Рецепт эффективного резюме
Как театр начинается с вешалки, так и поиск работы - с составления резюме. И хотя работодатель при его чтении делит написанное «на шестнадцать», таковы правила игры: задача соискателя красиво «продать» свою кандидатуру. На что же прежде всего обращают внимание в резюме?
ФОТО Максима МУРАТОВА и Игоря ХАКИМОВА/ИНТЕРПРЕСС
На что смотрит рекрутер
По своей сути, это краткая автобиографическая справка, содержащая сведения о квалификации, навыках, опыте работы, образовании и другие относящиеся к кандидату данные, обычно требуемые работодателем. Рекрутер всегда обращает внимание на соответствие уровня образования и профессиональной подготовки требованиям вакансии. На наличие опыта в аналогичной должности и продолжительность работы на одном месте. На последовательность и обоснованность смены места работы. На отсутствие «белых пятен» в биографии и причины увольнения. И, конечно, на общую грамотность: резюме обязано быть грамотно написано и отформатировано. Кроме того, оно должно «цеплять» и выглядеть привлекательно.
Есть много деталей, которые могут показаться соискателю несущественными, однако на деле являются весьма значимыми и влияют на решение рекрутера. И от них зависит, пригласят вас на собеседование или нет.
Внимание деталям
Считается, что идеальное резюме должно умещаться на одной, максимум двух страницах. Давайте рассмотрим составление резюме отдельно по каждому из разделов.
Конечно, резюме с фотографией выглядит привлекательнее. Поскольку это деловой документ, фото должно быть в соответствующем стиле и качественным, без лишних деталей. Желательно не использовать фото в полный рост и фотографии на паспорт.
Бывают и случаи, когда работодатель принципиально не встречается с кандидатами, у которых в резюме селфи.
А вот давать ли ссылку на свою социальную сеть - решать вам. Но большинство рекрутеров все равно будут собирать о вас информацию из соцсетей, поэтому удалите оттуда все сомнительные фото. Или же измените настройки приватности.
Следующий раздел резюме: «Должность». Претендуя на определенное место, озаглавить резюме нужно точно так же, как написано в вакансии. Не стоит указывать сразу несколько интересующих кадровых позиций - лучше сделать на каждую отдельное резюме. И в зависимости от вакансии выбирать, каким именно откликаться.
Чтобы повысить шансы на приглашение, уровень дохода лучше не указывать.
В разделе «Образование» нужно написать год начала обучения и окончания вуза. Причем название учебного заведения, факультет, специализация и квалификация пишутся на разных строках. Кроме того, желательно указать тренинги и семинары по вашей специальности, которые вы посещали. А вот непрофильные называть не стоит.
Самый главный «пунктик»
Опыт работы - наиболее важный раздел в резюме. Поэтому к его заполнению надо отнестись максимально ответственно.
Необходимо учесть, что работодатель особое внимание обращает на последнее место работы - его стоит описать подробнее. А вот информацию о предыдущих местах нужно, чтобы не перегружать резюме, сократить до минимума. Резюме должно быть «стройным» - опыт, не относящийся к вакансии, лучше убрать.
Раздел призван показывать ваш карьерный рост или развитие по конкретной специальности - не нужно, чтобы у рекрутера создавалось впечатление, что вы распыляетесь или ищете себя. Если у вас есть опыт работы менее трех месяцев - такое место лучше из резюме убрать. Если понадобится, рассказать о фактическом положении дел можно уже на встрече, когда это не будет столь критично. Имейте в виду, что вас могут попросить представить трудовую книжку или ее копию, поэтому особенно приукрашивать свой опыт тоже не стоит.
В описании опыта используйте глаголы совершенного вида, указывающие на завершенность действия. Но не стоит цитировать должностную инструкцию и использовать профессиональную лексику и жаргон: достаточно 7 - 10 пунктов, описывающих функционал.
