Наказ: ученика не наказывать

Если говорить сразу о результате, то Международный бакалавриат — это система школьного образования, после которой выпускника без экзамена примет и Кембридж, и Оксфорд, и Гарвард, и Сорбонна. В российских вузах этот номер, правда, не проходит. Пока. Во всяком случае правительство Москвы уже решило поощрять внедрение программ Международного бакалавриата, причем в государственных школах. До сих пор в России роскошь заниматься по системе «Ай Би», то есть IB, то есть International Baccalaureate, позволяли себе школы негосударственные, и то таких смельчаков в стране пока лишь 13, и 10 из них находятся в столице. В Петербурге тоже есть. Одна. Разумеется, частная.

Наказ: ученика не наказывать  | ФОТО Александра Дроздова

ФОТО Александра Дроздова

Обучение в диалоге

Школа «Обучение в диалоге», ШОД (три этажа, центр города) — даже не «одна из первых негосударственных школ в Петербурге», это именно первая негосударственная: возникла в 1988-м, сейчас отмечает 20-летие.

И надо же: именно это первое НОУ менее всего похоже на привычную всем школу, хотя обучает по государственной программе и аккредитована комитетом по образованию.

Здесь учатся и те, кто за темпом обучения в обычной школе не успевал, и те, кто в государственной школе обгонял одноклассников. И те, кому ходить в госшколу трудно по слабости здоровья, и те, кто здоровьем пышет настолько, что разъезжает по мировым спортивным состязаниям (и какие уж тут ежедневные уроки). Здесь учатся и дети с проблемами в общении, и говоруны.

Самое странное: и «эти», и «те» учатся вместе. Можно бы сказать, что в одном классе, но здесь нет деления на классы.

Оговоримся: это мы не расписываем систему IB; о ней речь позже, и внедрена она была недавно, в 2006 году. Это мы пока о системе, с которой школа «Обучение в диалоге» начиналась как таковая — с нее самой, системы «обучение в диалоге». Хотя, вероятно, она и подтолкнула впоследствии к Международному бакалавриату.

— Систему «обучение в диалоге» разработал красноярский ученый Виталий Кузьмич Дьяченко, — рассказывает директор школы Владимир АНДРЕЕВ.

— Это был ответ государственной школе, где просто физически не построить диалог, потому что невозможно держать в поле зрения несколько классов по 25 человек.

Ну и дисциплина тут у вас

...Выглядит это так. В довольно большом помещении — около десяти столов; за каждым — учитель и по 6 — 8 учеников. Какая там «тишина в классе», — галдеж; правда, на пониженных тонах. За одним столом 5-кпассник и 11-классник могут дискутировать вместе с учителем по какому-нибудь историческому (литературному и т. д.) вопросу.

Школьники разделены не по классам, а по учителям-предметникам. Ученик сам выбирает, за какой стол сегодня сесть. Может быть, у него сегодня личный день русского языка, настроение такое, — так он с 9.30 до 12.30 (длина учебного дня) у одного преподавателя и занимается.

— То, что за одним столом сидят дети разного возраста, и сейчас удивление вызывает, а 20 лет назад тем более, — говорит Владимир Андреев. — И я все эти 20 лет объясняю: мы любим говорить, что школа — модель общества; так где вы в жизни видели, чтобы 25-летних отделяли, скажем, от 27-летних? Мы же в жизни — все вместе, мы обогащаем друг друга общением... Это великолепный психологический прием: обычно 5-классник боится 10-классника — «дедовщина», понимаете? А тут чего бояться: они за одним столом сидят. Нет, разновозрастность имеет намного больше преимуществ, чем недостатков.

— Каждый учится по своей собственной программе, — объясняет Марина НАХАТОВА, занимающая должность, экзотичную для большинства школ, «заместитель директора по связям с общественностью». — В обычной школе если ребенок тему не понял, класс ждать не будет. Здесь такого быть не может. Нет здесь и такого: «понял раньше остальных — сиди и жди, когда до других дойдет». Каждый осваивает государственную программу в своем собственном темпе, а если программы разных классов пересекаются, то дети занимаются в парах друг с другом. Отсюда и диалог. У нас специалисты из Академии имени Мечникова исследование проводили — пришли к выводу, что такая форма обучения меньше утомляет.

Хороший вопрос: как там с дисциплиной? В ШОД этого вопроса даже не ждут — предвосхищают.

