По душам и деньги
«Раньше финансировались школы, теперь — школьники». Под таким девизом с 1 января 2007 года в Петербурге начнет действовать новый принцип финансирования школ — «нормативно-подушевой», при котором, как уже привыкли говорить, деньги идут за учеником.

Простая арифметика. Допустим, в обычной общеобразовательной школе учатся тысяча детей. На каждого в год, согласно нормативу (высчитанному комитетом по экономическому развитию и компанией «Балтаудитэксперт»), полагается 22 тысячи 56 рублей. Итого школа получит на учеников 22 миллиона 56 тысяч рублей. Норматив вычислялся исходя из многих параметров: зарплата учителю, мел — на доске писать, тряпки — мел с доски стирать и прочее. К тому же «цены» варьируются в зависимости от типа обучения: у общеобразовательной школы — один, у школы с углубленным изучением предмета — другой, у продленки — третий, у интерната — четвертый, у коррекционной — пятый, и так далее.
Но продолжим с общеобразовательной школой. Мальчик Петя учился в школе N, пользующейся в микрорайоне заслуженным неуспехом. Родители Пети перевели его в школу NN, на которую в районном отделе образования не нарадуются. Раньше было так: Петя перешел в другую школу — ну и ничего, дело житейское. Теперь Петя перетащит с собой в другое учебное заведение и свои выделяемые городом 22 тысячи 56 рублей годовых. Чем популярнее учебное заведение, чем больше там учеников — тем больше у него средств. При этом предел совершенству все же есть: в классе не должно быть больше 25 человек.
В Петербурге заговорили о переходе на «нормативно-подушевое финансирование» еще летом 2005 года. И наш город далеко не первый, кто на такую перестройку решился: Самарская, Ярославская, Новгородская, Воронежская, Тюменская области, Чувашия уже живут по принципу «деньги идут за учеником».
— В России бурные экономические преобразования, — констатировал на пресс-конференции в Агентстве бизнес- новостей зампредседателя городского комитета по образованию Игорь Козлов. — И важно понимать, сколько мы потратим на школу и что получим в результате. Мы обострим ситуацию вокруг плохих школ, обратим на них внимание.
Теперь финансирование не будет зависеть от того, в какой школе директор более убедительно просит у района или города деньги. Сколько учеников, каков тип обучения — в соответствии с этим директор и получит средства.
Впрочем, двумя школьными нормативами город будет распоряжаться самостоятельно: выделением средств на жилищно-коммунальные услуги и капремонт. По словам Игоря Козлова, это гарантия того, что даже самая непопулярная школа не останется без необходимого — водоснабжения, отопления, вывоза мусора. А средства на капитальный ремонт город будет выделять тем школам, которые сочтет более нуждающимися в починке.
Притом что в Петербурге в 2007 году на все образование бюджет выделит 35 миллиардов рублей (на десять миллиардов больше, чем в нынешнем), на всякий случай имеется резервный фонд в 800 миллионов рублей. Мало ли что-то не удалось предусмотреть, мало ли — экстренные случаи: вдруг мальчик Петя перейдет не из одной петербургской школы в другую, а приедет к нам из другого города и, соответственно, без своего «подушевого взноса». Школы смогут обращаться к резервному фонду и по другим нуждам — естественно, обосновывая их.
В свое время на пресс-конференции в Петербурге Исаак Калина, директор департамента государственной политики в области образования Минобрнауки, говорил: «В 24 субъектах Российской Федерации школы перешли на нормативно-подушевое финансирование, в 18 субъектах это «сделано грамотно». То есть варианты есть: можем сделать грамотно, можем — как в тех шести субъектах. Петербург — город немаленький и сложный, и тут простой арифметикой не обойдешься.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости
№ 219 (3766) от 23 ноября 2006 года.
Комментарии