НОУ проблем?

Для справки тем, кто никогда с частной школой дела не имел. Первое: частные школы необязательно заведения для «золотых» детей; иногда родители учеников вкалывают как папы Карло, чтобы ребенок учился в негосударственной школе — поскольку государственная ему противопоказана (или ребенок противопоказан ей). Второе: в НОУ необязательно сдувают с ребенка пыль и ставят пятерки за красивые глаза и денежки родителей — умные родители требуют не столько пятерок, сколько адекватной подготовки к вузу, желательно на бюджетное отделение. Третье: НОУ в системе образования не вовсе сбоку припека, они входят в сеть учреждений системы образования, обучают по госстандарту и выдают аттестаты государственного образца. И еще, на всякий случай: НОУ — некоммерческие организации, то есть их задача не получение и распределение прибыли; все доходы они вкладывают в учебный процесс.

НОУ проблем?  |

Удалитесь со старта

Проект «Образование», напом­ним, настроен на поддержку ли­деров: победив в соответству­ющих конкурсах, лучшие школы страны получат по миллиону рублей на развитие; лучшие пе­дагоги страны — по 100 тысяч рублей в поощрение. Наконец, проект должен выявить, какие образовательные учреждения больше отвечают народным чаяниям.

Представим себе, что наци­ональный проект «Образова­ние» — такая спортивная олим­пиада. Чтобы в ней участво­вать, нужно соответствовать определенным требованиям.

Например. Применять инно­вационные программы. «Но не­государственные образователь­ные заведения по определению инновационные, поскольку ко­пировать государственную шко­лу просто не имеет смысла», — заявила на «круглом столе» в ИА «РосБалт» Татьяна Щур, предсе­датель координационного сове­та директоров НОУ Петербурга, директор гимназии «Альма-ма­тер».

Школа-конкурсант должна быть юридическим лицом, иметь лицензию, государствен­ную аккредитацию, самостоя­тельный баланс. Это имеется и у НОУ (причем в самостоятель­ной хозяйственной деятельнос­ти они по понятным причинам опытней государственных учебных заведений). У участника «олимпиады» не должно быть проблем с законом — и НОУ законопослушны. И так далее: у НОУ компьютерные классы, у НОУ полный комплект педагоги­ческих кадров, и эти кадры не­редко имеют ученые степени, государственные награды и по­беждают в профессиональных конкурсах.

НОУ выходят на старт, и тут их дисквалифицируют: школа- конкурсант должна иметь «ста­тус методического (ресурсно­го, опорного) центра для дру­гих образовательных учрежде­ний муниципалитета или субъ­екта Российской Федерации по одному или нескольким на­правлениям развития общего образования; пилотной, экспе­риментальной, инновационной или иной площадки федераль­ного, регионального или муни­ципального уровня».

Будь ты хоть трижды иннова­ционным, но «комитетом по об­разованию Санкт-Петербурга негосударственным школам от­казано в праве участия в конкур­се на получение указанных ста­тусов» (как утверждают предста­вители НОУ). И все. Просим уда литься со старта. «Это неспра­ведливо, — говорит Татьяна Щур. — Петербург не может быть строже Калуги, где участие частных школ в проекте разре­шено».

За рамками

В Петербурге 71 негосударст­венное образовательное уч­реждение, 33 из них имеют го­сударственную аккредитацию. В петербургских НОУ обучают­ся 8855 детей, которые, полу­чается, остались за рамками проекта «Образование».

«Дети все равны, в каком бы образовательном учреждении они ни учились, — выступила Ва­лентина Иванова, зам. председа­теля Комитета по науке и обра­зованию Госдумы РФ. — Негосу­дарственные образовательные учреждения обеспечивают кон­ституционную гарантию государ­ства — получение образования, и я считаю, что у Татьяны Аяновны Щур есть основания для пре­тензий».

Зам. председателя город­ского комитета по образова­нию Петр Баранов, сказав, что тоже понимает беспокойство НОУ, все же мягко отметил, что «вообще-то комитет действует в русле документов».

