Парк «юртского» периода

Практически весь февраль Российский этнографический музей (один из крупнейших в мире, располагающий фондами в полмиллиона экспонатов и отмечающий нынче 115-летие) был похож на огромный растревоженный улей. Вместо музейной тишины - гром барабанов, традиционное и экзотическое горловое пение, звучание невиданных народных инструментов, аплодисменты, шум и гам. Вместо неторопливого перемещения по залам вдумчивых взрослых - нескончаемые гудящие потоки и ручейки оживленных школьников, старающихся все успеть (услышать, увидеть, спросить, понять, ответить на вопросы экскурсовода и буклета-викторины и тут же обсудить это с другом или подружкой). Смех, беготня, игры, соревнования по перетягиванию палки или метанию аркана и танцы: за зажигательной лезгинкой - степенный эстонский ямая-лабаялг...

Парк «юртского» периода | Третьеклассники с увлечением «наряжают» татарские сапожки-ичиги.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Третьеклассники с увлечением «наряжают» татарские сапожки-ичиги.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Трехнедельный марафон в Этнографическом музее состоял из 400 интерактивных программ, концертов, выставок, квестов, дефиле, а также «круглых столов» и семинаров для специалистов. Все вместе именовалось по-прежнему «рекреационно-познавательно-развлекательно» - «Этнопарком». Однако нынче мероприятие, ежегодно организуемое комитетом по национальной политике, кардинально отличалось от двух прежних, проведенных в 2015-м и 2016 годах в «Экспофоруме». Во-первых, длительностью (уже не два дня, а 22), во-вторых - профессионализмом и уровнем вовлекаемого в процесс «этноматериала». Помимо уже знакомых петербуржцам «этнодворов», созданных национальными общественными объединениями, и в распоряжении посетителей этой выставки были материальные и интеллектуальные ресурсы Российского этнографического музея, его экспозиции, годами наработанные программы. В результате получилось нечто небывалое по масштабу и качеству.

Чтобы посетители не потерялись в многообразии и не «захлебнулись» в изобилии, «Этнопарк» тематически разделили по неделям. На первой к себе в чум звали в гости народы Крайнего Севера, на второй - кавказцы в саклю, на третьей в Мраморном зале раскинулись юрты кочевых тюркских этносов - казахов, киргизов, башкир, бурят.

Как подчеркивают организаторы, на этой выставке была максимально представлена аутентичная культура. На открытии - самый многонациональный в истории подобных праздников Петербурга хоровод из представителей более ста народов (не наряженных в национальные костюмы артистов, а настоящих представителей этносов). На концертах - не коллективы, исполняющие башкирские, татарские, дагестанские или польские песни и пляски, а башкиры, татары, дагестанцы и поляки, поющие свои песни и танцующие свои танцы.

Наталья Зиневич в день открытия «Этнопарка» запланированно водила свой пятый класс войсковицкой школы № 2 (пос. Войсковицы Гатчинского района) в Эрмитаж. После посещения залов Древнего Рима по подсказке «своего» экскурсовода решили завернуть в Этнографический музей - и попали прямиком на квесты.

- Какие народы Кавказа вы знаете? - спрашивает гид.

- Грузинов, армян! - отвечают наперебой.

- В каких странах они живут?

- Грузины в Грузии, армяне в Армяндии... Ой - в Армении конечно! - промашка одноклассника тонет в дружном хохоте группы.

Через пятнадцать минут пятиклассники уже знают о том, что Кавказ это древнейшая земля, на которой проживают более ста разных народов с уникальной культурой, что в Армении христианство было принято еще в IV веке и еще — кто такие талыши, хевсуры, тушины, пшавы, мтиулы, мегрелы...

7-й класс 291-й школы затормозил у среднеазиатских стендов. Вместе с классным руководителем Еленой Анатольевной с увлечением решают хозяйственные задачки про неурожай и заемный рис, измеряемый в тюбетейках, пиалах и блюдах: одна тюбетейка - 3 пиалы, 3 тюбетейки - малое блюдо, 9 - большое...

Малыши-второклассники толпятся у витрины: за стеклом нарядный курдский воин и скромный земледелец с натруженными руками.

- Как вы думаете, что выращивали на склонах гор земледельцы?

- Цветы? - неуверенно предположил робкий голосок.

У разных возрастных групп - разные квесты. Для посетителей от 6 лет разработан маршрут «Новичок», для младших школьников - «Следопыт», для тех, кто постарше, - «Исследователь». Есть еще «Эксперт» - викторина для взрослых. Так же и на мастер-классах: сувениры из бересты, прессованной кожи, бисера, войлока, шерсти дети, педагоги, родители, бабушки и дедушки мастерят в «Этнопарке» под руководством опытных музейных работников (изделиями в традиционном стиле с использованием старинных технологий и из природных материалов здесь уже 20 лет занимаются в «Школе ремесел»).

- Дошколята делают колокольчики, шнуруют их ленточкой, дети постарше - обложки для блокнотика с орнаментом, взрослые - закладки, очелья, солонки, - мастер по плетению из бересты Мария Спиридонова показывает нарядные образцы, а также специальные инструменты - нож, ножницы, молоточек-пробойник и кочедык (кадечик) - тупое шило для плетения.

- Сложно орнамент сплести? - спрашиваю у немолодого петербуржца с полосками бересты в руках.

- В общем-то, нет, - не очень уверенно отвечает 69-летний пенсионер Анатолий Константинович Королев, в прошлом - тренер по спортивному ориентированию. Сейчас ему явно непросто сориентироваться, куда завернуть очередную берестяную ленточку...

Ученица 210-й школы Мария плетет очелье - ободок на лоб. За работой Маша с охотой рассказывает:

- У меня папа из Белоруссии, а мама из Киргизии. Но из национального я больше про кухню знаю: плов, манты, борщ, картошка с салом, пироги различные... Очень люблю боорсоки - это такой хворост с кишмишем. Готовить я часто маме помогаю.

На первом этаже в холле музея третий «А» лицея № 373 сосредоточенно клеит из цветной бумаги нарядные татарские сапожки-ичиги.

- Мы ходим в этот музей раз в месяц по «этнографическому абонементу» - выбрали для себя образовательную программу «Сказочная страна - Россия», - поясняет учительница Елена Троянова. - И сегодня пришли, как обычно, на занятие, а попали вот в «Этнопарк»... Дети эти мастер-классы очень любят. В прошлый раз делали нарядные кошелечки из кожи на шнурке, и целый месяц потом класс ходил с этими кошелечками на шее, сразу было понятно, откуда дети, - смеется педагог. - У нас были уроки, на которых ребята очень интересно рассказывали о своих национальностях, обычаях, праздниках, традициях. Вот Расул - кумык, Соломон - кореец, у Анжелики прадедушка - чистокровный узбек, а Гита...

- ...А я - полурусский, полуукраинский, полукраснодарский! - радостно включается в беседу бойкий белобрысый пацаненок, закончивший наряжать свой сапожок раньше всех. И добавляет, чуть поразмыслив: - Но вообще-то я петербургский, конечно...


#дети #этнос #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 035 (5897) от 28.02.2017.


Комментарии