Права взбесившихся роботов
Это выглядит красиво: голубое небо, яркое солнце и 80 флагов разных государств мира, взявших Дворцовую площадь в полукольцо. Перед ним - две огромные, в два с лишним метра, буквы LF, у которых бесконечно фотографируются туристы. Аббревиатура расшифровывается просто - Legal Forum. VII Петербургский международный юридический форум на три дня привычно занял Восточное крыло Главного штаба. Со всего света съехались на невские берега более 3000 человек, имеющие отношение к юридической науке и практике.
ФОТО Михаила КИСТЕРЕВА
Ничто не говорит о той прохладце, которая есть сейчас в отношениях России с Западом. Юристы явно выше всех этих интриг. Не случайно темой состоявшегося вчера пленарного заседания стало «Право в глобальном контексте». По традиции, главное слово произнес председатель правительства России Дмитрий Медведев.
Мир вокруг нас меняется стремительно. Его буквально «переворачивают» новые технологии, касающиеся едва ли не всех сфер жизни. Между тем общественное устройство нуждается в стабильности. Нужны понятные и прозрачные правила для существования и развития экономики. Нужны гарантии прав и свобод граждан. Все это обязаны обеспечить законы и правовые институты, которые, с одной стороны, должны быть гарантом фундаментальных ценностей, с другой - отвечать всем вызовам времени.
Во взаимоотношениях международного уровня - то же самое. Что бы ни происходило в мире, право должно оставаться главным способом решения конфликтов любого уровня. С кем и против кого дружить, как регулировать цену на нефть, как бороться с террористической угрозой - эти проблемы худо-бедно мы научились решать. И вдруг как черт из табакерки выскакивает так называемая технология блокчейн - система работы с распределенными данными. И мир застыл в растерянности - все известные способы правового регулирования отказывают.
В самом деле, если гигантские массивы данных, на основе которых принимаются судьбоносные (сегодня - для отдельных компаний, завтра - для всего мира) решения, располагаются «в облаке» (т. е., по сути, нигде!), кто за них будет отвечать? Как регулировать спорные моменты? Под чью юрисдикцию подпадают конфликты? Где гарантия от злоупотреблений?
Первым с этой проблемой столкнулся транснациональный бизнес, работающий на международных банковских транзакциях.
Завтра неизбежно столкнется каждый из нас. Электронная коммерция, заказ товаров и услуг в Интернете - все это улучшает качество жизни, позволяет экономить время, усилия и деньги. Но как спросить с недобросовестного продавца, если он находится неизвестно где?
Юридическое сообщество однозначных ответов на эти вопросы не дает. Часть юристов вопреки очевидному «мертво» стоят на «старорежимных» позициях. Молодое поколение, напротив, говорит о необходимости глобальной революции права. В любом случае ясно одно: надо договариваться. Должно работать так называемое мягкое право, предполагающее сближение национальных правовых систем, поиск возможных компромиссов. И ключевым вопросом при этом становится вопрос доверия.
Премьер РФ предлагает три приоритетных направления, которые позволят нам вести цивилизованный диалог.
Первое. Поддержание стабильности гражданско-правовых отношений, прежде всего права собственности как фундаментальной основы сохранения общества.
Второе. Систематизация правового поля. Наши правовые нормы сплошь и рядом запутаны, противоречивы, допускают многозначные толкования. Это путь к злоупотреблению правом, а в конечном итоге - отсутствию правового регулирования.
Третье. Увеличение степени доверия к судебной системе. С этим никто не спорит, хотя все понимают, что здесь никак не исключить субъективный фактор. Судьи тоже люди...
Впрочем, ряд юристов всерьез обсуждают вопрос, чтобы передать их функции машинам. Искусственный интеллект стремительно вторгается в жизнь. Его возможности становятся сопоставимы с возможностями человеческого мозга. И создатели «умных» машин уже закладывают в них не только информацию и быстродействие, но и свои целевые нравственные установки.
В скором времени нам придется думать... о правах машин. Такой неожиданной мыслью поделился с участниками форума профессор права и общества юридического факультета Университета Гриффита (Австралия) Флад Джон. В самом деле, если автомобиль без водителя (а это дело уже ближайшего будущего) попадает в ДТП, кого и по каким правилам привлекать к ответственности? Если «умный» робот выйдет из-под контроля, кто и как должен его укрощать?
Впрочем, есть немало людей, которым все эти проблемы кажутся «далеким космосом». С утра перед пленарным заседанием прошла презентация совместного проекта Совета Европы и Минюста России «Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищищенным категориям граждан РФ». Пилотный проект реализовался в трех областях России - Волгоградской, Тамбовской и Ульяновской.
Так вот, представитель последней начальник государственно-правового управления администрации губернатора Ульяновской области Алексей Преображенский признал, что право на такую помощь имеют 95% населения этого субъекта Федерации. Напомним, что под данную группу лиц подпадают инвалиды 1-й и 2-й групп, усыновители и малоимущие (имеющие меньше двух прожиточных минимумов дохода на члена семьи). Угадайте с трех раз, какая из этих категорий преобладает. А вы говорите - права взбесившихся роботов...
Комментарии