Рабы не мы

«Когда предлагают поговорить о профессиях будущего, я готова убить, - сообщает аудитории «ОхтаЛаб» Алена Владимирская, известный хантер, т. е. человек, ищущий штучных специалистов для ведущих компаний, основатель проекта «Антирабство». - Никто не знает, как эти профессии будут называться. Можно предугадать только отрасли и набор компетенций». Кстати, в «Атласе новых профессий» Агентства стратегических инициатив чего нет, так это «новых профессий». Потому что вы не найдете в официальном классификаторе ни «медицинского маркетолога», ни «экорециклера в металлургии», ни, прости господи, «модератора платформы общения с госорганами». Это названия условные - в отличие от вполне настоящих названий профессий, которые, по оценкам экспертов, уже дышат на ладан.

Рабы не мы | РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

Вымирающие виды

Агентство стратегических инициатив перечисляет среди устаревающих профессий, к примеру, бухгалтера, статистика, юрисконсульта, журналиста, швею и даже святое - инспектора ДПС. Всего 57 «вымирающих видов». Алена Владимирская дает их общую примету. Если работу можно разложить на повторяющиеся действия и прописать как алгоритмы - в ближайшие 5 - 7 лет этой профессии не станет. Или как минимум в ней будут масштабные сокращения. Пример - кассир: сканирует штрихкод на товаре, берет деньги/карту, пробивает чек. Все это может делать машина.

Компьютер быстрее бухгалтера рассчитает вашу зарплату и налоги, он быстрее юриста найдет нужный закон. Правда, мы, слава богу, не Швейцария какая, поэтому считаем, что еще лет сто на наших веселых дорогах не вырулит ни один беспилотный автомобиль (водитель - тоже одна из устаревающих профессий), а разобраться в нашей бухгалтерии невозможно без человеческой смекалки. Однако Владимирская не утешает: «Все меняется быстрее, чем нам кажется». Кто бы пять лет назад сказал, что покупатель сам будет сканировать товар в супермаркете и что крупный банк начнет десятками закрывать свои офисы?

- Самое сложное сейчас - профориентировать студентов и подростков, - говорит Владимирская. - Детям мы хотим самого хорошего, но часто делаем плохое. Я это называю «проклятие родителей». Когда мы толкаем наших детей в маркетинг, в экономисты, юристы, мы гоним их в безработицу.

Навскидку Владимирская перечисляет основные отрасли, куда «не идти».

Банки. Мировая финансовая система в кризисе, и конкуренцию классическому банковскому делу составляет финтех, принципиально новые финансовые технологии, от мобильных приложений до новых способов кредитования.

Маркетинг. Это уже не «поставим-ка товар на третью полку, а стены выкрасим в желтый». Современный маркетинг - это big data, большие данные, которыми надо уметь оперировать. Классический пример. Вы в загранпоездке, ваш смартфон сообщает: «Справа от вас магазин, в котором ваши любимые рубашки продаются с 20%-ной скидкой». Да, вы когда-то покупали такие рубашки, информация сохранилась в big data, по смартфону определилось ваше местоположение - и вас зазывают в фирменный магазин на распродажу. Выстроить такую конструкцию, чтобы направить человека к товару, - это и есть современный маркетинг.

Дальше. Муниципальная служба и вообще госслужба. Это заявление, по правде говоря, большой сюрприз. Потому что ежегодно Российская академия народного хозяйства при президенте входит в число самых штурмуемых абитуриентами вузов. Да и во всем мире работа в госорганах престижна.

- В России эта сфера в зоне турбулентности, - предупреждает Владимирская. - Так часто меняются правила игры, что человеку, не обросшему связями, трудно удержаться больше 5 лет. К тому же бизнес не любит брать после работы в госорганах.

Телекоммуникации. Не потому, что эта сфера сворачивается, - она просто не растет. «Отрасль подошла к своему пределу, она не понимает, как снова много зарабатывать, не открывает новые направления». В результате у людей карьера встает как вкопанная.

По такой же причине Владимирская не советует идти в «сырьевые» сферы. Да, в «Газпроме» и сейчас оч-ч-чень хорошо, но уже не так хорошо, как раньше. «Не идите в отрасли, которые не растут».

Справочник для поступающих в вузы

- Не завидую тем, кто сейчас учится в средних и старших классах школы, - говорит она.

