Нарисуем - будем жить

Начинать подготовку будущих архитекторов необходимо с первых классов школы. Чтобы будущие Росси и Фомины четко осознавали - они не только проектируют надежные здания, но и формируют психологию людей, которые будут пользоваться трудами зодчих.

 Нарисуем - будем жить | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Таков итог «круглого стола» «Непрерывное архитектурное образование в Петербурге», в котором приняли участие педагоги художественных школ, преподаватели СПбГАСУ, представители профильных комитетов городской власти.

Разговор начался с цифр и проблем. В Петербурге работают почти 4 тысячи организаций, которые занимаются архитектурным и инженерным проектированием. В них заняты 29 тысяч человек. По информации от рекрутинговых агентств, любая вакансия вызывает конкурс 14 человек на место.

Но профессионалов не хватает. Образно пояснил проблему Владимир Линов, доцент Архитектурно-строительного университета: «Подчас мы выпускаем бакалавра, который не может провести прямую линию». В вуз приходят много абитуриентов, которые учились в художественных школах. С одной стороны, они понимали, что быть «свободными художниками» - непозволительная роскошь, нужно получить востребованную профессию, которая будет кормить. С другой - они ориентированы на изобразительные искусства, у них слабо развито пространственное мышление и владение терминологией. Не говоря уже про навыки макетирования, аккуратной работы с любым материалом от акварели до чертежа. Все это приходится восполнять на младших курсах, но и на 3-м курсе попадаются студенты, которые не знают, что такое эркер».

Два года назад при участии Союза архитекторов и КГА был запущен проект «Школа будущего архитектора» для старшеклассников общеобразовательных школ. Она существует благодаря энтузиазму учителей в четырех школах Приморского и Московского районов.

Общей картины это не меняет. Евгений Модонов, представитель комитета по науке и высшей школе, заметил, что тестирование педагогов средних школ показывает: они не готовы к целенаправленному профориентированию учеников. Вся надежда в данном случае - на детское дополнительное художественное образование.

Как сообщила Светлана Щербина, методист Центра развития образования в сфере культуры и искусства, в городе работают 14 художественных школ и 12 художественных отделений в школах искусств. Там трудятся энтузиасты, которые находят в плотной программе окна для занятий по архитектуре, учат макетированию, организуют экскурсии в другие города (родители готовы платить). Об этом опыте рассказывали Юлия Никитина, Янина Королькова и другие педагоги.

Но помещений для занятий архитектурой (как, впрочем, и другими специальностями) в художественных школах не хватает. Нет в них и преподавателей по новым направлениям, например по компьютерному моделированию.

В 2013 году Министерство культуры утвердило ФГТ «Архитектура» - федеральные государственные требования к программе дополнительного предпрофессионального образования. Если изложить этот многостраничный документ в нескольких словах, то необходимы новые специализированные детские школы архитектуры и дизайна со своими помещениями, штатом и бюджетом. Они уже созданы в Москве и Новосибирске.

Участники «круглого стола» считают, что Петербургу с его наследием, педагогическими традициями и корпусом практикующих архитекторов тоже вполне по силам решение этой задачи.

Владимир Линов призвал не ждать светлого будущего. Для начальной подготовки будущих зодчих нужно «внедрить» архитектуру в существующие художественные школы. Требуются три вещи: бумага, клей для строительства моделей и программа.

 

#архитектура #круглый стол #обучение

Комментарии