По душам и деньги

«Раньше финансировались школы, теперь — школьники». Под таким девизом с 1 января 2007 года в Петербурге начнет действовать новый принцип финансирования школ — «нормативно-подушевой», при котором, как уже привыкли говорить, деньги идут за учеником.

По душам и деньги  |

Простая арифметика. Допустим, в обыч­ной общеобразовательной школе учатся тысяча детей. На каждого в год, соглас­но нормативу (высчитанному комитетом по экономическому развитию и компа­нией «Балтаудитэксперт»), полагается 22 тысячи 56 рублей. Итого школа получит на учеников 22 миллиона 56 тысяч руб­лей. Норматив вычислялся исходя из многих параметров: зарплата учителю, мел — на доске писать, тряпки — мел с доски стирать и прочее. К тому же «це­ны» варьируются в зависимости от типа обучения: у общеобразовательной шко­лы — один, у школы с углубленным изу­чением предмета — другой, у продлен­ки — третий, у интерната — четвертый, у коррекционной — пятый, и так далее.

Но продолжим с общеобразователь­ной школой. Мальчик Петя учился в шко­ле N, пользующейся в микрорайоне за­служенным неуспехом. Родители Пети перевели его в школу NN, на которую в районном отделе образования не нара­дуются. Раньше было так: Петя перешел в другую школу — ну и ничего, дело жи­тейское. Теперь Петя перетащит с собой в другое учебное заведение и свои вы­деляемые городом 22 тысячи 56 рублей годовых. Чем популярнее учебное заве­дение, чем больше там учеников — тем больше у него средств. При этом предел совершенству все же есть: в классе не должно быть больше 25 человек.

В Петербурге заговорили о переходе на «нормативно-подушевое финансиро­вание» еще летом 2005 года. И наш го­род далеко не первый, кто на такую перестройку решился: Самарская, Яро­славская, Новгородская, Воронежская, Тюменская области, Чувашия уже живут по принципу «деньги идут за учеником».

— В России бурные экономические преобразования, — констатировал на пресс-конференции в Агентстве бизнес- новостей зампредседателя городского комитета по образованию Игорь Козлов. — И важно понимать, сколько мы потра­тим на школу и что получим в результа­те. Мы обострим ситуацию вокруг пло­хих школ, обратим на них внимание.

Теперь финансирование не будет за­висеть от того, в какой школе директор более убедительно просит у района или города деньги. Сколько учеников, каков тип обучения — в соответствии с этим директор и получит средства.

Впрочем, двумя школьными нормати­вами город будет распоряжаться само­стоятельно: выделением средств на жи­лищно-коммунальные услуги и капре­монт. По словам Игоря Козлова, это га­рантия того, что даже самая непопуляр­ная школа не останется без необходи­мого — водоснабжения, отопления, вы­воза мусора. А средства на капитальный ремонт город будет выделять тем шко­лам, которые сочтет более нуждающи­мися в починке.

Притом что в Петербурге в 2007 году на все образование бюджет выделит 35 миллиардов рублей (на десять миллиар­дов больше, чем в нынешнем), на вся­кий случай имеется резервный фонд в 800 миллионов рублей. Мало ли что-то не удалось предусмотреть, мало ли — экстренные случаи: вдруг мальчик Петя перейдет не из одной петербургской школы в другую, а приедет к нам из дру­гого города и, соответственно, без свое­го «подушевого взноса». Школы смогут обращаться к резервному фонду и по другим нуждам — естественно, обосно­вывая их.

В свое время на пресс-конференции в Петербурге Исаак Калина, директор департамента государственной полити­ки в области образования Минобрнау­ки, говорил: «В 24 субъектах Российской Федерации школы перешли на норма­тивно-подушевое финансирование, в 18 субъектах это «сделано грамотно». То есть варианты есть: можем сделать гра­мотно, можем — как в тех шести субъ­ектах. Петербург — город немаленький и сложный, и тут простой арифметикой не обойдешься.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости
№ 219 (3766) от 23 ноября 2006 года.


#«нормативно-подушевой» #финансирование #школьники

Комментарии