НОУ проблем?
Для справки тем, кто никогда с частной школой дела не имел. Первое: частные школы необязательно заведения для «золотых» детей; иногда родители учеников вкалывают как папы Карло, чтобы ребенок учился в негосударственной школе — поскольку государственная ему противопоказана (или ребенок противопоказан ей). Второе: в НОУ необязательно сдувают с ребенка пыль и ставят пятерки за красивые глаза и денежки родителей — умные родители требуют не столько пятерок, сколько адекватной подготовки к вузу, желательно на бюджетное отделение. Третье: НОУ в системе образования не вовсе сбоку припека, они входят в сеть учреждений системы образования, обучают по госстандарту и выдают аттестаты государственного образца. И еще, на всякий случай: НОУ — некоммерческие организации, то есть их задача не получение и распределение прибыли; все доходы они вкладывают в учебный процесс.

Удалитесь со старта
Проект «Образование», напомним, настроен на поддержку лидеров: победив в соответствующих конкурсах, лучшие школы страны получат по миллиону рублей на развитие; лучшие педагоги страны — по 100 тысяч рублей в поощрение. Наконец, проект должен выявить, какие образовательные учреждения больше отвечают народным чаяниям.
Представим себе, что национальный проект «Образование» — такая спортивная олимпиада. Чтобы в ней участвовать, нужно соответствовать определенным требованиям.
Например. Применять инновационные программы. «Но негосударственные образовательные заведения по определению инновационные, поскольку копировать государственную школу просто не имеет смысла», — заявила на «круглом столе» в ИА «РосБалт» Татьяна Щур, председатель координационного совета директоров НОУ Петербурга, директор гимназии «Альма-матер».
Школа-конкурсант должна быть юридическим лицом, иметь лицензию, государственную аккредитацию, самостоятельный баланс. Это имеется и у НОУ (причем в самостоятельной хозяйственной деятельности они по понятным причинам опытней государственных учебных заведений). У участника «олимпиады» не должно быть проблем с законом — и НОУ законопослушны. И так далее: у НОУ компьютерные классы, у НОУ полный комплект педагогических кадров, и эти кадры нередко имеют ученые степени, государственные награды и побеждают в профессиональных конкурсах.
НОУ выходят на старт, и тут их дисквалифицируют: школа- конкурсант должна иметь «статус методического (ресурсного, опорного) центра для других образовательных учреждений муниципалитета или субъекта Российской Федерации по одному или нескольким направлениям развития общего образования; пилотной, экспериментальной, инновационной или иной площадки федерального, регионального или муниципального уровня».
Будь ты хоть трижды инновационным, но «комитетом по образованию Санкт-Петербурга негосударственным школам отказано в праве участия в конкурсе на получение указанных статусов» (как утверждают представители НОУ). И все. Просим уда литься со старта. «Это несправедливо, — говорит Татьяна Щур. — Петербург не может быть строже Калуги, где участие частных школ в проекте разрешено».
За рамками
В Петербурге 71 негосударственное образовательное учреждение, 33 из них имеют государственную аккредитацию. В петербургских НОУ обучаются 8855 детей, которые, получается, остались за рамками проекта «Образование».
«Дети все равны, в каком бы образовательном учреждении они ни учились, — выступила Валентина Иванова, зам. председателя Комитета по науке и образованию Госдумы РФ. — Негосударственные образовательные учреждения обеспечивают конституционную гарантию государства — получение образования, и я считаю, что у Татьяны Аяновны Щур есть основания для претензий».
Зам. председателя городского комитета по образованию Петр Баранов, сказав, что тоже понимает беспокойство НОУ, все же мягко отметил, что «вообще-то комитет действует в русле документов».
«Мы направили запрос в Министерство образования с просьбой уточнить требования к школам — участникам конкурса, но ответ так и не получили», — утверждает Петр Анатольевич.
Зато, как говорят в городском комитете по образованию, преподаватели из негосударственных школ вполне могут участвовать в учительском конкурсе (который с премиальными в 100 тысяч рублей), поскольку там всего-то два условия для участников: педагог должен работать не менее 3 лет и трудиться именно в образовательном учреждении.
Собравшиеся на «круглом столе» госслужащие просили представителей НОУ все же не драматизировать: мол, частные школы закрывать не собираются, государственную аккредитацию никто не отменял и хоть получение таковой ужесточается — но только в отношении подозрительно расплодившихся вузовских филиалов. А что не все могут с ходу влиться в нацпроект «Образование» — так он едва начал работать, товарищи: нормативная база проекта еще несовершенна, только и успевай отслеживать, какие огрехи вылезают наружу. Напомнили, как президент отчитал министра образования и науки за то, что не все классные руководители получают обещанные проектом надбавки. Сообщили, что вся система образования напряжен но ждет, когда Путин опять ударит по столу, поскольку по неясным причинам до сих пор никак не поощряется классное руководство в ряде государственных (!) образовательных (!) учреждений — в сменных вечерних общеобразовательных школах, коррекционных школах, во всей системе начального и среднего профтехобразования.
«Мы сейчас с этими проблемами пытаемся разобраться — и тут впервые звучит недовольство со стороны негосударственных школ!» — посетовала Валентина Иванова.
С нормативной базой странности не только на федеральном уровне, но и на городском. Например, с апреля по распоряжению городского комитета по образованию лишились частичной бюджетной поддержки 16 НОУ, имеющих государственный статус, т. е. лицензию, аттестацию, аккредитацию (частичная государственная поддержка — 25% фонда зарплаты — позволяет не повышать плату за обучение). При этом деньги в бюджете на эти 16 НОУ заложены.
«Под удар были поставлены сотни педагогов и тысячи детей, — говорит Валерий Кривоборский, ректор Института экономики и права (при институте есть гимназия, одна из пострадавших). — Мы подали в суд и несомненно его выиграем и неполученные деньги вернем, но наш случай чреват тем, что потом и другие городские негосударственные школы будут судиться с правительством города».
Зачем им премиальные?
Учитывая то, что нацпроект поощряет лучших материально, журналисты не могли не поинтересоваться у представителей частных школ: «Вы и так не бедствуете — зачем вам еще деньги?». Татьяна Щур уверила, что деньги их не особенно заботят. И все присутствующие отметили, что главная задача нацпроекта — не соцподдержка, которую можно было бы оказать и без всяких проектов. Главное — проект создает открытый рейтинг школ, и если тебя по какой-то причине в этом рейтинге нет, пусть не на первых, но уж на каких-нибудь местах, попробуй объясни родителям, почему это тебя, такого здоровяка с такими рельефными мышцами, не допустили до участия в олимпиаде.
Зампредседателя городского комитета по образованию уверил, что город будет добиваться внятного ответа от Министерства образования. Тогда, возможно, в следующем году в следующем «образовательном» старте примут участие и негосударственные школы. Вероятно, вид этих натренированных, не шибко нуждающихся участников смутит остальных, которые поддерживают «спортивную форму» исключительно на государственные средства. Смутит — но, может, и подстегнет.
К тому же на следующем старте всем школам будет полегче: нынешние школы-лидеры, получив по миллиону, автоматически выбывают из соревнований на 5 лет. Хотя, согласитесь, если «олимпиада» ежегодно выявляет не лучших вообще, а лучших из оставшихся, есть в этом что-то странное.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 105 (3652) от 14 июня 2006 года.
Комментарии