«Мы направили запрос в Ми­нистерство образования с про­сьбой уточнить требования к школам — участникам конкур­са, но ответ так и не получили», — утверждает Петр Анатолье­вич.

Зато, как говорят в городском комитете по образованию, пре­подаватели из негосударствен­ных школ вполне могут участво­вать в учительском конкурсе (который с премиальными в 100 тысяч рублей), поскольку там всего-то два условия для участ­ников: педагог должен работать не менее 3 лет и трудиться именно в образовательном уч­реждении.

Собравшиеся на «круглом столе» госслужащие просили представителей НОУ все же не драматизировать: мол, част­ные школы закрывать не соби­раются, государственную акк­редитацию никто не отменял и хоть получение таковой ужес­точается — но только в отноше­нии подозрительно расплодив­шихся вузовских филиалов. А что не все могут с ходу влиться в нацпроект «Образование» — так он едва начал работать, то­варищи: нормативная база про­екта еще несовершенна, только и успевай отслеживать, какие ог­рехи вылезают наружу. Напом­нили, как президент отчитал ми­нистра образования и науки за то, что не все классные руково­дители получают обещанные проектом надбавки. Сообщили, что вся система образования на­пряжен но ждет, когда Путин опять ударит по столу, посколь­ку по неясным причинам до сих пор никак не поощряется класс­ное руководство в ряде государ­ственных (!) образовательных (!) учреждений — в сменных вечер­них общеобразовательных шко­лах, коррекционных школах, во всей системе начального и сред­него профтехобразования.

«Мы сейчас с этими пробле­мами пытаемся разобраться — и тут впервые звучит недоволь­ство со стороны негосударст­венных школ!» — посетовала Валентина Иванова.

С нормативной базой стран­ности не только на федераль­ном уровне, но и на городском. Например, с апреля по распоря­жению городского комитета по образованию лишились частич­ной бюджетной поддержки 16 НОУ, имеющих государст­венный статус, т. е. лицензию, аттестацию, аккредитацию (частичная государственная поддержка — 25% фонда зар­платы — позволяет не повы­шать плату за обучение). При этом деньги в бюджете на эти 16 НОУ заложены.

«Под удар были поставлены сотни педагогов и тысячи детей, — говорит Валерий Кривобор­ский, ректор Института экономи­ки и права (при институте есть гимназия, одна из пострадав­ших). — Мы подали в суд и несо­мненно его выиграем и неполу­ченные деньги вернем, но наш случай чреват тем, что потом и другие городские негосударст­венные школы будут судиться с правительством города».

Зачем им премиальные?

Учитывая то, что нацпроект поощряет лучших материаль­но, журналисты не могли не поинтересоваться у представителей частных школ: «Вы и так не бедствуете — зачем вам еще деньги?». Татьяна Щур уверила, что деньги их не особенно заботят. И все при­сутствующие отметили, что главная задача нацпроекта — не соцподдержка, которую можно было бы оказать и без всяких проектов. Главное — проект создает открытый рей­тинг школ, и если тебя по ка­кой-то причине в этом рейтин­ге нет, пусть не на первых, но уж на каких-нибудь местах, по­пробуй объясни родителям, почему это тебя, такого здо­ровяка с такими рельефными мышцами, не допустили до участия в олимпиаде.

Зампредседателя город­ского комитета по образова­нию уверил, что город будет добиваться внятного ответа от Министерства образова­ния. Тогда, возможно, в сле­дующем году в следующем «образовательном» старте примут участие и негосудар­ственные школы. Вероятно, вид этих натренированных, не шибко нуждающихся участни­ков смутит остальных, кото­рые поддерживают «спортив­ную форму» исключительно на государственные средства. Смутит — но, может, и под­стегнет.

К тому же на следующем старте всем школам будет по­легче: нынешние школы-лиде­ры, получив по миллиону, автоматически выбывают из соревнований на 5 лет. Хотя, согласитесь, если «олимпиа­да» ежегодно выявляет не луч­ших вообще, а лучших из оставшихся, есть в этом что-то странное.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 105 (3652) от 14 июня 2006 года.


#НОУ #образование #проблемы

Комментарии