Помощницы капитана

Пассажиры паромов «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия» и не заметили, что какую-то часть пути их вели вот эти барышни – им тогда лет по 18 – 19 было. В Государственном университете морского и речного транспорта им. адмирала С. О. Макарова девушки-курсанты не такая уж редкость, но наши героини – Анастасия ПЕРЕГУДОВА и Евгения КОРНЕВА – курсанты факультета навигации и связи, то есть судоводители. А значит, потенциальные капитаны. Такое на нашем флоте до сих пор экзотика.

Помощницы капитана | Евгения Корнева (слева) и Анастасия Перегудова — из тех, для кого обычная для выпускников фигуральная фраза — «отправиться в большое плавание» — вполне буквальна. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Евгения Корнева (слева) и Анастасия Перегудова — из тех, для кого обычная для выпускников фигуральная фраза — «отправиться в большое плавание» — вполне буквальна. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Каким ветром девушек заносит на флот?

Анастасия Перегудова: – Я из Астрахани: морской город. Училась в спортивной школе, занималась художественной гимнастикой, но в 10 лет пошла с папой в рейс... Папа капитан рыболовного судна, но в тот рейс они шли с учеными, искали нефть в Каспии – и атмосфера, люди, море впечатлили меня так, что к концу рейса на землю совсем не хотелось. В 10-м классе начали с мамой искать подходящие учебные заведения, чтобы определиться с ЕГЭ. Из всего класса я единственная сдавала физику. Спорт бросила – все время пришлось уделять учебе. Я ведь собралась на судоводителя.

Евгения Корнева: – Я из Боровичей, которые трудно назвать морским городом. Училась в обычной школе, о море и не думала. Участвовала в соревнованиях от МЧС (мы со снаряжением штурмовали возвышенности, спасали «утопающих») – и решила: хочу в Университет МЧС на спасателя. Мы на выпускном писали на воздушных шариках желания, я написала «поступить в МЧС». Видимо, шарик лопнул: завалила один экзамен. Мечта разбилась на мелкие осколки. Один из знакомых ребят сказал: «А не хочешь в Макаровку?». «А что это такое?». «Это морской вуз, можешь быть морским логистом, юристом». Но эти специальности сами собой исключились, когда я увидела под номером один специальность «Судовождение». После собеседования с начальником факультета, после рассказов о практиках, перспективах, разносторонности профессии выбор пал на эту специальность. О чем я ни капельки не жалею: моя профессия – это совокупность многих других, в том числе и спасателя.

– Много девушек учатся на судоводителей?

А. П.: – Изначально поступили 11, после первого курса остались три. Это сложно: дисциплина, обязанности, каждый день нужно доказывать, что ты можешь. Некоторые ушли после практики – увидев настоящую работу в море.

Е. К.: – В университете все способствует учебе: живешь на территории университетского городка на полном обеспечении государства, так что, наверное, главное препятствие – если поступил «неосознанно» или же впоследствии понял, что эта деятельность тебе не по нраву.

– Первая практика – какая она?

А. П.: – Первая практика именно на судне – после 2-го курса. На паруснике «Мир». Но нам с Женей не повезло: не хватило кубриков для девочек, надо было ждать. Зато нас устроили на паромы «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия».

Е. К.: – Паром казался необъятным. Множество людей, все в белых рубашках, в погонах, много туристов. Третий помощник провел по судну, все показал. «Ну а теперь мы поднимемся на самое важное место – на мостик». Для меня самым страшным было знакомство с капитаном и старпомом. Я своим тоненьким голоском: «Разрешите подняться на мостик...». Впоследствии меня прозвали Дюймовочка.

А. П.: – Команда в основном из Литвы, очень приветливые люди. И вот тебя ставят первый раз на руль... Конечно, все под контролем капитана, но ведь это благодаря твоим перекладкам руля эта махина движется. Особенно остро это ощущаешь в Стокгольмских шхерах – расстояние от берега маленькое, дома и шхеры совсем рядом. Это не страшно – это, скорее, восторг вызывает.

– А как насчет «женщина на судне»...

А. П.: – Предубеждение? Было такое на практике после 1-го курса. Мы ее проходим «на веслах» на острове Западный Березовый, но мне удалось устроиться на практику дома, на Каспии. Там люди старой закалки. К тому же мы ходили в Азербайджан, в Иран – там тоже смотрели косо. Но на второй практике, на пароме, – поняла: как себя зарекомендуешь, так и будут относиться. Когда работаешь наравне с парнями, но сохраняешь эту девичью оживленность, обаяние – конечно, мужскому коллективу приятно.

Е. К.: – Капитану было непросто решить, как вести себя с кадетом-девушкой: нагружать работой, как парней, или делать поблажки? Но все сложилось так, как надо: я работала и на палубе с рядовым составом – то есть узнавала устройство судна на практике, и со штурманами – то есть несла навигационную вахту. И я по сей день делаю все возможное, чтобы быть лучше в своей профессии и доказать, что не случайно оказалось в морской сфере. Зимой 2014 года наше судно было приглашено в Сочи на Олимпиаду в качестве гостиницы, и благодаря успешно пройденной практике я была приглашена снова, но в этот раз бороздить не только Финский залив, а Бискайский залив, Гибралтар – это был настоящий выход в море.

– Что самое сложное в море?

А. П.: – Долго находишься в рейсе. Нет выходных, все по вахтам, обязанности изо дня в день одни, распорядок один, не всегда можно позвонить родным. Усталость, скорее, психологическая.

Е. К.: – На пассажирском флоте, казалось бы, график не особенно тяжелый, но работают месяц через месяц – это показатель того, что и за такое время можно очень устать. Все-таки люди – бесценный груз, много забирают энергии – у каждого свои предпочтения, просьбы.

А. П.: – Вот казалось бы: судно – замкнутое пространство, а возможностей для саморазвития бесконечное количество. Шахматы, теннис, книги, фильмы.

Е. К.: – И много умных интересных собеседников.

– Ключевые качества для судоводителя?

Е. К.: – Все время быть начеку. Стрессоустойчивость, очень хорошая подготовка, хладнокровная оценка ситуации. И надо вне учебы узнавать больше о своей специальности: все развивается очень быстро, много новой компьютерной техники. И не бояться принимать решения.

А. П.: – Мне тоже нравится эта профессия еще и потому, что она требует саморазвития. Постоянные проверки, постоянно нужно повторять то, что вроде бы усвоил до автоматизма, все время выходят новые поправки к конвенциям.

– Когда становятся капитанами?

А. П.: – Как сказал мой однокурсник, «мы бы уже могли идти старпомами». На самом деле нас учат обязанностям всех помощников капитана – провести грузовые операции, связаться с берегом, доложить обстановку, принять лоцмана на борт, знать маневренные характеристики судна...

Е. К.: – Есть еще так называемая политика компании: можешь 10 лет быть третьим помощником, а какому-нибудь активному умному молодому специалисту сделают промоушен, и он уже в 30 лет станет капитаном. Тогда третьему помощнику надо задуматься – в чем причина такого застоя в его карьере. Не скрою, удача важна – оказаться в нужный момент в нужном месте.

– Впереди у вас вузовский выпускной...

А. П.: – Да, с трепетом ждем. Уже своими дорогами пойдем.

Е. К.: – В открытое море.


#выпускники #паром

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112С (5729С) от 25.06.2016.


Комментарии