Им будет гораздо сложнее стартовать в профессии. Помните? Мы всегда могли устроиться стажером на побегушках: получаешь копейки, поручают всякую фигню, но это был очень простой вход в профессию. Автоматизация сожрет этот низовой уровень: если можно поставить программу - зачем возиться с новичком?

Поэтому чрезвычайно, по мнению Владимирской, возрастет роль вузов как стартовой карьерной площадки. Угадать с вузом важно как никогда. Как не промахнуться? Если не считать МГУ и СПбГУ (у которых особый статус), самая понятная ориентировка - университеты, которые участвуют в важных государственных проектах. Например, в программе «5-100», по которой вузы получают отдельные средства на развитие - с прицелом на то, чтобы войти в рейтинги мировых университетов. Список таких вузов есть в Интернете; из петербургских университетов там - Политех, Университет ИТМО, ЛЭТИ.

Выбирая университет, узнавайте, преподают ли там специалисты-практики, потому что они присматривают кадры. Должны быть международные программы - это возможность бесплатно поучиться семестр-другой в зарубежных вузах-партнерах. Желательно, чтобы была связь с акселератором стартапов: там студенты осваиваются в индустрии и знакомятся с работодателями.

Еще один важный совет. Как можно быстрее, прямо «во все лопатки» надо наращивать знания в выбранной профессии. И становиться экспертом. Потому что, когда говорят о «вымирании» профессий юриста, бухгалтера, переводчика и т. д., имеют в виду рядовых специалистов. Эксперты высокого уровня выживут, тем более что вымирающие специальности не столько исчезают, сколько чрезвычайно изменяются. Например, юриспруденция будет осваивать непаханое поле Интернета вещей: дрон вез вам пиццу, по ошибке врезался в окно соседа - кто платить будет?

Вообще есть два типа карьеры. Экспертная и лидерская (управленческая). В лидерской денег больше, но она не защищена: на каждой ступени теснят конкуренты, на определенном этапе возраст становится препятствием. В карьере эксперта ваша ценность будет только возрастать, и возраст не помеха.

Ориентировка по атласу

В «Атласе новых профессий» (http://atlas100.ru/catalog/), повторим, профессии будущего перечислены под условными названиями. Однако приведены вполне конкретные вузы, где той или иной несуществующей еще профессии можно научиться. Имеется в виду — можно набраться навыков, которые понадобятся.

В атласе указаны и отрасли, куда в ближайшее время человечество точно будет вкладываться. Догадаться нетрудно: безопасность (особенно информационная), медицина (но уже другого уровня; сейчас, например, Политех готовит образовательную программу, совмещающую врачебное дело и знание высоких технологий), строительство (с большим уклоном в «умные» технологии), сельское хозяйство (но под кадрами понимаются не люди в резиновых сапогах, перебирающие картошку, а технологи, химики, логисты), фармацевтика («Сейчас лучший работодатель России не газ и не нефть, а фарма, - констатирует Владимирская. - Хороший отпуск, соцпакет, высокая зарплата»). И т. д.

Если включить голову - нетрудно понять, какие навыки понадобятся в «компании мечты». Заходишь на сайт, например, крупной российской фармкомпании - и смотришь требования к соискателям. Надо уметь работать с антимонопольным законодательством. Не умеешь? Учишься. Надо владеть языком программирования Haskell. Не владеешь? Учишься. Хоть на онлайн-курсах, их полно, в том числе бесплатных. Хлопотно? Да. Но мы же исходим из того, что мы не болваны и не рабы.

Формально с 55 - 60 лет начинается «возраст дожития». В реальности все чаще 60-летний - это полный сил человек среднего возраста. С нынешними стремительными изменениями на рынке говорить об одной карьере за всю жизнь уже не приходится - говорят как минимум о трех. Первая - после школы/института, когда только нащупываешь профессию. Вторая - лет с 35, когда можешь передумать, переучиться и выбрать совсем другую специальность. Третья начинается с 50 - 60 лет, когда дети выросли, ипотека выплачена и человек может себе позволить заняться тем, что по душе; иногда это называют «карьера-хобби». Одна дама-бухгалтер потеряла нелюбимую работу и стала кулинарным видеоблогером - выкладывает видео о том, как приготовить то и се, если денег в обрез. На одной рекламе зарабатывает около 200 тысяч рублей в месяц. Относится к этому как к работе.

Ясно одно: выбирать нелюбимую профессию становится уже совершенно непозволительной роскошью.

#образование #профессия #выбор

Комментарии