После описания опыта на последних местах работы укажите несколько достижений: это делает резюме активным (так как используются глаголы действия) и отражает реальные результаты вашей деятельности в искомой сфере. Учитывайте, что достижения - это выходящие за рамки действия (либо измеримые результаты), а не просто успешно реализованные служебные функции.
Обязательно расставляйте обязанности и навыки в порядке их важности для потенциального работодателя: на первые места следует поставить пункты, которые будут востребованы данной компанией. Этот подход позволит сделать резюме максимально соответствующим ожиданиям потенциальных работодателей. Когда будете откликаться на вакансию, из ее описания копируйте обязанности, которые вам знакомы, а также те, которые можете выполнять, - это увеличит шансы на получение приглашения.
Опыт фриланса или же своего бизнеса, указанный в резюме, для работодателей в большинстве случаев выглядит малопривлекательно. Поэтому, если есть возможность описать его как наемный, сделайте это. Также не красит резюме и краткий предыдущий опыт, особенно для должностей высокого уровня. К сожалению, оба эти момента компенсировать без искажения фактов невозможно.
Точно и грамотно
В разделе «Дополнительная информация» можно отразить наличие навыков работы на ПК (укажите наименования программ, в которых вы работаете), готовность к командировкам, уровень владения иностранным языком.
Личные качества опишите своими словами - попробуйте таким образом «продать» свою индивидуальность в рамках вакансии. Не пишите о стрессоустойчивости и коммуникабельности - об этом пишут все кандидаты и положительной реакции у рекрутера это точно не вызовет.
В разделе «Ключевые навыки» нужно указать приобретенные навыки и знания, отражающие ваши квалификацию, уровень компетенций и владения специальностью. В целом - ваш потенциал. Это поможет наиболее ярко представить вас работодателю. При описании ключевых навыков воспользуйтесь зеркальным методом: посмотрите объявление о вакансии и примените в своем резюме те же основные слова, что и работодатель.
В разделе «Рекомендации» не пишите в открытом доступе контакты тех людей, которые готовы дать вам рекомендации (их имена, фамилии и телефоны). Это дурной тон. Достаточно фразы «Наличие рекомендаций».
И, конечно, обращайте внимание на оформление резюме: отсутствие пробелов, тире, точек с запятой в конце строки списка, точек в конце предложения - эти, казалось бы, мелочи могут смазать впечатление работодателя.
Чтобы привлечь к себе максимальное внимание, необходимо написать сопроводительное письмо, в котором коротко рассказать, почему вы заинтересованы в работе в данной компании, а также указать, чем вы можете быть ей полезны. Отметив лишь тот опыт, который поможет компании решить стоящие перед ней задачи.
Не стоит использовать одно полностью шаблонное письмо - это сразу бросается в глаза и не принесет желаемого эффекта. Сопроводительное письмо, как и резюме, должно быть адаптировано под запросы каждого работодателя, под требования конкретной вакансии.
Дорогу осилит идущий
Во время кризиса, когда количество вакансий уменьшилось, а соискательская активность значительно возросла, просто ожидать приглашений, разместив резюме в Интернете, нерезультативно. Под лежачий камень вода не течет. Нужно использовать все возможные пути поиска работы - откликаться на вакансии на сайтах по поиску работы, рассылать резюме в интересные вам компании напрямую, звонить в них и уточнять, имеются ли интересующие вас места, искать работу через знакомых и социальные сети. Необходимо вести активный самостоятельный поиск, предварительно корректируя резюме под требования конкретной вакансии, рассматривая сходные позиции, - это повысит шансы быстрее найти работу.
Как показывает практика, в большинстве размещенных вакансий уже кроются ответы на некоторые вопросы. Внимательно изучив их, можно понять, кого ищет работодатель, каким должен быть идеальный, с его точки зрения, кандидат и какой опыт для него является ключевым. По возможности продемонстрируйте в резюме все то, что хочет увидеть работодатель. И обязательно будьте активны - при поиске работы сегодня это особенно важно!
Комментарии