родительское собрание в такую «мигрантскую» школу. И послушать, как учитель в очередной раз уговаривает родителей-армян отпустить ребенка в город на экскурсию («С ними взрослый мужчина поедет, не бойтесь, все обойдется!»). И как родители отнекиваются: как это, отпустить ребенка с явно неславянским личиком — да еще в город, в Петербург!!! Эти уговоры покажутся дикими, но здесь они типичные. Вот тогда вы поймете, какое это счастье — просто идти по улице и не прятать лицо.
...Проект завершился, деньги кончились. И учителя уже раздумывают, как жить дальше. Оказалось, ничего — жить можно. Во-первых, остались четверо волонтеров — молодые немцы, они возятся с цыганскими детьми. Во-вторых, есть договоренность с театром «Зазеркалье», что он будет приглашать ребят к себе на встречи. В-третьих, можно устраивать концертные поездки друг к другу, можно в футбол вместе играть. Правда, со школьными автобусами напряженка — так что особенно по гостям не разъездишься. И, по идее, если уж «интегрироваться», то надо и с обычными школами знакомиться.
...На тот итоговый вечер, такой важный, ни один местный депутат не пришел. Либо у депутатов дел по горло, либо они тоже считают, что в Александровской нет ни цыган, ни армян, ни грузин — все одинаковые.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 224 (3525) от 30 ноября 2005 года.
Материалы рубрики
Самое читаемое



Возвращение. Не к системе, а к системности
Неужели после долгой эпохи реформирования самое лучшее, что можно сделать, это вернуться к тому, что было?

Выпускники Ленобласти
Каждый седьмой выпускник Ленобласти награжден медалью за особые успехи в обучении.

Четверо петербуржцев сдали два ЕГЭ на сто баллов
Выпускники 2017 года уже получают результаты сданных экзаменов.

Из-за любви к игре
При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дом молодежи Санкт-Петербурга вновь собрал самых веселых и находчивый студентов нашего города.

Права взбесившихся роботов
Не исключено, что именно это будет в ближайшее время обсуждать мировое юридическое сообщество

Знай и люби свой город
При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 12 мая в Аничковом дворце наградили победителей 8-9 классов VI региональной олимпиады по краеведению.

Лучшие из лучших
Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (8-9 классы) школьников Санкт-Петербурга авторов лучших эссе. ...

«Гарантированное будущее больше не гарантировано»
Несколько лет назад «на пике» оказались профессии, о которых раньше слыхом не слыхивали – и уж понятно, что в списке профессий они не значились.

СМИ XXI века
Пятый международный молодежный форум СМИ Северо-Запада «Медиа-Старт» прошел при информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» .

Тонкости поступления в вуз
Весна — жаркая пора для абитуриентов и их родителей. О тонкостях поступления в вузы рассказал директор Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции Дан...

Онлайн-курсы: играй или проиграешь
Студент может учиться одновременно в нескольких университетах. Курс — в МГУ, курс — в СПбГУ, курс — в УрФУ... Когда такое было?

ЕГЭ по истории может стать обязательным
Позволит ли обязательность не просто знать историю, а уважительно к ней относиться?
Комментарии