По душам и деньги

«Раньше финансировались школы, теперь — школьники». Под таким девизом с 1 января 2007 года в Петербурге начнет действовать новый принцип финансирования школ — «нормативно-подушевой», при котором, как уже привыкли говорить, деньги идут за учеником.

По душам и деньги  |

Простая арифметика. Допустим, в обыч­ной общеобразовательной школе учатся тысяча детей. На каждого в год, соглас­но нормативу (высчитанному комитетом по экономическому развитию и компа­нией «Балтаудитэксперт»), полагается 22 тысячи 56 рублей. Итого школа получит на учеников 22 миллиона 56 тысяч руб­лей. Норматив вычислялся исходя из многих параметров: зарплата учителю, мел — на доске писать, тряпки — мел с доски стирать и прочее. К тому же «це­ны» варьируются в зависимости от типа обучения: у общеобразовательной шко­лы — один, у школы с углубленным изу­чением предмета — другой, у продлен­ки — третий, у интерната — четвертый, у коррекционной — пятый, и так далее.

Но продолжим с общеобразователь­ной школой. Мальчик Петя учился в шко­ле N, пользующейся в микрорайоне за­служенным неуспехом. Родители Пети перевели его в школу NN, на которую в районном отделе образования не нара­дуются. Раньше было так: Петя перешел в другую школу — ну и ничего, дело жи­тейское. Теперь Петя перетащит с собой в другое учебное заведение и свои вы­деляемые городом 22 тысячи 56 рублей годовых. Чем популярнее учебное заве­дение, чем больше там учеников — тем больше у него средств. При этом предел совершенству все же есть: в классе не должно быть больше 25 человек.

В Петербурге заговорили о переходе на «нормативно-подушевое финансиро­вание» еще летом 2005 года. И наш го­род далеко не первый, кто на такую перестройку решился: Самарская, Яро­славская, Новгородская, Воронежская, Тюменская области, Чувашия уже живут по принципу «деньги идут за учеником».

— В России бурные экономические преобразования, — констатировал на пресс-конференции в Агентстве бизнес- новостей зампредседателя городского комитета по образованию Игорь Козлов. — И важно понимать, сколько мы потра­тим на школу и что получим в результа­те. Мы обострим ситуацию вокруг пло­хих школ, обратим на них внимание.

Теперь финансирование не будет за­висеть от того, в какой школе директор более убедительно просит у района или города деньги. Сколько учеников, каков тип обучения — в соответствии с этим директор и получит средства.

Впрочем, двумя школьными нормати­вами город будет распоряжаться само­стоятельно: выделением средств на жи­лищно-коммунальные услуги и капре­монт. По словам Игоря Козлова, это га­рантия того, что даже самая непопуляр­ная школа не останется без необходи­мого — водоснабжения, отопления, вы­воза мусора. А средства на капитальный ремонт город будет выделять тем шко­лам, которые сочтет более нуждающи­мися в починке.

Притом что в Петербурге в 2007 году на все образование бюджет выделит 35 миллиардов рублей (на десять миллиар­дов больше, чем в нынешнем), на вся­кий случай имеется резервный фонд в 800 миллионов рублей. Мало ли что-то не удалось предусмотреть, мало ли — экстренные случаи: вдруг мальчик Петя перейдет не из одной петербургской школы в другую, а приедет к нам из дру­гого города и, соответственно, без свое­го «подушевого взноса». Школы смогут обращаться к резервному фонду и по другим нуждам — естественно, обосно­вывая их.

В свое время на пресс-конференции в Петербурге Исаак Калина, директор департамента государственной полити­ки в области образования Минобрнау­ки, говорил: «В 24 субъектах Российской Федерации школы перешли на норма­тивно-подушевое финансирование, в 18 субъектах это «сделано грамотно». То есть варианты есть: можем сделать гра­мотно, можем — как в тех шести субъ­ектах. Петербург — город немаленький и сложный, и тут простой арифметикой не обойдешься.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости
№ 219 (3766) от 23 ноября 2006 года.


#«нормативно-подушевой» #финансирование #школьники

Комментарии



Самое читаемое

#
#
Возвращение. Не к системе, а к системности
13 июля 2017

Возвращение. Не к системе, а к системности

Неужели после долгой эпохи реформирования самое лучшее, что можно сделать, это вернуться к тому, что было?

Выпускники Ленобласти
26 июня 2017

Выпускники Ленобласти

Каждый седьмой выпускник Ленобласти награжден медалью за особые успехи в обучении.

Четверо петербуржцев сдали два ЕГЭ на сто баллов
15 июня 2017

Четверо петербуржцев сдали два ЕГЭ на сто баллов

Выпускники 2017 года уже получают результаты сданных экзаменов.

Из-за любви к игре
18 мая 2017

Из-за любви к игре

При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дом молодежи Санкт-Петербурга вновь собрал самых веселых и находчивый студентов нашего города.

Права взбесившихся роботов
18 мая 2017

Права взбесившихся роботов

Не исключено, что именно это будет в ближайшее время обсуждать мировое юридическое сообщество

Знай и люби свой город
15 мая 2017

Знай и люби свой город

При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 12 мая в Аничковом дворце наградили победителей 8-9 классов VI региональной олимпиады по краеведению.

Лучшие из лучших
12 мая 2017

Лучшие из лучших

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (8-9 классы) школьников Санкт-Петербурга авторов лучших эссе. ...

«Гарантированное будущее больше не гарантировано»
10 мая 2017

«Гарантированное будущее больше не гарантировано»

Несколько лет назад «на пике» оказались профессии, о которых раньше слыхом не слыхивали – и уж понятно, что в списке профессий они не значились.

СМИ XXI века
23 апреля 2017

СМИ XXI века

Пятый международный молодежный форум СМИ Северо-Запада «Медиа-Старт» прошел при информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» .

Тонкости поступления в вуз
18 апреля 2017

Тонкости поступления в вуз

Весна — жаркая пора для абитуриентов и их родителей. О тонкостях поступления в вузы рассказал директор Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции Дан...

Онлайн-курсы: играй или проиграешь
18 апреля 2017

Онлайн-курсы: играй или проиграешь

Студент может учиться одновременно в нескольких университетах. Курс — в МГУ, курс — в СПбГУ, курс — в УрФУ... Когда такое было?

ЕГЭ по истории может стать обязательным
14 марта 2017

ЕГЭ по истории может стать обязательным

Позволит ли обязательность не просто знать историю, а уважительно к ней относиться?