— Может показаться, что у нас какой-то образовательный беспредел. На самом деле нет, — утверждает Марина Нахатова. — У каждого в зачетных книжках расписаны все темы по предметам в соответствии с госпрограммой. По каждой теме нужно сдать зачет. Вопрос о дисциплине поднимать не приходится: тут каждый работает на себя, каждый понимает, что если не сдаст зачет по теме — с места не сдвинется.

Такая свобода — уже не эксперимент. Какой эксперимент, если система уже 20 лет работает. Напротив, в ШОД утверждают, что именно из тех ребят, которые выбирают учебное расписание сами, получаются наиболее толковые. Такие, кто школу в 14 лет заканчивает; кто быстро становится кандидатом наук; кто в заграничные вузы легко поступает.

Международный бакалавриат

Заявить: «мы обучаем по системе IB» — это надо право такое иметь. Право дается, если Генеральная комиссия в Женеве сочла школу соответствующей: учитывается уровень преподавателей, программа, школьное оборудование, книжный фонд библиотеки и многое другое.

Сама образовательная программа Международного бакалавриата сложилась в конце 1960-х в Швейцарии (а разрабатывалась и вовсе с 1920-х годов) с прицелом на то, чтобы в разных странах по единой международной программе (включающей, однако, и традиции образования конкретной страны) давать старшеклассникам продвинутый курс, который можно сравнить с подготовительными занятиями в вуз. Только вуз не конкретный (систему IB признают более тысячи университетов мира), и подготовка максимально универсальная. Такая, чтобы вчерашний школьник умел вести исследовательскую деятельность. Чтобы мог действовать по программе: поставил вопрос — провел исследование — нашел решение.

Впрочем, директор Владимир Андреев об этих прелестях (Кембридж, Оксфорд, Сорбонна и т. д.) не говорит вообще. Он говорит то, что позволяет понять, почему в России IB-школ — всего лишь единицы.

— Миссия всех школ IB — принять как факт, что другой человек с его отличиями может быть прав так же, как и ты сам, — комментирует Владимир Иванович.

— Признать право другого человека быть правым. На основе этого возникла идея школы без наказания.

Страх наказания и нравственность — разные вещи; страх все равно где-то да проявится — в порче имущества, в агрессии по отношению к другим, в надписи «директор — дурак» фломастером в туалете... Наказание — это плохо. И сразу же возникает вопрос: а как поддерживать порядок?

Да если б можно было сразу ответить, как! Тут каждый раз нужно думать отдельно — «как». Спокойно обсуждать, в чем правота другого, спокойно задавать вопросы, внимательно слушать ответы. Причем и спрашивать и обсуждать нужно с позиции равных, забыв о том, что ты учитель, администратор или директор. Вот крест, который должен на себя взять руководитель школы, отказавшись от закона «я прав, и все тут».

Скажете: «анархия». Так анархию выдающиеся ученые считали лучшей системой управления, только необходимо одно условие: каждый должен отвечать за то, что он делает, потому что невозможна свобода без ответственности. Но человек должен с пониманием брать на себя эту ответственность. Это нужно обсуждать, пояснять, а не внушать.

Потому Гарвард и Кембридж берут без экзаменов выпускников IB-школ, еще и стипендию им выплачивают: эти школьники уже готовы по-настоящему работать. Они выбор сделали сердцем, а не по принуждению и не от страха перед авторитетами. Правила должны быть не в уме, не на спине, а в сердце.

...По системе IB в ШОД обучаются сейчас всего 25 человек из двухсот «шодовцев». Восхищаться ими или завидовать им — рано. По мировой статистике, далеко не все школьники, прошедшие курс Международного бакалавриата, получают соответствующий диплом (экзаменационные работы оценивают в Женеве). А если получил диплом — Кембридж с Оксфордом примут IB-выпускника с распростертыми объятиями, только если он набрал не меньше 35 баллов из 45 возможных (по данным на 2007 год). К слову, именно этой весной экзамены на диплом Международного бакалавриата сдает первый ученик в ШОД, а стало быть, в Петербурге.

...И все же: вне зависимости от дипломов и баллов из «школы без наказания», надо думать, дети выходят несколько другими.

Материал был опубликован в газете
«Санкт-Петербургские ведомости»
№ 26 (4064) от 13 февраля 2008 года.

#Международный бакалавриат #школа #диалоговое обучение

Комментарии