Образовательная ниша: кто виноват и что делать?

Эксперты полагают, что необходимо коренным образом менять систему образования. Авторитетные мнения по этому вопросу узнал автор «СПб ведомостей».

Образовательная ниша: кто виноват и что делать? | Фото: Aymanjed/Pixabay

Фото: Aymanjed/Pixabay

Ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок, к примеру, считает, что существующая образовательная система создает барьер для реализации потенциала талантливых студентов. «Их необходимо «выталкивать» на рынок труда еще на стадии обучения, а не тогда, когда они заканчивают бакалавриат или магистратуру, - говорит она. - Но делать это надо умело, профессионально ориентируя и сопровождая молодых специалистов на протяжении всего образовательного процесса». При этом ректор РСГУ полагает, что сейчас выпускникам зачастую не хватает не столько профессиональных качеств, сколько soft skills, то есть «мягких навыков». Например, умения разрешать конфликты, убеждать людей. «Рассказывать будущим специалистам о том, как правильно общаться, нужно на каждом курсе обучения, - уверена Починок. - Причем начинать говорить об этом надо еще в школе».

Согласен с этим и генеральный директор компании «Спенсер Стюарт Интернэшнл» Ярослав Глазунов. «Несмотря на высокую востребованность на мировом рынке труда, мало кто из российских программистов выходит на уровень топ-менеджмента и может перейти из разряда специалиста в разряд управленца, - заметил он. - А это как раз вопрос навыков». И в первую очередь тех самых «мягких», которые универсальны и позволяют не только выполнять определенную работу, но и подниматься по карьерной лестнице.

А вот по поводу того, кто же должен готовить современных специалистов и создавать для них рабочие места, возник спор. И если глава Росмолодежи Александр Бугаев уверен, что «бизнес не должен ждать, пока специалистов ему даст государство», интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев заявил, что подобные идеи противоречат здравому смыслу. «Бизнес должен стараться удалять рабочие места, а не создавать их, - считает он. - Создание рабочих мест - задача государства». Однако в ходе дискуссии эксперты все же пришли к выводу, что решение этой проблемы требует комплексного подхода. «Без взаимодействия государства и бизнеса на всех этапах образовательного процесса не обойтись», - сделали они вывод. При этом генеральный директор «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов высказал уверенность в том, что «специалистов нужно готовить не под запросы сегодняшнего дня, а под экономику будущего». Причем эксперты убеждены, что в ближайшие десять лет успешными будут только те люди, которые умеют учиться, обладают социальными навыками и способны максимально быстро адаптироваться к изменениям.

Правда, здесь у нас тоже есть проблемы. Так, по данным исследования тенденций в области развития человеческого капитала одного из профильных агентств, 47% работодателей отметили, что в их организациях уже применяются технологии искусственного интеллекта. Но в России планы по развитию навыков персонала, необходимых для работы с ними, есть лишь у 27% опрошенных...

КСТАТИ

По данным рейтинга развития человеческого капитала Всемирного экономического форума, в 2017 году Россия находилась на 16-м месте из 130 стран, производящих более 95% мирового ВВП. Занять высокую позицию ей удалось в основном за счет уровня высшего образования.

Материал был опубликован в газете под № 107 (6216) от 19.06.2018 под заголовком «Образование надо «приземлить».

#образование #мнения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6216) от 19.06.2018.


Комментарии